Вторичные нарушения.
Дефицитарное психическое развитие.
Патология сенсорной сферы и общие закономерности аномального развития.
Аномалии развития в связи с недостаточностью слуха: глухие (ранооглохшие, поздно оглохшие), слабослышащие (с относительно сохранной речью, с глубоким недоразвитием речи).
Аномалии развития в связи с недостаточностью зрения: слепые, тотально слепые, частично видящие, слабовидящие.
Тема 8. Дети с нарушением зрения и слуха.
1. Аномалии развития в связи с недостаточностью зрения: слепые, тотально слепые, частично видящие, слабовидящие.
2. Аномалии развития в связи с недостаточностью слуха: глухие (ранооглохшие, поздно оглохшие), слабослышащие (с относительно сохранной речью, с глубоким недоразвитием речи).
3. Патология сенсорной сферы и общие закономерности аномального развития.
Связан с первичной недостаточностью отдельных систем (зрения, слуха, речи, опорно-двигательной системы)
|
|
1. Аномалии развития в связи с недостаточностью зрения и слуха.
Этиология нарушения слуха и зрения может быть связана как с экзогенными так и эндогенными факторами. Экзогенные факторы нарушения слуха. – инфекционные заболевания (принатальные заболевания принатальный и постнатальный) краснуха, -корь, - паратит. – нейроинфекции (минингиты, инцифалиты) атиты, - воспалительные заболевания. Эндогенные факторы нарушения зрения – это инфекции, интоксикации в постнатальный период и пренатальный периоды: поталогии родовой деятельности.- опухолевые заболевания реб. – Для возникновения вторичных нарушений в стр-ре дефекта имеет степень выраженности, сенсорного дефекта. – Время возникновения нарушения зрения.
Психическое развитие детей с дефектом зрения и слуха зависет от времени возникновения (пр. глухота после 2-3 лет => развитие лучше чем у тотально глухого от рождения)
Для возникновения … необходимо своевременное обучение и развитие.
Систематика нарушений сенсорной сферы учитывает критерий времени и степени поражения.
Среди детей с недостаточностью слуха: - глухие а) ранооглохшие б) позднооглохшие. Слабоглухие: а) с соотносительностью охранностью б) глубоким недоразвитием.
Дети с недостаточностью зрения 1) тотально слепые 2) частично видящие 3) слабовидящие.
Слух. У детей с нарушением слуха из-за речевых нарушений задерживается речь. Отстает формирование перцептивных ощущений. Трудности выделения и фиксации отдельных св-в предметов. Нарушено формирование предметных представлений. – Нарушение закрепления предметов в словах в следствии чего ребенок не моет определить с предметами.
|
|
Испытывает трудности их актуализации.
У детей с нараушениями зрения хар-ая особенность имеет – введение слова без опоры на сенсорный опыт, что ведет либо к размыванию значения слова либо закреплению за словом узкого круга понятий слова, что сужает развитие уровня обобщения. У детей с нарушением зрения – недоразвита эмоциональная сфера, связана с ограничением либо невозможностью восприятия… это в свою очередь усугубляет недоразвитие обобщения с самых ранних этапах развития реб.
У детей с нарушением слуха в связи с отсутствием или снижением воздействия речи взрослого ее эмоц. тона. эмоциональное обобщения также неразвита с полных ранних этапах. У детей может отсутствовать комплекс оживления. В более старшем возрасте появляется дефект ориентировки (плохо воспринимаемый эмоц. тон) – Бедность практического опыта. – Слабое развитие предметной моторики. – Своеобразие игровой деятельности (примитивные манипуляции, однообразно повторяемые движения)
У детей с нарушением зрения. – разрыв между речью и действия без специального обучения не сокращается. – Выражено недоразвитие способности к приему недоработки, хранению инф-ции (Пр. у слабо вид. – страдает хранение зрит. памяти)
У детей с нарушением слуха замедляется восприятие, проявляется и по отношению к инф-ции поспринимаемой зрительно. Увеличивается время восприятия. Уменьшается кол-во воспринимаемых деталей. – Недостаточность словесного опосредования. У детей с нарушением зрения непосредственно зрительный анализ с игнала нарушен меньше, чем словесная классификация его результатов. – Замедление темпа развития мышления (обобщение и отвлечение)