Типы стратегий. Существует, по меньшей мере, четыре основных типа стратегии конкурентной борьбы. Придерживающиеся их фирмы каждая по-своему, не так как другие, но одинаково удачно приспособлены к требованиям рынка. Соответствующие этим стратегиям типы компаний получили названия: виоленты, пати- енты, коммутанты и эксплеренты.
Виолентная стратегия характерна для фирм, действующих в сфере крупного стандартного производства товаров или услуг. Три важнейшие разновидности фирм-виолентов получили запоминающиеся названия: «гордые львы», «могучие слоны», «неповоротливые бегемоты». Источник силы этих компаний в том, что такое производство можно наладить с меньшими издержками, чем изготовление небольших партий сильно отличающихся друг от друга товаров. Кроме того, виоленты используют преимущества, создаваемые широкомасштабными научными исследованиями, развитой сбытовой сетью и крупными рекламными компаниями.
Стратегия виолентов проста: опираясь на свою гигантскую силу, фирма стремится доминировать на обширном рынке, вытесняя с него конкурентов. Товар этих фирм привлекает покупателя сравнительной дешевизной и добротностью. Настоящее время — не лучшее для наших отечественных виолентов, к числу которых относится большинство крупных российских промышленных предприятий. Мощное, производительное оборудование — их главный козырь, но только, если оборудование загружено. Крупные предприятия — костяк экономики России и от выработки ими эффективной рыночной стратегии во многом зависит будущее нашей страны.
|
|
Патиентная стратегия типична для фирм, вставших на путь узкой специализации. Она предусматривает изготовление особой, необычайной продукции для определенного (чаще узкого) круга потребителей. Сила компании-патиента в том, что ее изделия становятся незаменимыми для соответствующей группы клиентов, ценящих дорогие и высококачественные товары, а не стандартную продукцию. Компания-патиент сосредотачивает усилия на продукции, пользующейся узким спросом. Делает это она потому, что хочет уклониться от прямой конкуренции с гигантами. Не случайно компании-патиенты принято называть «хитрыми лисами» экономики; они приносят на рынок разнообразие, спасают экономику от обезличивающего гнета стандарта.
Для нашей страны патиентная стратегия имеет особое значение. Она призывает не бороться напрямую с ведущими корпорациями, а выискивать недоступные для тех сферы деятельности. Многие наши бывшие оборонные производства, обладающие хорошим оборудованием, классными специалистами и опытом мелкосерийного производства, вполне могут превратиться в фирмы- патиенты и добиться успеха.
|
|
Коммутантную стратегию выполняют бесчисленные мелкие предприятия, создаваемые каждый раз для конкретного случая. Эти фирмы получили название «серые мыши» экономики; им почти все равно, чем заниматься, лишь бы получать прибыль. Они выполняют роль соединительной ткани экономики. Именно ком- мутантная стратегия преобладает в деятельности новых отечественных фирм; многие из них начинали как производственные кооперативы, затем торговали компьютерами и т.д. До сих пор любое изменение таможенных пошлин порождает массовую смену рода деятельности таких фирм. С точки зрения экономики в целом роль фирм-коммутантов вполне положительна потому, что они выполняют работу там, где другие предприятия (более крупные, например) неэффективны.
Эксплерентная стратегия конкурентной борьбы связана с созданием новых товаров и услуг. Главное преимущество фирм-эксп- лерентов связано с оперативным внедрением нововведений. Не случайно эти фирмы называют «первыми ласточками». Там, где компания-виолент не станет рисковать с непроверенными про^сектами, «компания-ласточка» (больше похожая на группу энтузиастов нового направления) пойдет на риск. Интересно, что в 35 % случаях такие компании заканчивают банкротством, но если выпадает успех, то это громадная финансовая удача. Все крупнейшие научно-технические достижения в мире сделаны компания- ми-эксплерентами. Конечно, их мало и в мире, и у нас. Но перспективы развития этого типа фирм в России, славящейся своим научным потенциалом, огромны.
2-26