Цели психологического консультирования психотерапевтической направленности

Направление Цели консультирования
Психоаналитическое направление Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность
Адлерианское направление Трансформировать цели жизни клиента; помочь ему сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми
Терапия поведения Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению
Рационально-эмоциональная терапия (A.Ellis) Устранить "саморазрушающий" подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем
Ориентированная на клиента терапия (C.Rogers) Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность
Экзистенциальная терапия Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы
Понимающая психотерапия (Василюк Ф.Е.) Нацелена на помощь человеку в совладании с критическими жизненными ситуациями путем создания условий для активного продуктивного переживания клиентом и установления отношений с собственным жизненным миром в процессе смыслопорождения.

Кроме общих обозначенных выше целей, психологическое консультирование может решать частные задачи, связанные с осуществлением психологических услуг в каких – либо специфических областях, например, ориентировании личности в сфере гендерных отношений и возможностей реализации собственной гендерной идентичности. Целью психологического консультирования становится осознание личностью своих ведущих смыслов в реализации гендерной идентичности, задачей является активизация психической активностиклиента. Ведущими принципами психологического консультирования в этом случае являются следующие: принцип осознанности консультантом своей гендерной идентичности; принцип толерантности к гендерной идентичности клиента, принцип позитивного информирования и др.

Какие же факторы определяют, что в реальном взаимодействии психолога-консультанта устанавливается определенная направленность процесса психологического консультирования? На наш взгляд, среди них можно выделить следующие: мотивация клиента к совместной работе с психологом; содержание проблемы клиента; профессиональная компетентность психолога-консультанта и его индивидуальная готовность выделять в проблеме клиента тот или иной аспект, его предпочтения и склонность выполнять различные виды профессиональной деятельности.

В отношении содержания проблемы клиента можно отметить, что сам запрос клиента в значительной степени формирует тот аспект дальнейшей психологической работы, на котором будет сделан акцент. Например, в семейном консультировании, где рассматриваются проблемы оптимального построения и регулирования взаимоотношений в семье, предупреждения и разрешения конфликтов во внутрисемейных взаимоотношениях, отношений мужа или жены с родственниками, поведения супругов в момент развода и после него, чаще по частоте встречаемости выделяется психотерапевтическая направленность психологического консультирования. В психолого-педагогическом консультировании, в котором обсуждаются вопросы развития, обучения и воспитания детей, повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами, а также вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологического обоснования педагогических инноваций, ведущей становится диагностическая, исследовательская либо информационная (просветительская) направленность консультационного процесса.

Профессиональная компетентность психолога – консультанта и его готовность выделять в проблеме клиента тот или иной аспект также определяют направленность консультативного процесса исвязаны с профессиональной подготовленностью и личным опытом консультанта.

Задача определения готовности конкретного человека к конкретному виду деятельности выступает как соответствие уровня развития профессионально важных качеств и их структуры нормативно-заданным характеристикам реальной деятельности (А.В. Карпов, 1998). Сопоставление показателей индивидуального развития с нормативно заданными параметрами деятельности позволяет говорить об их соответствии (готовности человека к деятельности) или несоответствии (неготовности к деятельности). Н. В. Нижегородцевой разработан общий алгоритм определения готовности конкретного человека к деятельности, который включает: выявление компонентных и структурно-функциональных характеристик нормативного способа деятельности; определение совокупности индивидуальных качеств, важных для реализации деятельности; выбор адекватных способов измерения; проведение исследований свойств конкретной личности и соотнесение индивидуальных характеристик с нормативно-заданными (Н.В. Нижегородцева, 2003).

Одним из центральных компонентов модели специалиста – психолога является психологическая структура компетентности и связанный с ней уровень сформированности интегральных способностей личности, которые по мнению А.В. Карпова, образуют «психологическое ядро» структуры ключевых компетенций профессионала (А.В. Карпов, 2004). Среди интегральных способностей психолога-консультанта можно выделить способность строить диалоговый характер общения. Диалог в ситуации психологического консультирования предполагает мастерство психолога так построить общение, чтобы оно могло существенно перестроить психическую реальность клиента, внести в нее новые характеристики, тем самым позитивно воздействовать на его качества. Для того чтобы построить качественный диалог, психологу надо уметь слушать и слышать человека, а также построить такой профессиональный текст, который помог бы клиенту лучше понять себя. На вопрос о том, какими качествами должен обладать текст психолога, чтобы отвечать профессиональным целям, Г.С. Абрамова отмечает следующие качества: выраженность границ; определенность интенциональности; отрефлексированность адресата; динамичность; возможность трансляции; возможность использования в других контекстах; открытость.

«Выраженность границ текста психолога проявляется в том, что он осознает цель своего текста, т. е. в состоянии ответить на вопрос: "Что я делаю и почему я это делаю?". Естественно, что такие вопросы психолог может задавать себе или обсуждать их с коллегами и клиентами.

Определенность интенциональности обнаруживается в том, что психолог дифференцирует личные мотивы и профессиональные (следование этическому кодексу профессии является необходимым условием профессиональной работы).

Отрефлексированность адресата проявляется в том, что психолог использует систему знаков для построения текста, которая доступна для понимания другим человеком (выбор лексических и грамматических форм построения текста, системы знаков - рисунка, движения, музыки и другого).

Динамичность текста проявляется в том, что он может быть изменен психологом в строгом соответствии с целью, т. е. одно и то же содержание психолог может изложить разными способами.

Возможность трансляции - это условие использования обобщенных, понятных другим людям знаков.

Возможность использования в других контекстах проявляется в том, что психолог может обобщить свой текст в системе научных понятий, т. е. выделить в нем существенные признаки предмета своего профессионального мышления и включить их в систему научных понятий.

Открытость текста проявляется в том, что психолог может вести диалог в рамках этого текста, обозначая и сохраняя (при необходимости) его границы неизменными.

Я думаю, что перечисленные качества текста психолога позволяют ему делать текст одним из предметов своего мышления и обеспечивают психологу возможность мышления о собственном мышлении. В качестве системы координат психолог использует свое Я. Именно Я психолога, его проявленность в переживании границ текста позволяют психологу через обозначение своего присутствия в психической реальности другого человека определить степень своей ответственности. Когда психолог определяет свои возможности и формулирует цель профессиональной деятельности как то, что он может, он уже определяет границы своего текста, одновременно фиксируя свое Я ("Я не могу", "Я могу", "Я хочу", "Я не хочу", "Я должен", "Я не должен" и т. д.).

Проявленные знаками в тексте характеристики Я и показатели границ текста делают его доступным для взаимодействия с другим человеком, на которого направлен и для которого предназначен текст психолога. Одновременно они позволяют психологу фиксировать условия, необходимые для профессионального действия - собственные возможности, отрефлексированные и соотнесенные с конкретными целями» (Абрамова Г.С., 2000, с. 14-15).

Уровень профессиональной квалификации психолога-практика во многом определяется не только степенью овладения нормативными требованиями осуществляемой деятельности, технологией ее исполнения, но и умением управлять своими состояниями в различных условиях, способностью оптимально действовать в различных ситуациях, которые не зафиксированы ни в каких должностных инструкциях. Часто специалист, работающий с людьми, выступает вне ролевых и функциональных рамок, как автор и исполнитель своего личностного бытия, обращаясь своей живой индивидуальностью, феноменологией своих жизненных проявлений к другим людям.

Поэтому, к примеру, семейное консультирование в свою очередь требует знания психологом-консультантом сути семейных проблем, способов их разрешения, желательно – на собственном опыте семейной жизни. Вряд ли семейным консультированием могут успешно заниматься люди, которые не имеют или не имели семьи. Психолого-педагогическое консультирование в свою очередь предполагает наличие у консультанта педагогического образования и опыта обучения и воспитания людей.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что проблема структурных взаимосвязей и системно - динамических характеристик психологического консультирования требует дополнительного исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: