double arrow

Научный функциональный стиль

ЛЕКЦИЯ 3

Педагогические произведения и основные идеи мыслителей-гуманистов

№ п.п. Автор Годы жизни Основные произведения или школы Основные педагогические идеи
  Витторино да Фельтре 1378–1446 Школа "Дом радости" совместное обучение, интеллектуальное развитие, эстетическое и физическое воспитание (прогулки, спортивные игры, танцы и т. д.)
  Эразм Роттердамский 1469–1536 "Похвала глупости" воспитание как универсальное явление, как форма становления и развития человека, цель обучения – формирование у ребенка потребности учиться, проявлять собственную активность в деятельности
  Хуан Луис Вивес 1492–1540 "О методе обучения", "Об изучении языков", "О порче нравов" развитие женского образования, наблюдение и размышление – главные методы обучения, этический идеал учителя как основа его авторитета
  Франсуа Рабле 1494–1553 "Гаргантюа и Пантагрюэль" наглядность обучения, связь обучения с жизнью, эстетическое и интенсивное физическое воспитание (бег, борьба, прыжки, плавание, гимнастика, верховая езда)
  Томас Мор 1478–1535 "Утопия" всеобщее обязательное обучение, наглядность обучения, идея соединения обучения с производительным трудом
  Мишель Монтень 1533–1592 "Опыты" активное, сознательное усвоение знаний, познавательный интерес, самостоятельность учеников в познавательной деятельности, мягкая дисциплина
  Томмазо Кампанелла 1568–1639 "Город солнца" равенство в получении образования, система бесплатного общественного воспитания, раннее выявление и развитие способностей детей в учебе, общественно полезный труд

Средневековые университеты в Европе (XIII – XIV вв.)

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ТЕМА. ТИПЫ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ

А.Н.Васильева в статье "О целостном комплексе стилеопределяющих фак­торов на уровне макростилей" пишет, что "понятие стиля есть результат абстра­гированного обобщения на базе массы речевых данностей, отбираемых по прин­ципиальному сходству на основе опыта и интуиции".

Обычно выделяют пять основных функциональных стилей (макростилей):

научный, официально-деловой, публицистический, художественный и разговорно-бытовой, которые в свою очередь распадаются на частные разновидности (подстили).

Подстили научного стиля 1) собственно научный; 2) научно-учебный; 3) на­учно-популярный.

Разновидности публицистического стиля: 1) газетно-публицистический; 2) радио-, тележурналистский; 3) ораторский.

Подстили официально-делового стиля: 1) собственно законодательный (язык законов); 2) дипломатический (язык международных документов); 3) канцелярский (деловые бумаги).

Подстили разговорного стиля: 1) разговорно-официальный подстиль; 2) разговорно-бытовой подстиль (неофициальный).

Любой стиль, а, следовательно, и подстиль, реально существует как совокуп­ность определенных типов текстов. Так, собственно научный - это доклад, мо­нография, диссертация и т. д., а научно-учебный - это учебник, учебное пособие, курсовая работа и т.п. Каждый из этих типов текстов можно назвать жанром в лингвистическом смысле этого слова, т.е. "жанр - это разновидность речи, опреде­ляемая данными условиями ситуации с целью употребления" (из "Сл. лингвистических терминов" О.С. Ахмановой).

Каждый функциональный стиль имеет свои стилеопределяющие факторы (СОФ) и языковые черты. Из них складывается функционально-стилистическая система современного русского литературного языка.

Стили разграничены не только наличием определенных особенностей (СОФ), но и невозможностью включения в каждый стиль таких элементов, кото­рые ему чужды. Так, официально-деловому стилю противопоказано использова­ние слов с субъективной оценкой (головушка, реченька и т.п.). Такие слова и вы­ражения, как "широкие круги общественности", "разрядка", используются в пуб­личном стиле.

Однако стили не являются замкнутыми системами, поэтому каждый стиль в определенных пределах допускает взаимопроникновение языковых элементов (наиболее проницаемый публицистический, наименее - официально-деловой).

Стилевые черты нескольких стилей могут сосуществовать в одном тексте. Имеются смешанные стилевые жанры. Например, в критической статье совме­щаются научные и публицистические стили, в рецензии – научный и деловой.

Функциональные стили сложились из потребности общества в дифферен­циации языковых средств в зависимости от той социальной сферы, которую обслуживает язык.

Охарактеризуем основные функциональные стили


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: