Вместе с тем в современных условиях требования к подготовленности профессионалов значительно возрастают. Наряду с компетентностью, к числу наиболее значимых показателей профессиональной деятельности относят способности специалиста. Способность выделять и эффективно решать актуальные проблемы становится сегодня важнейшим качеством специалиста. Поэтому задача развития деятельных способностей у обучаемых, и в первую очередь их профессионального мышления, в настоящее время выходит на первый план. Профессиональное мышление - преобладающее использование принятых именно в данной профессиональной области приемов решения проблемных задач, способов анализа проблемных ситуаций.
Необходимость развития мышления будущих психологов обусловлена особенностями их профессиональной деятельности, которая отражает чрезвычайную сложность и многофункциональность задач, решаемых этим специалистом. Отличительная особенность объективных требований к практическому психологу состоит в их очевидной разнородности, требующей от него универсальности знаний, умений и навыков. Он должен одновременно выступать и в роли квалифицированного управленца, владеющего разнообразными приемами и средствами воздействия на объект, и в роли аналитика-эксперта, способного выявить его наиболее существенные признаки, и в роли проектировщика, способного осуществлять перенормирование элементов профессиональной деятельности различных специалистов в целях повышения ее эффективности, сохранения психического здоровья людей и более эффективного функционирования их психики в различных условиях.
Признание множественности позиций психолога, отражающих особенности его взаимодействия с другими субъектами, а также особенности рефлексивного отношения к предметному содержанию профессиональной деятельности позволяет для более полного уяснения проблемы развития его профессионального мышления ввести в оборот термин “позиционность”. Профессиональная позиция специалиста выражает деятельностное проявление его профессионального менталитета, т.е. совокупность отношений специалиста к различным сторонам профессиональной деятельности и его самооценка, которые реализуются в определенном стиле выполнения профессиональных обязанностей (решении профессиональных задач), отношениях и взаимодействии с другими людьми. Профессиональная позиция психолога может быть раскрыта с учетом следующих аспектов:
- “ценностное” отношение специалиста к объекту деятельности, отражающее меру возможности и необходимости преобразования его исходных сущностных параметров в соответствии с полученным заказом (целью) и выявленных закономерностей саморазвития данного объекта;
- профессиональные возможности психолога по изменению данных параметров объекта и его место (функции) в профессиональной кооперации с другими специалистами.
В реальной деятельности развитие мышления специалиста-психолога всегда связано с решением профессионально значимых задач. При этом задача, как основание для мышления, возникает в том случае, если выявлено некоторое отклонение функционирования “системы” (объекта деятельности психолога) от нормы. То есть, сравнивая реальное положение дел с нормативными требованиями, закрепленными в “нормативной модели”, психолог фиксирует наличие значимого отклонения от нормы (прежде всего психической). Поиск путей, средств и способов возврата системы к нормативным показателям и составляет содержание любой профессионально значимой задачи психолога.
Сравнивая реальное положение (сфера репрезентации – психологическая практика) и нормативную модель (сфера репрезентации – психологическая наука), психолог сталкивается с необходимостью сопоставления двух “образов” одного объекта, находящихся в разных качественных “плоскостях” своего проявления и описания. Нормативная модель всегда представлена в виде понятий и терминов, а реальная деятельность и объект этой деятельности - в виде процессов и явлений, непосредственно происходящих в жизни. Соотнесение двух таких разнородных представлений возможно только за счет использования специальных познавательных средств - критериев и показателей. Критерий, отражая сущностные свойства объекта, выражает связь мышления психолога с его научными предпосылками. В итоге структура мыслительной задачи психолога может быть представлена следующим образом:
Таким образом, само мышление психолога выступает в роли “оператора”, позволяющего привести объект к “нормальному” функционированию, а тип мышления, направленный на поиск путей и средств возврата управляемой системы к норме, называется “критериальным” типом мышления.
Критериальное мышление характеризуется способностью обучаемого (психолога) определить прежде всего существенные параметры системы и при необходимости в соответствии с ними выбрать адекватные средства и способы возврата ее к норме. Необходимо отметить, что поиск путей, способов и средств возврата управляемой системы к нормативным показателям либо предупреждение отклонения от нормы составляет общее содержание профессиональной деятельности психолога. При этом основным содержанием профессионального мышления психолога выступают научные знания об объекте профессиональной деятельности и способах его изучения и воздействия, а его функциями по отношению к объекту деятельности являются:
- диагностика реального состояния объекта на предмет его соответствия нормативным требованиям путем регистрации наиболее существенных параметров (критериев) объекта (исследовательский тип мыследеятельности);
- выбор адекватных средств и способов воздействия на объект, осуществление преобразований путем непосредственного воздействия на объект (управленческий тип мыследеятельности);
- оценка достаточности и адекватности существующих нормативных оснований, предопределяющих функционирование и саморазвитие объекта, нормирование и перенормирование (проектирование) характеристик объекта и условий его функционирования (проектировочный тип мыследеятельности).
Выступая соорганизатором обозначенных типов мыследеятельности, психолог в конечном итоге способен обеспечить комплексное воздействие на объект, а развитие его профессионального, критериально ориентированного мышления выступает существенным условием становления психологически полной структуры профессиональной деятельности.
В условиях реальной деятельности названные типы профессионального мышления актуализируются в процессе решения конкретных профессиональных задач. В условиях обучения эти же типы мышления формируются у обучаемых посредством создания психолого-педагогических задач, моделирующих соответствующие элементы реальной профессиональной деятельности. При этом логика построения учебного процесса в вузе, ориентированного на профессиональную подготовку специалистов по сравнению с традиционной академической школой, должна быть существенно изменена: на смену предметному построению учебного процесса (когда основной целью является усвоение содержания учебной дисциплины) приходит деятельностное основание для организации учебной активности студентов.
При деятельностном подходе ведущим элементом обучения являются критериально обоснованные способы преодоления затруднений в будущей профессиональной деятельности. В этом случае научная компонента характеризуется привлечением в большем объеме так называемого “технологического” знания, способного обеспечить решение практических задач.
Соответственно содержание подготовки специалиста в высшем учебном заведении призвано представить обучаемым “модель” этой деятельности (включая обобщенные способы преодоления затруднений) и на ее базе организовать вхождение студента в профессию. Для обучаемого наличие такой модели означает, что в своей самостоятельной работе он должен воспроизводить значимые черты профессиональной деятельности, овладевая тем самым логикой профессионального мышления психолога.
Любая деятельность в условиях обучения может быть представлена как система задач и социально-нормированных способов и средств их решения. В обучении социальный характер деятельности моделируется за счет принятия и реализации субъектами учебного взаимодействия позиций, отражающих кооперативные связи между различными субъектами деятельности. Индивидуальный аспект реализации различных позиций в собственной мыследеятельности отражает применение рефлексивных процедур различной направленности, составляющих основу формирования методологической функции профессионального сознания. Данная функция обеспечивает способность специалиста к проблемному анализу, лежит в основе формирования самостоятельного характера целеполагания в деятельности и ее регулирования.
Задачи формирования и развития необходимых профессиональных качеств могут быть успешно решены применением в ходе обучения таких методов и средств, которые обеспечивают:
- воспроизведение наиболее существенных моментов отрабатываемой профессиональной ситуации, облегчая тем самым перенос сформированных навыков и умений в реальные условия профессиональной деятельности;
- системную ориентировку обучаемых в усваиваемом материале за счет повышения информативной емкости всех форм подготовки, а также развития навыков системного анализа;
- активное осуществление обучаемыми мыслительных функций и организацию их коммуникации в условиях игрового моделирования профессиональной деятельности.
Овладение различными типами профессионального мышления со стороны обучаемых сопровождается последовательным изменением и ведущего принципа структурирования учебного содержания - от предметного, когда за основу берется структура психологии как науки, к субъект-объектному, учитывающему строение будущей профессиональной деятельности выпускника и “траекторию” преобразования профессионально-личностных качеств обучаемого.
При этом общая тенденция изменения репрезентации психологии (как объекта для освоения) для обучаемого условно может быть представлена следующим вектором, сопоставляемым с циклами обучения:
- 1-й учебный год - психология как отрасль научного знания, сфера общественно-исторической практики и средство самопознания;
- 2-й и 3-й учебные годы - психология как средство психологического исследования и психологического воздействия;
- 4-й (5-й) учебный год - психология как специальность в рамках профессии и профессионального сообщества.
В соответствии с таким пониманием изменения места и роли психологии в системе подготовки специалиста акцент постепенно переносится с когнитивного уровня освоения научных знаний и сопровождающих его традиционных формализованных показателей результатов усвоения на уровень деятельностного освоения интегрированного психолого-педагогического знания, когда привлекаемое в ходе активных методов занятий в большем объеме практико-методическое знание выступает основой критериально обоснованных способов преодоления затруднений в профессиональной деятельности будущего специалиста и соответственно развития профессионального мышления обучаемых.