Организационное построение ИАС должно отвечать требованиям наиболее эффективного выполнения возложенных на инженерно-технический состав задач при экономичных затратах сил и материальных ресурсов. Организационная структура ИАС и методы технической эксплуатации Л А на протяжении всей истории развития авиации непрерывно совершенствовались. Они определялись на каждом историческом этапе прежде всего уровнем развития AT и средств механизации технического обслуживания, организационной структурой авиационных подразделений, объемом и характером летной работы.
В первые годы организации и становления гражданской авиации и ИАС самолеты обслуживались закрепленным за ними техническим составом. К каждому самолету в зависимости от особенностей его конструкции прикреплялось определенное число лиц технического состава (техники, механики, мотористы), которые могли обслуживать только один (закрепленный) самолет.
Методы технического обслуживания AT были еще недостаточно совершенными. Почти все работы выполнялись вручную. Лишь в конце 20-х — начале 30-х годов стали широко внедряться механизированные средства заправки самолетов топливом, маслом, водой. На эксплуатационные предприятия начали поступать различные грузоподъемные машины, компрессорные станции, контрольно-измерительная аппаратура и другие средства механизации технического обслуживания. Механизация трудоемких работ технического обслуживания AT стала возможной на базе успешного выполнения первого и второго пятилетних планов развития народного хозяйства СССР. В это время была создана крупная авиационная промышленность, которая обеспечивала массовое производство самолетов и двигателей. Быстрыми темпами стала развиваться гражданская авиация. Самолетный парк пополнился новыми типами самолетов: АНТ-9, АНТ-14, «Сталь-2», П-5, ПО-2, ХАИ-1.
В 1935—1936 гг. в связи с ростом пассажирских перевозок и появившейся необходимостью круглосуточного использования самолетов система закрепленного технического обслуживания самолетов перестала удовлетворять возросшим требованиям к процессу их эксплуатации. В связи с этим была принята новая, так называемая открепленная система технического обслуживания самолетов, при которой технический состав не закреплялся за самолетами, а сводился в технические бригады, которые работали посменно и обслуживали по нарядам все самолеты. Бригады работали под руководством техников-бригадиров, сменных инженеров и начальников смен. Работу всего инженерно-технического состава возглавлял заместитель командира авиапредприятия по технико-эксплуатационной службе.
В послевоенные годы поступающая в эксплуатацию AT все больше усложнялась, эксплуатационные предприятия оснащались также более сложными средствами механизации технического обслуживания и контрольно-измерительной аппаратурой. В этих условиях назрела необходимость сужения специализации инженерно-технического состава, внедрения более прогрессивной организации труда.
С этой целью была создана новая организация системы технического обслуживания — линейных эксплуатационно-ремонтных мастерских (ЛЭРМ). Они стали внедряться в некоторых аэропортах, начиная с 1949 г. Новая система ТО по характеру организации работ приближалась к предприятиям промышленности. ЛЭРМ в своем составе имели специализированные цехи, участки, отделы и группы, выполняющие вполне определенные, более узкие функциональные обязанности, что не могло не способствовать повышению качества работы всех звеньев ИАС эксплуатационных предприятий. Преимущества этой системы еще больше проявились, когда в гражданской авиации началась массовая эксплуатация самолетов с турбореактивными и турбовинтовыми двигателями.
В связи с дальнейшим ростом объемов работ по авиаперевозкам и применению авиации в народном хозяйстве (ПАНХ) возросли и объемы работ по техническому обслуживанию AT. Многие ЛЭРМ в 60-х годах по объему работ, штатной численности инженерно-технического состава, организации труда переросли организационные формы мастерских. Они превратились в крупные, технически оснащенные базы технического обслуживания и подготовки ЛА к полету. Поэтому в 1966—1967гг. произведена реорганизация ЛЭРМ в АТБ (авиационно-технические базы) и разработаны новые типовые структуры в зависимости от класса эксплуатационного предприятия и объем работы инженерно-технического состава.






