Стадия жизненного цикла продукта влияет на цели и стратегии ценообразования, это напрямую связано с изменениями маркетинговой среды на различных стадиях жизненного цикла товара. На практике это означает, что для новых товаров компании выбирают между стратегиями «снятия сливок» и «проникновением».
Стратегия «снятия сливок» заключается в том, что устанавливается высокая цена на новый товар. В этом случае целевая группа потребителей — это потребители, придающие большое значение покупке товаров-новинок. Они нечувствительны к ценам и готовы платить большие деньги за такие товары. По мере насыщения этой группы потребителей цена будет снижаться, чтобы привлечь потребителей из новой, более чувствительной к цене группы. После нескольких последовательных сокращений цена достигнет «нормального» уровня и весь рынок потребителей будет охвачен. Эта стратегия прибыльна, если выполняется ряд условий: спрос неэластичен (т. е. даже при высокой цене найдется достаточное для получения прибыли количество потребителей); вероятность появления на рынке конкурента в ближайшее время очень мала (а значит, не будет компании, которая за счет снижения цены сможет захватить значительную часть рынка); затраты при выпуске небольших партий товара позволяют компании получать значительную прибыль.
Эта стратегия может рассматриваться также как вариант стратегии ценовой дискриминации во времени.
Стратегия «проникновения» предполагает, что новый товар выходит по низкой цене. Цель состоит в быстром захвате рынка. Эта стратегия может быть успешна, если: потребители чувствительны к ценам и низкие цены обеспечат значительный объем продаж; выпуск больших партий товара обеспечивает серьезное сокращение издержек за счет эффекта опыта и масштаба; ожидается скорый приход конкурентов.
На более поздних стадиях жизненного цикла ценовая стратегия будет определяться уровнем конкуренции и конкурентной позиции компании, а также наличием большого разнообразия моделей. В общем, в течение ЖЦТ цена имеет тенденцию к снижению.
Вопрос №6. Сбытовая политика как средство стимулирования сбыта:
понятие «сбыта», типы каналов распределения, стратегии распределения,
понятие и классификация торговых посредников.
Распределение — один из инструментов комплекса маркетинга, призванный сделать товар доступным для целевых потребителей в нужном месте, в нужное время и в нужном количестве.
Распределение — это выбор торговых посредников и деятельность по движению товара от сферы производства до сферы потребления.
Каналы распределения — различные пути (совокупность промежуточных звеньев), по которым товар достигает конечного потребителя.
Управление распределением — решения производителя об использовании различных каналов сбыта, их сочетании, оценка их эффективности.
Сбыт — процесс продажи готовой продукции (сделки) по тем каналам, которые формирует маркетинг.
Функции каналов распределения: сортировка и формирование ассортимента; транспорт; хранение; коммуникации; финансирование; принятие рисков; покупки и продажи.
Каждая компания-производитель должна решить, выполнять ли ей эти функции самостоятельно или доверить их посредникам. Этот выбор называется выбором канала распределения.