Денежный оборот и система расчетов на предприятии

Лекция № 2: Организация денежных расчетов на предприятии

1. Денежный оборот и система расчетов на предприятии.

2. Банковские счета предприятия.

3. Характеристики форм безналичных расчетов.

Деятельность предприятия связана с различными денежными расчетами и платежами. Общая денежная масса на предприятии может быть разделена на активные и пассивные деньги. Активные деньги в каждый момент времени принимают участие в денежном обороте. Пассивные деньги являются потенциальным платежным средством.

Активный денежный оборот на предприятии имеет 2 основные формы: безналичную и наличную. Это позволяет эффективно регулировать денежную массу предприятия. Денежный оборот – это проявление сущности денег в движении. Он охватывает процессы распределения и обмена. Денежный оборот предприятия должен обеспечивать процессы производства и реализации продукции, выполнения финансовых обязательств, совместной деятельности предприятий.

Денежный оборот предприятия связан со следующими направлениями работы:

- обеспечение процесса производства;

- реализация продукций;

- уплата налогов, обязательных отчислений и сборов;

- обеспечение совместной деятельности предприятий;

- получение кредитов и их обслуживание.

Сущность безналичных расчетов состоит в том, что платежи осуществляются путем списания средств, с банковского счета плательщика на банковский счет получателя, (т.е. осуществляются соответствующие записи на банковских счетах участников расчетов). Основанием для осуществления безналичных расчетов является предоставление в банк специальных расчетных документов на бумажных носителях или в электронном виде (комплекс «Клиент – Банк»).

Безналичные денежные расчеты можно классифицировать по следующим признакам:

1.По видам хозяйственных операций:

- денежные операции по товарным операциям;

- денежные операции по нетоварным операциям.

2.По месторасположению банков обслуживающих расчеты:

- местные;

- междугородние;

- международные.

3.По факту осуществления оплаты:

- предоплата или авансовая оплата;

- оплата после реализации продукции;

4.По условию оплаты договоров:

- акцептная форма оплаты;

- безакцентная форма оплаты.

5.По источникам финансирования:

- денежные расчеты собственными средствами предприятия;

- денежные расчеты заемными средствами;

- денежные расчеты за средства клиента.

Наличная форма расчетов используется для обслуживания населения (выплата заработной платы, премий, дивидендов, пенсий) и для расчетов между субъектами хозяйствования.

Наличную форму расчетов предприятия используют для:

1.Расчетов с работниками (заработная плата, премии, дивиденды);

2.обеспечения необходимых хозяйственных потребностей (приобретение канцелярских товаров, оплата командировочных расходов и др);

3.расчетов с бюджетами и государственными целевыми фондами;

4.расчетов между предприятиями, но не более 10000 грн. на день при условии отсутствия у них налоговой задолженности. Ограничение в 10000 грн. не распространяется на:

- расчеты с физическими лицами, бюджетами и государственными целевыми фондами;

- добровольные пожертвования;

- расчеты за полученную электроэнергию;

- использования средств, выданных для командировки;

- расчеты во время закупки сельскохозяйственной продукции.

Наличная форма расчетов связана с кассовыми операциями предприятия. Порядок ведения кассовых операций регулируется «Положением о ведении кассовых операций в национальной валюте Украины» утвержденное постановлением НБУ № 637 от 15.12. 2004 г.

Расчеты в наличной форме проводятся с оформлением следующих документов:

- налоговая накладная;

- кассовый или товарный чек;

- квитанции;

- договор купли-продажи;

- акт о закупке товаров, выполненных работ, предоставленных услуг.

Все предприятия, которые имеют счета в банковских учреждениях и осуществляют операции с наличностью должны обязательно сдавать в банк наличные средства превышающие «лимит кассы». Лимит остатка наличных средств в кассе – это граничный размер суммы наличности, который может оставаться в нерабочее время в кассе предприятия.

Согласно Положению № 637 предприятия самостоятельно устанавливают лимит кассы на основе «Расчета установления лимита наличности в кассе»подписанный руководителем и главным бухгалтером предприятия.

Лимит кассы определяют с учетом:

1)Режима и специфики работы предприятия;

2)отдаленности от банков;

3)объемов кассовых оборотов по всем счетам;

4)установленных сроков сдачи наличных.

В основе расчетов лежит размер среднего ежедневного размера выдачи или поступления наличных. Для расчета выбираются три любых месяца из 12 последних.

Например за март-май кассовый оборот (получено) 85213 грн., тогда средний ежедневный размер поступления наличных грн. Округляем до 1300 грн.

1.Если предприятие сдает выручку каждый день.

Лимит кассы 1300 грн.

2.Если предприятие сдает выручку не чаще 1 раза в пять рабочих дней.

Лимит кассы не более 1300*5=6500 грн.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: