Законы диалектики
Уровень философской методологии
представлен основными законами и категориямидиалектики как науки о наиболее общих законах развития природы,общества и человеческого познания.
Закон единства и борьбы противоположностей. Каждый объект заключает в себе противоположности, т.е. такие моменты, стороны, которые:
I) находятся в неразрывном единстве,
2) исключают друг друга и
3) взаимопроникают друг в друга.
Нет противоположностей без единства, нет единства без противоположностей. Этот закон объясняет объективный внутренний источник всякого развития как самодвижения. Он раскрываетконкретное единство многообразия как реальное, а не мертвое,абстрактное тождество. Диалектическое мышление осваивает целое как систему, в которой противоположности взаимопроникают, обусловливая тем самым развитие. Этим диалектическое мышление отличается от рассудочно-|физического, которое довольствуется описанием внешне сопоставимых сторон предмета.
|
|
Закон отрицания отрицания выражает преемственность, спиралевидность развития, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств низших стадий. В ходе развития происходит превращение одного предмета в другой при переходе первого в подчиненное положение по отношению ко второму, что называется снятием. Это открывает простор для дальнейшего развития и выступает как момент связи, осуществляющей удержание всего положительного содержания пройденных ступеней..
Закон перехода количественных изменений в качественные. Накопление незаметных, постепенных количественных изменений в определенный момент приводит к коренным существенным переходам к новому качеству. Количественные и качественные изменения взаимосвязаны и обусловливают друг друга; имеет место и обратный процесс – изменение количественных характеристик в результате изменения качества предметов и явлений. Любой процесс развития одновременно и непрерывен, и прерывен. При этом непрерывность развития выступает в форме количественных изменений, а прерывность – в форме качественного скачка.
Сущность и явление – необходимые стороны всех объектов и процессов в мире. Сущность – совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющих основные черты и тенденции развития материальной системы. Явления – это конкретные события, свойства или процессы, выражающие внешние стороны действительности и представляющие собой форму проявления сущности. Категории «сущность» и «явление» всегда неразрывно связаны: всякое явление скрывает в себе какую-то существенную информацию, а всякая сущность обнаруживается в каких-то внешних явлениях.
|
|
Познание сущности возможно при использовании метода восхождения от абстрактного к конкретному, и наоборот, что позволяет переходить от описания к объяснению, эмпирической проверке и доказательству. С применением диалектического мышления познание сущности одного уровня позволяет переходить к познанию сущности общего порядка, что дает в результате более полное знание.
Содержание и форма – диалектически взаимосвязанные характеристики предмета и процесса. Содержание – это материальное основание, обусловливающее изменения предмета, совокупность взаимодействий его различных свойств и сторон, его функций. Содержание любого предмета, процесса определенным образом организовано; всякий предмет обладает определенной структурой, которая характеризуется формой. Во взаимоотношении содержания и формы ведущая роль принадлежит содержанию. С него начинается изменение всякого предмета, оно обусловливает изменения формы, их темпы, направление и т.д. Однако форма не пассивно следует за содержанием, а обладает относительной самостоятельностью и оказываетвоздействие на содержание. Она может способствовать развитиюсодержания, а может и тормозить его.
Взаимодействие содержания и формы проходит ряд этапов: сначала они соответствуют друг другу, но поскольку содержание более подвижно, изменчиво,а форма более устойчива, то на следующем этапе форма начинает сковывать содержание, мешать его дальнейшему развитию. Это приводитк обострению противоречий, к борьбе между изменившимся содержанием и прежней формой, в результате которой старая форма подвергается диалектическому отрицанию. (пример?)
Причина и следствие – это категории, отражающие всеобщую связь между предметами, явлениями. Причиной называется такое явление, которое порождает другое, выступающее по отношению к первому как следствие. В современной науке все большее признание получает точка зрения, согласно которой причинность является объективной, т.е. присуща самим явлениям и предметам, и вместе с тем между причиной и следствием существует сложное диалектическое взаимодействие. Иногда бывает очень трудно из многообразия факторов выявить тот, который послужил причиной того или иного изменения. У одного и того же явления может быть не одна, а несколько причин. Принято различать полные и специфические причины. Под полной причиной понимают совокупность всех обстоятельств, при которых данное следствие наступает с силой необходимости.Под специфической причиной понимают такую, при появлении которой возникает данное следствие при наличии других условий, без которых оно не может возникнуть, но и они сами без причины не могут вызвать следствие.
Если мы рассматриваем какое-то конкретное отношение между двумя явлениями, то одно из них будет причиной, а другое – следствием. Но если мы изучаем данное отношение во времени, то следствие может оказать обратное влияние на причину, его вызвавшую, т.е. они меняются местами. Это так называемая «обратная связь».
Возможность и действительность – категории, выражающие две стадии в развитии любого предмета, явления. Возможность – это то, что в настоящий момент еще не существует в явном виде, но в силу объективных законов развития данного явления может возникнуть.Действительность – то, что реально существует. Каждый предмет, явление содержат в себе множество возможностей, но в реальной действительности реализуется лишь одна из них. Возможности подразделяются на формальные, абстрактные (теоретические) и реальные (практические).Формальной считается такая возможность, которая рассматривается безотносительно к объективным условиям существования явления и удовлетворяет лишь одному требованию: быть логически непротиворечивой. (Иск. В Крыму могло развиваться греческое, итальянское, турецкое и т.п.). Формальная возможность может противоречить объективным законам развития реальности и быть невозможностью. Абстрактная возможность соответствует объективным законам, но для ее осуществления на практике еще нет всех необходимых условий (могла развиться тюркская культура, сельджукская, и др.).Грань между абстрактной и реальной возможностью очень подвижна: абстрактная возможность при наличии условий становится реальной, а реальная становится действительностью при осуществлении всего комплекса условий.
|
|
Единичное, всеобщее, особенное – диалектически взаимосвязанные характеристики предмета, выражающие различные формы его отношения к другим предметам. Единичное фиксирует качественную определенность предмета, его индивидуальность, неповторимое своеобразие, пространственную и временную определенность и т.д. (напр. К-т иск-во или любое другое) Своеобразие явлений обнаруживается в ходе сравнения. Всеобщее выражает, во-первых, признак, присущий предметам данного класса (абстрактно-всеобщее); во-вторых, – закон существования и развития всех единичных явлений (конкретно-всеобщее) (общие черты объединяющие мусульманское иск-во). Абстрактно-всеобщее не отражает сущности предмета. Конкретно-всеобщее воплощает в себе богатство особенного, индивидуального; оно существует в виде закона, связующего многообразие явлений в единство и может быть выявлено в развернутой системе взаимоотношений явлений, предметов.Единство единичного и конкретно-всеобщего выражает особенное.В нем слиты воедино индивидуальные черты с всеобщими признаками. Особенное есть всеобщее, реализованное в единичных явлениях, закон в единстве с реальными условиями и формами егоосуществления. Научное познание, восходя от единичного к абстрактно-всеобщему, а от него – к конкретно-всеобщему и лишь затем к особенному, воссоздает предмет во всем многообразии, во всем богатстве его сторон, связей, отношений с другими предметами.
|
|
С применением этих категорий может быть рассмотрено понятие «творческая личность» (художник), которое имеет множество толкований, интерпретаций, выделяющих в качестве существенных ее характеристик то индивидуальное, то общественное. Понятие «Творческая личность (художник)» это то, что сохраняет значение для других людей в отсутствие человека, оличности которого идет речь. Иными словами, категории «единичное» соответствует индивидуальность, категории «всеобщее» соответствует общественное значение некоторых проявлений творческой личности, а категории «особенное» соответствует собственнотворческая личность человека как «конкретно всеобщее», реализованное в единичных творческих актах, нравственных поступках.
Свобода и необходимость — категории, которые отражают соотношение свободной и активной творческой деятельности людей и условий ее осуществления, объективных законов природы и общества.Свобода деятельности человека определяется ее разумностью, степенью осознания человеком объективных законов природы и общества, а также степенью практического овладения действительностью. Свобода заключается в возможности практического выбора из объективно необходимого.
Так, в последние десятилетия в системе обучения изобразительному искусству все больше опирались на принцип «ведущей роли взрослого» в творческом развитии личности ребенка, т.е. упор делалсяна необходимость усвоения определенной суммы знаний, умений, навыков в соответствии с «общественным заказом» (соцреализмом). Этот принцип являлся полной противоположностью принципа «свободного» обучения творчеству, который был популярен в педагогической среде конца XIX—начала XX века. Если в рамках принципа «свободного воспитания» ребенку и педагогу предоставлялся настолько широкий выбор, что позволял выйти за рамки разумного и объективно необходимого, то в рамках принципа «ведущей роли взрослого» этот выбор был ограничен по сути дела до нуля и сформировал у педагогов привычку действовать по шаблону, а детей лишил возможности реализовать свою индивидуальность. Сегодня наметилась тенденция отхода от принципа «ведущей роли взрослого», детям предоставляется больше свободы выбора……
Необходимость и случайность – категории, выражающие отношение отдельных проявлений процесса развития к его сущности. Некоторые явления, будучи развитием некой сущности, являются необходимыми, но в своей единичности, неповторимости выступают как случайные. Задача науки заключается в том, чтобы во множестве случайных связей явлений вскрыть их необходимую основу. Любое явление в конечном итоге управляется объективными законами, необходимостью. При характеристике феноменов творчества часто обращается внимание на случайный характер многих научных открытий. Однако, случайные открытия делают только подготовленные к данному факту люди, Т.е. случай выступает формой реализации созревшей необходимости. (Суриков – ворона)
Качество количество. Качественная определенность объектов и явлений есть то, что делает их устойчивыми, создает бесконечное своеобразие мира. Категория качества связана с бытием объекта. Объект не может потерять свое качество и при этом остаться самим собой. Это будет другой объект, другое его бытие. Наряду с качественной определенностью все объекты обладают также количественной определенностью: величиной, числом, объемом, темпом протекания процессов, степенью развития свойств и т.д. Количество есть такая определенность вещи, благодаря которой (реально или мысленно) ее можно разделить на однородные части, а затем собрать эти части воедино. Однородность (подобие, сходство частей или объектов) – отличительный признак количества. Различия между объектами, не подобными друг другу, носят качественный, а не количественный характер. Количество не связано так тесно, как качество, с бытием объекта. Только достигнув определенной для каждого объекта границы, количественные изменения вызывают качественные. Количественная определенность, в отличие от качественной, характеризуется внешним отношением к природе объектов. Поэтому она и может быть, например, в математике, отделена от содержания как от чего-то безразличного для дела. В искусстве не принято абсолютно абстрагироваться от качественных характеристик объекта изучения. Если для математика дважды два всегда четыре, то для художника вопрос: сколько будет дважды два – служит поводом, чтобы задать уточняющий вопрос: дважды два чего?
Мера – категория, выражающая единство качественной и количественной определенности объекта или явления. Мера представляет собой те границы, за которыми происходит переход количественных изменений в качественные и наоборот.
Как видим, категории – это формы осознания людьми их отношения к миру в понятиях всеобщих и существенных свойств, законов природы, общества и познания. Категории сформировались в процессе исторического познания действительности человечеством на основе практического приспособления человека к действительности и изменения этой действительности человеком. Категории диалектики в своей взаимосвязи и взаимозависимости образуют систему, а точнее даже являются узловыми связями в сети понятий, которая охватывает и воспроизводит всеобщую систему способов отношения человека к миру в соответствии со знанием его объективных законов.