double arrow

Нарушения анализаторных систем

В условиях гуманизации обучения и воспитания пристальное вни­мание педагогов привлекают знания об особенностях психического развития детей при дизонтогениях дефицитарного типа. К ним отно­сятся лица с нарушениями анализаторных систем.

Число детей с отсутствием или понижением функций органа слуха постоянно увеличивается. Повышается процент лиц с нарушенным слухом в группе населения после 50 лет. Примерно 4-6 % от всего на­селения земного шара имеют нарушения слуха в степени, затрудня­ющей социальное общение.

В системе образования увеличивается число детей, имеющих наря­ду с нарушением слуха и другие отклонения в развитии.

Остановимся на своеобразии познавательной и эмоционально-во­левой сфер, деятельности людей с недостатками слуховой функции. Данная проблема является предметом одного из разделов специаль­ной психологии — сурдопсихологии. Систему знаний об образовании лиц с нарушениями слуха представляет раздел специальной педагоги­ки — сурдопедагогика.

Соотношение этих разделов представлено в их задачах.

Задачи сурдопсихологии заключаются в следующем:

♦ выявить закономерности психического развития людей с нару­
шенным слухом;

♦ изучить особенности развития отдельных видов познавательной
деятельности личности;

♦ разработать методы психодиагностики и психокоррекции соот­
ветствующих нарушений;

♦ изучить проблемы интегрированного обучения и интеграции
людей с нарушениями слуха в общество.

Задачи сурдопедагогики:

♦ изучить закономерности овладения лицами с нарушениями слу­
ха образованием в зависимости от индивидуальных особенно­
стей нарушения слуха и речи;

♦ разработать, научно обосновать и практически реализовать спе­
циальное образование для разных категорий лиц с нарушенным
слухом;

♦ разработать научные основы содержания образования, дидакти­
ки и специальных методик обучения лиц с нарушенным слухом;

♦ развить различные подсистемы специального образования лиц
с нарушенным слухом, специальных образовательных техноло­
гий развития остаточного слуха, обучения жестовому, родному
языку, устной речи, педагогической реабилитации в послеопера­
ционный период и др.;

♦ совершенствовать технические средства коррекции и компенса­
ции наруЩений слухового анализатора;

♦ совершенствовать систему педагогической работы, направлен­
ной на социальное адаптирование и социально-профессиональ­
ную реабилитацию лиц с нарушенным слухом;

♦ организовать взаимодействие и кооперацию с общей педагоги­
кой для распространения специальных педагогических знаний,
развития интеграционных идей и их реализации.

Нормальная функция слухового анализатора имеет особую значи­мость для общего развития ребенка. Состояние слуха оказывает ре­шающее влияние на его речевое и психическое развитие. При наруше­ниях слухового анализатора в первую очередь и в наибольшей мере страдает речь, происходит общее недоразвитие познавательной де­ятельности. Первичный дефект анализатора порождает вторичные отклонения в развитии, которые, в свою очередь, являются причи­ной возникновения других отклонений. Взаимодействие различныхпроявлений дефекта слуха третьего, четвертого и т. д. порядка все бо­лее искажает структуру развития познавательной деятельности не-слышащего ребенка.

Причинами нарушений слуха являются инфекционные заболевания, токсические поражения, сосудистые расстройства, механические, аку­стические или контузионные травмы. В зависимости от причины ту­гоухость и глухоту подразделяют на наследственную, врожденную и приобретенную. Нарушения слуха возникают в результате заболе­ваний, поражающих наружное, среднее или внутреннее ухо, слуховой нерв.

Значительное место занимают последствия острого воспаления среднего уха. Стойкое понижение слуха часто возникает в результате воспалительных и невоспалительных заболеваний носа и носоглотки и связанной с этими заболеваниями непроходимостью евстахиевой трубы. Наиболее опасны они в раннем возрасте.

При менингите нарушение слуха возникает вследствие поражения звуковоспринимающего аппарата, при других детских инфекциях слу­ховая функция может пострадать как в результате поражения средне­го уха, так и в результате заболевания нервного воспринимающего аппарата. Заболевание звуковоспринимающего аппарата ведет к бо­лее тяжелым нарушениям слуховой функции, чем заболевания сред­него и наружного уха.

К числу сравнительно редко встречающихся причин нарушения слуха можно отнести поражения центральных отделов слухового ана­лизатора, возникающие в результате повреждений или заболеваний головного мозга (энцефалит, ЧМТ, кровоизлияние, опухоль). При та­ких поражениях наблюдается либо небольшое снижение слуха, либо так называемая корковая глухота, когда утрачивается способность анализа, синтеза и понимания того, что человек слышит.

Существует зависимость распространенности и причины различных видов тугоухости от принадлежности детей к той или иной возрастной группе. Так, если на первом году жизни преобладает наследственный и врожденный характер глухоты или тугоухости, то в дальнейшем воз­растает роль приобретенных факторов понижения слуха (неадекват­ное применение ототоксических медикаментов, в частности антибио­тиков; длительное воздействие звуковых раздражителей предельной интенсивности, использование плейеров).

Важное значение имеет определение критериев риска возможности нарушений слуха у ребенка раннего возраста. Их можно установить на основе тщательного изучения анамнестических данных. Это прежде

всего вирусные заболевания матери в первом триместре беременно­сти (краснуха, корь, грипп, герпес). Нарушения слуха часто сочетаются с различными врожденными пороками развития, например расщели­нами губ и неба, а также при недоношенности, когда вес при рождении составляет менее 1500 г. На состояние слуховой функции могут отри­цательно влиять неблагополучные роды.

Причиной нарушений слуха могут быть алкоголизм матери во время беременности, проявление в период новорожденности жел­тухи и неврологических расстройств. К группе риска относятся также дети с различными хромосомными и наследственными заболеваниями или имеющие родителей или родственников с врожденными дефекта­ми слуха.

Диагностика состояния слуховой функции человека позволяет определять у ребенка нарушение слуха еще до его рождения или в пер­вые часы и дни после рождения. Место и степень поражения слуха определяются при помощи аудиометрии, с применением специальных методов. Существуют тональная, речевая, детская аудиометрии, аудио-метрия раннего возраста, импеданс-аудиометрия и др. Тональная аудиометрия — исследование слуха при помощи аудиометра, пода­ющего простейшие сигналы (тоны), изменяемые по частоте и силе зву­ка. Задача обследуемого — внимательно следить за своим восприяти­ем звуков и информировать аудиолога о том, слышит ли он тот или иной звук. Результаты восприятия основных тонов по частоте и по интенсивности фиксируются в аудиограмме. Тональная аудиометрия применяется при исследовании состояния слуховой функции у взрос­лых и детей такого возраста, кбгда ребенок уже способен ответственно подойти к этой процедуре. Для детей раннего и дошкольного возраста этот способ неэффективен. Речевая аудиометрия позволяет опреде­лить у слабослышащего область его речевого слуха и уровень понима­ния речи. Приемы речевой аудиометрии позволяют педагогу массово­го детского сада или школы, родителям без специальных технических средств провести первичную проверку слуха у ребенка при наличии симптомов его нарушения. Выбор способа исследования слуха у детей зависит от возраста ребенка, его зрелости, способности к концентра­ции внимания, готовности к сотрудничеству, самочувствия ребенка на момент обследования.

Существует два основных исследования слуха у маленьких детей: до и после трех лет. Для исследования слуха у ребенка от года до трех лет используется метод рефлекторной реакции на звук (ребенок мо­жет моргнуть, замереть, сделать паузу в игре с игрушками и поднятьглаза, начать оглядываться, чтобы увидеть, что происходит у него за спиной, и найти источник звука. Очень маленький ребенок может за­плакать). Меняя громкость и тональность звука, внимательно наблю­дая за реакциями ребенка, специалисты, регистрируя все наблюдения, постепенно могут составить примерную аудиограмму, которая будет тем не менее отражать абсолютно точно состояние слуховой функции ребенка. У детей после трех лет исследование слуха проводится с по­мощью игровой аудиометрии. Применяется та же аппаратура, что и при обследовании взрослых, но способ обследования иной: ребенка посте­пенно готовят к обследованию слуха, вводя в ситуацию с помощью игры, которая ему доступна.

Для получения объективных данных о слухе могут использоваться объективные методы: импеданс-аудиометрия (исследование реакции барабанной перепонки), исследование электрических потенциалов моз­га и слуховых нервов (электрокорковая аудиометрия).

Технические возможности компенсации утраченной или нарушен­ной слуховой функции отражают развитие возможностей техники и технологий в целом. Технический прогресс в создании слуховых ап­паратов направлен на следующее: миниатюризацию;

совершенствование качества передачи звуковой информации; комфортность пользования;

учет характера нарушения слуха и индивидуальных особенно­стей органа слуха и возможностей каждого пользователя;

♦ надежность.

Сегодня осуществляется компьютерный подбор индивидуальных слуховых аппаратов на основе многочисленных индивидуальных ха­рактеристик слуховых и других данных пациента.

Высокий уровень развития медицины, техники и технологий позво­ляет в отдельных случаях посредством операции вернуть слух при по­мощи кохлеарной имплантации (частичная имплантация при помощи хирургического вмешательства высокоразвитой электронной слухо-протезирующей системы). Она показана тем, кто отвечает следующим медицинским, психологическим и логопедическим критериям:

♦ имеет место полная двусторонняя глухота, невозможно пользо­
вание общепринятым слуховым аппаратом, имеются функци­
онирующие нервные волокна, отсутствуют заболевания среднего
уха и заболевания, ослабляющие имунную систему, имеется об­
щее хорошее состояние здоровья;

сформированы удовлетворительные речевые навыки, отсутству­
ет снижение интеллектуальных возможностей и нет психических
заболеваний, имеется удовлетворительное социальное окруже­
ние, существуют реалистические ожидания последствий данной
операции и позитивная мотивация;

♦ детям раннего возраста, когда процесс речеслухового и психиче­
ского развития не приобрел отклоняющийся характер.

Следует также иметь в виду, что кохлеарный имплантант требует периодической замены с помощью хирургического вмешательства.

Психолого-педагогическая классификация лиц с недостатками слу­ха. Вопросы исследования и классификации остаточной слуховой функции у детей с дефектами слуха издавна интересовали как врачей, так и сурдопедагогов. Созданные ими педагогические классификации адресованы учителю и направлены на обоснование различных подхо­дов к обучению лиц с недостатками слуха, а медицинские классифи­кации имеют своей целью дать оториноларингологам ориентиры для проведения лечения и профилактики заболеваний, ведущих к нару­шениям слуха.

В основе некоторых классификаций лежит как способность ребен­ка с потерей слуха воспринимать речь на том или ином расстоянии от говорящего, так и критерии громкости в децибелах. Имеется, напри­мер, классификация для школы (табл. 3).

Таблица 3 Классификация видов школ для детей с пониженным слухом

Понижение слуха (дБ) Вид школы
35^0 Нормальная школа без слуховых аппаратов, первая парта
40-60 Нормальная школа с употреблением слуховых аппаратов
60-90 Школа для слабослышащих с употреблением слуховых аппаратов
Свыше 90 Школа для глухих

Для определения уровня восприятия разговорной и шепотной речи существует таблица, построенная на пересчете данных тональной аудиометрии (табл. 4). Таблица 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: