Разработка функциональной структуры программной системы.
Диаграммы вариантов использования
План лекции
Введение. 2
1. Структурные модели анализа бизнес-процессов. 2
1.1. Схема Захмана. 2
1.2. Диаграммы потоков данных. 4
2. UML-диаграммы вариантов использования. 6
2.1. Назначение и компоненты UseCase-диаграммы.. 6
2.2. Компонент диаграммы "Актер". 6
2.3. Компонент диаграммы "Вариант использования". 7
2.4. Компонент диаграммы "Интерфейс". 7
2.5. Компонент диаграммы "Связь"("Отношение") 8
2.5.1. Отношение ассоциации. 9
2.5.2. Отношение расширения. 10
2.5.3. Отношение обобщения. 11
2.5.4. Отношение включения. 12
2.6. Примеры UseCase-диаграмм.. 12
2.7. Обозначения компонентов UseCase-диаграмм.. 14
2.8. Сценарии вариантов использования. 14
2.9. Рекомендации и типичные ошибки при разработке UseCase-диаграмм.. 16
3. Выявление и анализ требований. 17
4. Контрольные вопросы и задания. 20
Для того чтобы разработать программную систему, приносящую реальные выгоды определенным пользователям, необходимо сначала выяснить, какие же задачи она должна решать для этих людей и какими свойствами она должна для этого обладать.
|
|
Разработка требований – обязательная начальная стадия любого программного проекта. Требования к программной системе определяют, какие свойства и характеристики она должна иметь для удовлетворения потребностей пользователей и других заинтересованных лиц.
Сформулировать требования к сложной системе не так легко. В большинстве случаев будущие пользователи могут перечислить набор свойств, который они хотели бы видеть, но никто не даст гарантий, что этот список будет исчерпывающим.
Кроме того, формулировки, сделанные специалистами в предметной области, часто будут непонятны большинству разработчиков системы, например: " должно использоваться и частотное, и временное уплотнение каналов ", " передача клиента должна быть мягкой ", " для обычных швов отмечайте бригаду, а для доверительных — конкретных сварщиков " - и это еще не самые тяжелые для понимания примеры.
Чтобы ПО было действительно полезным, важно, чтобы оно удовлетворяло реальные потребности людей и организаций, которые часто отличаются от непосредственно выражаемых пользователями желаний. " Заказчику надо дать не то, что он просит, а то, что ему надо " – и в этой шутке только доля шутки.
Для выявления этих потребностей, а также для выяснения смысла высказанных требований приходится проводить достаточно большую работу, которая называется анализом предметной области или моделированием бизнес-процессов.
В результате этой деятельности разработчики должны научиться понимать язык, на котором говорят пользователи и заказчики, выявить цели их деятельности, определить набор задач, решаемых ими. В дополнение стоит выяснить, какие вообще задачи нужно уметь решать для достижения этих целей, выяснить свойства результатов, которые хотелось бы получить, а также определить набор сущностей, с которыми приходится иметь дело при решении этих задач.
|
|
Анализом предметной области занимаются системные аналитики или бизнес-аналитики, которые передают полученные ими знания другим членам команды проекта, сформулировав их на более понятном разработчикам языке. Для передачи этих знаний обычно служит некоторый набор моделей, оформляемых в виде графических схем и текстовых документов.
В данной лекции будут рассмотрены способы графического представления моделей бизнес-процессов предметной области, разработанные в рамках методологий структурного и объектно-ориентированного анализа.