Типы стратегий. Существует, по меньшей мере, четыре основных типа стратегии конкурентной борьбы. Придерживающиеся их фирмы каждая по-своему, не так как другие, но одинаково удачно приспособлены к требованиям рынка. Соответствующие этим стратегиям типы компаний получили названия: виоленты, пати- енты, коммутанты и эксплеренты.
Виолентная стратегия характерна для фирм, действующих в сфере крупного стандартного производства товаров или услуг. Три важнейшие разновидности фирм-виолентов получили запоминающиеся названия: «гордые львы», «могучие слоны», «неповоротливые бегемоты». Источник силы этих компаний в том, что такое производство можно наладить с меньшими издержками, чем изготовление небольших партий сильно отличающихся друг от друга товаров. Кроме того, виоленты используют преимущества, создаваемые широкомасштабными научными исследованиями, развитой сбытовой сетью и крупными рекламными компаниями.
Стратегия виолентов проста: опираясь на свою гигантскую силу, фирма стремится доминировать на обширном рынке, вытесняя с него конкурентов. Товар этих фирм привлекает покупателя сравнительной дешевизной и добротностью. Настоящее время — не лучшее для наших отечественных виолентов, к числу которых относится большинство крупных российских промышленных предприятий. Мощное, производительное оборудование — их главный козырь, но только, если оборудование загружено. Крупные предприятия — костяк экономики России и от выработки ими эффективной рыночной стратегии во многом зависит будущее нашей страны.
Патиентная стратегия типична для фирм, вставших на путь узкой специализации. Она предусматривает изготовление особой, необычайной продукции для определенного (чаще узкого) круга потребителей. Сила компании-патиента в том, что ее изделия становятся незаменимыми для соответствующей группы клиентов, ценящих дорогие и высококачественные товары, а не стандартную продукцию. Компания-патиент сосредотачивает усилия на продукции, пользующейся узким спросом. Делает это она потому, что хочет уклониться от прямой конкуренции с гигантами. Не случайно компании-патиенты принято называть «хитрыми лисами» экономики; они приносят на рынок разнообразие, спасают экономику от обезличивающего гнета стандарта.
Для нашей страны патиентная стратегия имеет особое значение. Она призывает не бороться напрямую с ведущими корпорациями, а выискивать недоступные для тех сферы деятельности. Многие наши бывшие оборонные производства, обладающие хорошим оборудованием, классными специалистами и опытом мелкосерийного производства, вполне могут превратиться в фирмы- патиенты и добиться успеха.
Коммутантную стратегию выполняют бесчисленные мелкие предприятия, создаваемые каждый раз для конкретного случая. Эти фирмы получили название «серые мыши» экономики; им почти все равно, чем заниматься, лишь бы получать прибыль. Они выполняют роль соединительной ткани экономики. Именно ком- мутантная стратегия преобладает в деятельности новых отечественных фирм; многие из них начинали как производственные кооперативы, затем торговали компьютерами и т.д. До сих пор любое изменение таможенных пошлин порождает массовую смену рода деятельности таких фирм. С точки зрения экономики в целом роль фирм-коммутантов вполне положительна потому, что они выполняют работу там, где другие предприятия (более крупные, например) неэффективны.
Эксплерентная стратегия конкурентной борьбы связана с созданием новых товаров и услуг. Главное преимущество фирм-эксп- лерентов связано с оперативным внедрением нововведений. Не случайно эти фирмы называют «первыми ласточками». Там, где компания-виолент не станет рисковать с непроверенными про^сектами, «компания-ласточка» (больше похожая на группу энтузиастов нового направления) пойдет на риск. Интересно, что в 35 % случаях такие компании заканчивают банкротством, но если выпадает успех, то это громадная финансовая удача. Все крупнейшие научно-технические достижения в мире сделаны компания- ми-эксплерентами. Конечно, их мало и в мире, и у нас. Но перспективы развития этого типа фирм в России, славящейся своим научным потенциалом, огромны.
2-26