ЛЕКЦИЯ 3
Педагогические произведения и основные идеи мыслителей-гуманистов
№ п.п. | Автор | Годы жизни | Основные произведения или школы | Основные педагогические идеи |
Витторино да Фельтре | 1378–1446 | Школа "Дом радости" | совместное обучение, интеллектуальное развитие, эстетическое и физическое воспитание (прогулки, спортивные игры, танцы и т. д.) | |
Эразм Роттердамский | 1469–1536 | "Похвала глупости" | воспитание как универсальное явление, как форма становления и развития человека, цель обучения – формирование у ребенка потребности учиться, проявлять собственную активность в деятельности | |
Хуан Луис Вивес | 1492–1540 | "О методе обучения", "Об изучении языков", "О порче нравов" | развитие женского образования, наблюдение и размышление – главные методы обучения, этический идеал учителя как основа его авторитета | |
Франсуа Рабле | 1494–1553 | "Гаргантюа и Пантагрюэль" | наглядность обучения, связь обучения с жизнью, эстетическое и интенсивное физическое воспитание (бег, борьба, прыжки, плавание, гимнастика, верховая езда) | |
Томас Мор | 1478–1535 | "Утопия" | всеобщее обязательное обучение, наглядность обучения, идея соединения обучения с производительным трудом | |
Мишель Монтень | 1533–1592 | "Опыты" | активное, сознательное усвоение знаний, познавательный интерес, самостоятельность учеников в познавательной деятельности, мягкая дисциплина | |
Томмазо Кампанелла | 1568–1639 | "Город солнца" | равенство в получении образования, система бесплатного общественного воспитания, раннее выявление и развитие способностей детей в учебе, общественно полезный труд |
Средневековые университеты в Европе (XIII – XIV вв.)
ТЕМА. ТИПЫ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ
А.Н.Васильева в статье "О целостном комплексе стилеопределяющих факторов на уровне макростилей" пишет, что "понятие стиля есть результат абстрагированного обобщения на базе массы речевых данностей, отбираемых по принципиальному сходству на основе опыта и интуиции".
Обычно выделяют пять основных функциональных стилей (макростилей):
научный, официально-деловой, публицистический, художественный и разговорно-бытовой, которые в свою очередь распадаются на частные разновидности (подстили).
Подстили научного стиля 1) собственно научный; 2) научно-учебный; 3) научно-популярный.
Разновидности публицистического стиля: 1) газетно-публицистический; 2) радио-, тележурналистский; 3) ораторский.
Подстили официально-делового стиля: 1) собственно законодательный (язык законов); 2) дипломатический (язык международных документов); 3) канцелярский (деловые бумаги).
Подстили разговорного стиля: 1) разговорно-официальный подстиль; 2) разговорно-бытовой подстиль (неофициальный).
Любой стиль, а, следовательно, и подстиль, реально существует как совокупность определенных типов текстов. Так, собственно научный - это доклад, монография, диссертация и т. д., а научно-учебный - это учебник, учебное пособие, курсовая работа и т.п. Каждый из этих типов текстов можно назвать жанром в лингвистическом смысле этого слова, т.е. "жанр - это разновидность речи, определяемая данными условиями ситуации с целью употребления" (из "Сл. лингвистических терминов" О.С. Ахмановой).
Каждый функциональный стиль имеет свои стилеопределяющие факторы (СОФ) и языковые черты. Из них складывается функционально-стилистическая система современного русского литературного языка.
Стили разграничены не только наличием определенных особенностей (СОФ), но и невозможностью включения в каждый стиль таких элементов, которые ему чужды. Так, официально-деловому стилю противопоказано использование слов с субъективной оценкой (головушка, реченька и т.п.). Такие слова и выражения, как "широкие круги общественности", "разрядка", используются в публичном стиле.
Однако стили не являются замкнутыми системами, поэтому каждый стиль в определенных пределах допускает взаимопроникновение языковых элементов (наиболее проницаемый публицистический, наименее - официально-деловой).
Стилевые черты нескольких стилей могут сосуществовать в одном тексте. Имеются смешанные стилевые жанры. Например, в критической статье совмещаются научные и публицистические стили, в рецензии – научный и деловой.
Функциональные стили сложились из потребности общества в дифференциации языковых средств в зависимости от той социальной сферы, которую обслуживает язык.
Охарактеризуем основные функциональные стили