Тема 4.2. Неустойчивость и равновесие развития макроэкономики

1. Содержание и общие черты экономического цикла

Современное представление о цикле основано на том, что он является постоянной динамической характеристикой экономиче­ской активности и проявляется в периодических взлетах и паде­ниях рыночной конъюнктуры, в различных формах несоответствия спроса и предложения.

Особенность рыночной экономики, проявлявшаяся в склон­ности к повторению экономических явлений (повышение или понижение спроса, увеличение объемов производства или его за­стой) была замечена экономистами еще в первой половине XIX в. Выявилась и определенная последовательность в чередовании ука­занных явлений. Проблема имела столь огромное значение для экономического развития, что ее не обошел стороной практиче­ски ни один из ведущих экономистов XIX и XX вв., давая свою трактовку сущности, причин, продолжительности экономического цикла.

Признавая объективный характер экономического цикла, боль­шинство современных экономистов предлагают изучать это явле­ние через анализ внутренних и внешних факторов, влияющих на характер цикла, его продолжительность, специфику проявления отдельных фаз.

К внешним факторам могут быть отнесены объективные и субъективные обстоятельства, вызывающие периодическую по­вторяемость экономических явлений и лежащие вне экономиче­ской системы:

• войны, революции и другие политические потрясения;

• открытия крупных месторождений золота, урана, нефти и других ценных ресурсов;

• освоение новых территорий и связанная с этим миграция населения, колебания численности населения земного шара;

• мощные прорывы в технологии, изобретения и инновации, позволяющие коренным образом менять структуру общественно­го производства.

Теории, объясняющие экономический цикл главным образом наличием внешних факторов, принято называть экстернальными теориями, в отличие от интернальных теорий, рассматривающих экономический цикл как порождение внутренних, присущих са­мой экономической системе, факторов. Эти факторы могут вызы­вать как подъем, так и спад экономической активности через опре­деленные промежутки времени.

Если в одной или нескольких отраслях начался бум, вызвав­ший резкое увеличение спроса на машины и оборудование, то вполне естественно предположить, что явление повторится через 10—15 лет, в течение которых эти машины и оборудование будут полностью изношены.

Физический срок службы основного капитала (движимого и недвижимого) рассматривается многими экономистами как один из важнейших внутренних факторов, порождающих экономиче­ский цикл.

Среди других внутренних факторов выделяют:

• личное потребление, сокращение или возрастание которого сказывается на объемах производства и занятости;

• инвестирование, т.е. вложение средств в расширение произ­водства, его модернизацию, создание новых рабочих мест;

• экономическую политику государства, выражающуюся в пря­мом и косвенном воздействии на производство, спрос и потреб­ление.

2. Фазы цикла. Динамика экономических показателей

Фаза депрессии, наступающая после кризиса, может иметь весь­ма продолжительный характер. Уровень производства сохраняется стабильным, но очень низким по отношению к состоянию перед началом кризиса. Сохраняется высокий уровень безработицы. Од­нако падение цен приостанавливается, падает ссудный процент, стабилизируются товарные запасы.

Фаза оживления — сопровождается незначительным повыше­нием уровня производства, некоторым сокращением безработи­цы. Постепенно начинают повышаться цены и расти ссудный про­цент. На товарном рынке растет спрос на новое промышленное оборудование.

Наметившееся оживление охватывает все большее количество отраслей, втягивая в новый виток спирали новые капиталы.

Фаза подъема зачастую приобретает ажиотажный характер. Уро­вень производства превосходит достигнутый в предыдущем цикле. Лихорадочно растут цены. Безработица сокращается до минималь­ных размеров при одновременном существенном росте заработ­ной платы.

Резко возрастает спрос на продукцию отраслей, определяю­щих тенденции в движении научно-технического прогресса. В свя­зи с расширением масштабов производства инвестиционных то­варов значительно возрастает спрос на сырьевые ресурсы, и цены на них растут; усиливаются диспропорции, заложенные на фазе оживления. Экономика подходит к следующему витку (рис. 12.1).

Современные экономические циклы существенно отличаются от циклов XIX и первой половины XX вв. Общие закономерности находят все менее видимое проявление. Некоторые фазы экономического цикла претерпевают значительные метаморфозы, а то и исчезают вовсе

В зависимости от того, как изменяется значение экономиче­ских параметров в ходе конъюнктурного цикла, они делятся на проциклические, контрциклические и ациклические.

Проциклическими называют параметры, значения которых в фазе подъема увеличиваются, а в фазе спада уменьшаются. К процик­лическим относят такие параметры, как совокупный выпуск, за­грузка производственных мощностей, агрегаты денежной массы, скорость обращения денег, краткосрочные ставки процента, об­щий уровень цен, прибыли корпораций. В меньшей мере процик­лическими переменными являются долгосрочные ставки процен­та, уровни цен и объемы выпуска в добывающих отраслях и в сельском хозяйстве, производство товаров однократного пользо­вания.

Контрциклическими называются показатели, значения которых во время спада увеличиваются, а во время подъема уменьшаются. Контрциклическими переменными являются уровень безработи­цы, число банкротств, размеры производственных запасов гото­вой продукции.

Ациклическими называются параметры, динамика которых не обнаруживает связи с фазами экономического цикла. К ацикли­ческим параметрам может быть отнесен объем экспорта.

Темпы изменения разных параметров обычно не совпадают. Как правило, одни из проциклических переменных еще возрастают, тогда как другие уже снижаются и, соответственно, одни из контр­циклических переменных еще падают, а другие уже возрастают

3. Структурные кризисы

Структурные кризисы порождаются диспропорциями между развитием отдельных сфер и отраслей, носят, как правило, за­тяжной характер и не всегда совпадают с началом циклических кризисов.

Нефтяной, продовольственный, энергетический, сырьевой кризисы дополнились в последние десятилетия кризисами валют­ной системы, экологическим кризисом. Оказывая несомненное влияние на общее состояние промышленного производства, они существенно изменили традиционную картину циклического раз­вития, сглаживая или порою обостряя те или иные проявления циклических кризисов.

В последние годы структурные кризисы стали обретать более сложную характеристику. Все большее влияние на экономические проблемы оказывают глобальные политические процессы, среди которых следует особо выделить распад социалистической систе­мы, межнациональные и региональные конфликты, возрастание роли так называемого исламского фактора, противоречивые тен­денции в процессе создания единой Европы и т.д.

Одним из определяющих факторов в современном мире стано­вится нестабильность. Изменяются традиционные рынки сырья, амплитуда колебания валютных систем достигает опасных преде­лов, активно развивается производство в зонах, где почти полно­стью отсутствует система экологического контроля, что также может привести к непредсказуемым отрицательным результатам. В целом земная цивилизация входит в новое тысячелетие в состо­янии перманентных потрясений.

4. Продолжительность экономических циклов. Эффект акселератора

Экономисты различают три типа экономических циклов в за­висимости от их продолжительности.

Краткосрочные экономические циклы принято называть цикла­ми Китчина, посвятившего этой проблеме свою работу в 1923 г. Джозеф Китчин связывал продолжительность цикла, которую он принимал равной трем годам и четырем месяцам, с колебаниями мировых запасов золота. Однако в настоящее время подобное объяс­нение причин краткосрочного цикла может удовлетворить очень немногих.

Большинство современных экономистов, поддерживающих идею существования краткосрочных экономических циклов, склон­но рассматривать их лишь как неотъемлемую часть общей цикли­ческой системы, основу которой составляют среднесрочные эконо­мические циклы, получившие название циклов Жугляра, по име­ни французского экономиста, исследовавшего экономические колебания во второй половине XIX в.

Клемент Жугляр рассматривал экономический цикл как зако­номерное явление, причины которого кроются в сфере денежно­го обращения, точнее, кредита и считал, что повторение всех экономических процессов, вызванных банковской деятельностью, происходит каждые десять лет.

Кризис — основную фазу цикла — Жугляр оценивал как оздо­ровляющий фактор, ведущий к общему снижению цен и ликви­дации предприятий, созданных для удовлетворения искусственно разросшегося спроса.

Продолжительность цикла Жугляра совпадает с продолжитель­ностью циклов, основную причину которых некоторые экономи­сты видели в сроках физического износа активной части основ­ных производственных фондов

Дж. М. Кларк, активно изучавший проблему экономических Циклов, полагал, что возрастание спроса на предметы потребле­ния порождает цепную реакцию, ведущую к многократному уве­личению спроса на оборудование и машины. Эта закономерность, являвшаяся ключевым моментом процесса циклического развития, была определена им как принцип акселерации (эффект акселе­ратора).

До Дж. М. Кларка на явление акселерации обратил внимание французский экономист Альбер Афтальон, считавший возмож­ным объяснить причину среднесрочного экономического цикла продолжительностью процесса производства во времени. Он на­шел довольно удачное сравнение экономики с процессом растап­ливания печи. Сначала печь загружают углем. Поскольку сгорание угля происходит постепенно, помещение какое-то время не на­гревается, а печь все более загружается топливом. Точно так же в экономике для достижения желаемого уровня производства пред­метов потребления производятся предварительные затраты на из­готовление средств производства. Через некоторое время в поме­щении устанавливается нормальная температура, но печь продол­жает отдавать тепло, и может случиться так, что спустя час жара станет невыносимой.

А. Афтальон использовал сравнение экономики с печью, что­бы подчеркнуть, что всякий рост спроса на предметы потреб­ления способен вызвать гораздо более значительное расшире­ние производства средств производства, в результате чего часть произведенных предметов потребления окажется на рынке из­лишней.

Принцип акселерации в той или иной степени рассматривался всеми экономистами, изучавшими экономический цикл, но в оценке значения принципа акселерации и в вопросе о его реаль­ном проявлении были и остаются существенные разногласия. П.Са- муэльсон считает, что акселерация обладает двухсторонним дей­ствием, ибо вызывает неустойчивость, когда каждый предприни­матель поступает в высшей степени рационалистически.

П.Самуэльсон полагает, что принцип акселерации в сочета­нии с мультипликатором порождает кумулятивную дефляцион­ную (или инфляционную) спираль.

В целом эффект акселератора рассматривается как неотъемле­мый элемент экономических колебаний, порождаемый нестабиль­ностью экономики и порождающий эту нестабильность.

Тенденция к размыванию фаз промышленных циклов, уча­стившемуся их несовпадению в различных странах и регионах, в совокупности с тенденцией нарастания сложностей развития рыночной экономики, вызванных структурными кризисами, зас­тавили ученых искать новые причины столь сложных экономиче­ских явлений.

К началу XX в., по расчетам Кондратьева, прошло несколько циклов:

I цикл — с начала 1790-х гг. до 1844—1851 гг.

II цикл — с начала 1844—1851 гг. до 1890—1896 гг.

III цикл — с 1890—1896 гг. до 1914—1920 гг.

Подробно проанализировав, что происходило за этот период, Н.Д. Кондратьев пришел к ряду выводов.

1. Повышающей волне обязательно предшествуют значитель­ные научно-технические изобретения и нововведения. Так, подъем первого большого цикла связан с промышленной рево­люцией в Англии, второго — с развитием железнодорожного транспорта, третьего — с внедрением электроэнергии, телефо­на и радио.

2. Повышающая волна, как правило, богата социальными по­трясениями (революции и войны).

3. Понижающие волны оказывают особо угнетающее влияние на сельское хозяйство.

4. Обычные 8 — 10-летние циклы нанизываются на большие вол­ны, характер их протекания зависит от того, на какую фазу длин­ной волны они попали.

В соответствии с концепцией Н. Д. Кондратьева начало подъе­ма в новом большом экономическом цикле должно было попасть на середину 40-х гг., а следующего — на середину 90-х гг.

Разработка идей этого ученого весьма актуальна, так как все большее влияние на мировую экономику оказывают научно-тех­нический прогресс, революционные технологии, появились но­вые факторы воздействия на «длинные волны», которые следует исследовать. Так, перелом от повышения к понижению доли нау­коемких отраслей и строительства в ВВП семи ведущих стран про­изошел в 60-е гг. Это был сигнал о том, что фаза процветания заканчивается. Следующая фаза оживления возможна, когда по­явятся признаки масштабного роста новых отраслей хозяйства в странах — лидерах технического прогресса и начнется повышение общей нормы капиталовложений и особенно вложений в здания и сооружения. Что касается новых отраслей, то их круг определя­ется нововведениями 80 —90-х гг. Наиболее перспективными из них следует считать развитие информатики на базе передовых тех­нологий с использованием электроники, космической и лазер­ной техники.

5. Государственное антициклическое регулирование

Несмотря на значительный разброс взглядов на причины цик­лических колебаний и различную расстановку акцентов при вы­работке антициклической политики, в целом можно сказать, что все концепции регулирования циклов тяготеют к одному из двух направлений: неокейнсианскому или неоконсервативному, раз­вившемуся на базе классической школы. Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе — на регулирование совокупного предложения. Для наглядности можно представить их различие в виде табл. 12.1.

В зависимости от исходных установок и ориентиров сторонни­ки того или иного направления по-разному решают проблемы сглаживания циклических колебаний, по-разному оперируют ин­струментами, находящимися в распоряжении государства, кото­рые можно использовать для этих целей. Например, сторонники неокейнсианских рецептов большее внимание уделяют бюджет­ной политике (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства) и налоговой политике (ма­нипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).

Сторонники неоконсервативных рецептов уделяют большее внимание проблеме денег и кредита, поэтому в последние годы неоконсервативная политика опирается на монетаристские теории, которые во главу угла ставят вопросы объема денежной мас­сы и его регулирования.

По-разному решается проблема участия государства в проис­ходящих процессах — в политике регулирования экономики в целом и в области сглаживания циклических колебаний.

В современных условиях ВОЗ Никает ряд НОВЫХ факторов, которых следует сказать особо в связи с осуществлением анти­циклической политики.

Первое — это явление синхронизации экономических циклов, наблюдающееся с 70 —80-х гг., т.е. совпадение циклических коле­баний в разных странах и регионах. Процесс синхронизации объяс­няется усиливающейся интернационализацией производства, раз­витием связей между странами, распространением НТР и углуб­лением научно-технического сотрудничества. При проведении ан­тициклического регулирования правительство должно с этим счи­таться и стремиться синхронизировать свои мероприятия, направ­ленные на сглаживание циклических колебаний, с аналогичными мероприятиями, проводящимися в других странах. Игнорирова­ние этого требования может привести не только к снижению эф­фективности антициклического регулирования, но даже практи­чески к нулевым результатам усилий в данной области.

Второе, что важно отметить, — это тот факт, что выше были рассмотрены лишь общие ориентиры антициклической политики. Но усугублению конъюнктурных колебаний способствуют и такие явления, как инфляция, монополизация экономики, нарушение хозяйственных пропорций и т.п. Поэтому все те мероприятия, которые проводятся в целях их преодоления (антиинфляционная политика, борьба с монополизмом и т.п.), тоже можно рассмат­ривать как частные случаи регулирования экономического цикла


2-58

2-60

Тема 4.3. Регуляторы национального хозяйства

1. Способы регулирования национального хозяйства

Россия находится в стадии перехода к рыночной системе, как к более совершенной и эффективной, способной к саморегули­рованию народного хозяйства. Вместе с тем ей самой внутренне присущи недостатки, которые остро проявляются с развитием экономики, как количественно, так и качественно.

Несовершенство рыночной системы вытекает из того, что она во многих случаях оказывается несостоятельной:

1) не способствует сохранению невозобновляемых ресурсов;

2) не имеет экономического механизма защиты окружающей среды (только законодательные акты могут заставить предприни­мателей вкладывать средства в экологически чистые производства);

3) не может регулировать использование природных ресурсов (например, рыбных богатств океана);

4) игнорирует потенциально отрицательные, порой разруши­тельные последствия принимаемых решений, если эти решения приносят предпринимателю доход;

5) не создает стимулы для производства товаров и услуг кол­лективного пользования, общественных благ (дороги, дамбы, об­щественный транспорт, образование, здравоохранение и т.д.);

6) подвержена нестабильному развитию с присущими ему ин­фляционными процессами.

Эти недостатки рыночной экономики особенно характерны для рыночной системы промышленно развитых стран, которые с од­ной стороны ориентированы на насыщенность рынка товарами массового производства, а с другой — направлены на удовлетво­рение потребностей определенных групп покупателей; ей прису­ще гибкое и адаптивное производство, способное отвечать самым сложным запросам потребителей. Но вместе с тем она не «справ­ляется» иногда с жизненно важными проблемами, возникающи­ми перед обществом. Неспособность рынка решать нижеперечис­ленные проблемы совершенно объективно обусловливает необхо­димость внешнего воздействия государства на рыночную систему.

1. Научно-технический прогресс резко увеличил масштабы про­изводства, накоплений и укрепил международные экономические связи; НТП многогранен и требует таких капитальных вложений, с которыми «справиться» не могут отдельные, даже самые круп­ные предприятия. Контроль политический, финансовый, эконо­мический и социальный за ходом НТП имеет стратегическое для страны значение. Кроме того, существует целый ряд производств, которые частному бизнесу просто нельзя доверить (атомное про­изводство, биологические исследования и т.д.).

2. Концентрация производства в условиях НТП привела к обра­зованию монополий, гигантских предприятий, которые по свое­му существу отрицают конкурентную экономику, хотя и являют­ся ее порождением. Они лишают ее гибкости, адаптивности и рас­хищают, растрачивают общественное богатство. Государство вы­нуждено заниматься антитрестовским законодательством и анти­монопольным регулированием.

3. Циклическое развитие рыночной экономики приводит к пе­риодическим взрывам социальной и экономической напряжен­ности. Только государство может через свои механизмы (полити­ческие, экономические, законодательные) стабилизировать рав­новесие или способствовать его восстановлению.

4. Государство только тогда может эффективно вести политику — внутреннюю и внешнюю, когда способно заставить прислушаться к себе, если оно само располагает не зависящей ни от кого эконо­мической мощью, а точнее — собственностью. На этой основе государство организует свое производство, которое в целом круп­нее, устойчивее, мощнее и гибче, чем любое другое производ­ство. Государство само становится субъектом экономики. Следова­тельно, у него развиваются отношения с фирмами других форм собственности не только по линии госбюджета, но и на уровне субъектов экономической деятельности.

5. В условиях современного НТП не только выросли масштабы производства, но и возникли его внешние эффекты — негатив­ные по своему характеру: загрязнение окружающей среды, опас­ность отдаленных последствий для здоровья людей различных про­изводств (атомного, подземного, горячего и т.д.). В целом возни­кает опасность экологической катастрофы, так как предпринима­тели неохотно финансируют экологически чистые производства, которые приносят маленькую прибыль или вообще одни расходы. Государство, и только оно, может встать на защиту экологиче­ского здоровья страны.

6. Государство сильно своей социальной политикой, также как и экономической. Оно регулирует распределение и, особенно, перераспределение материальных благ. Обеспечивает равенство граждан перед законом, их личную и экономическую свободу. Борется против различных форм дискриминации и т.д.

Какие же цели ставит перед собой государство в политике ре­гулирования экономики? Это прежде всего:

• поддержание сбалансированного общественного производства;

• стимулирование роста производства;

• обеспечение полной занятости;

• повышение эффективности общественного производства;

• справедливое распределение дохода;

• стабильность цен, а следовательно, недопущение инфляции;

• сохранение природной и окружающей среды и т.д.

государство вырабатывает определенные методы регулирования. В зарубежной экономической практике сложились следующие методы государственного регулирования:

• управление государственной собственностью;

• государственное потребление;

• социальные программы;

• бюджетная политика;

• налогообложение и т.д.

Все эти формы и методы в целом укладываются в рамки трех обобщающих функций государства: корректирующей, стабилиза­ционной, распределительной (регулирование распределения и перераспределения).

Корректирующая функция государства теснейшим образом свя­зана с его фискальной политикой, направленной на формирова­ние государственного бюджета — самого мощного рычага регули­рования и стабилизации экономики, так как в нем сосредоточи­ваются все денежные ресурсы страны, которыми располагает и распоряжается правительство.

В то же время госбюджет нужно рассматривать как годовой план государственных доходов и расходов, и в этом аспекте задача пра­вительства заключается в достижении баланса госбюджета, выра­жающегося в равенстве его расходной и доходной частей.

Государственный бюджет в итоге выражает всю совокупность финансовых отношений между государством, физическими и юри­дическими лицами при создании единого централизованного де­нежного фонда страны и его расходовании.

Безусловно, как доходная, так и расходная части представля­ют собой процесс государственного регулирования не только эко­номики, но и политической, и социальной жизни. Уже сам сбор налогов есть целый комплекс рычагов регулирования.

В то же время государственные расходы четко направляют стра­ну, ее экономику в необходимое русло развития. И то и другое объединяется в так называемую дискреционную фискальную по­литику.

Дискреционная фискальная политика — это политика правитель­ства, направленная на регулирование налоговой системы и госу­дарственных расходов с целью воздействия на промышленное производство, инфляцию, занятость и т.д.

Распределительная функция государства в основном направлена на уменьшение социального неравенства. Конечно, очень важно выдерживать принципы горизонтального (находящиеся в равном положении) и вертикального (кто больше получает, тот больше и платит) равенства. Однако здесь можно и перестараться.

Практика развитых государств в области регулирования эко­номического роста включает следующие ее направления и спо­собы:

1. Государство берет на себя решение тех проблем, которые недоступны рыночной системе. Это финансирование фундамен­тальных исследований, производство общественных товаров, лик­видации последствий внешних эффектов, антимонопольная по­литика и т.п.

2. Антициклическое регулирование, или политика краткосроч­ной стабилизации. Главным способом антициклического регули­рования стала денежная политика. При ее осуществлении госу­дарство вызывает два эффекта:

• во-первых, увеличивается объем денежной массы в обраще­нии и прогрессирует открытая инфляция, результатом же являет­ся рост потребительского спроса (что и требовалось правитель­ству);

• во-вторых, по мере роста предложения денег начинают па­дать процентные ставки, конечным же итогом этого процесса ста­новится возрастание величины инвестиционного спроса.

Манипулировать совокупными расходами можно при помощи не только денежной политики, но и налоговой. В данном случае государство может во время спада уменьшать налоги, увеличивая,

таким образом, размер эффективного спроса, а в периоды подъе­ма — проводить противоположную политику.

3. Структурное регулирование. Решая данную проблему, госу­дарство стремится снизить риск осуществления инвестиционных проектов, стимулирует предпринимателей осваивать новые сек­торы экономики, где перспективы получения прибыли первона­чально туманны, поддерживает экспортные отрасли и т. п. Осуще­ствляя указанную деятельность, государство использует инстру­менты бюджетной и кредитной политики. Может производиться распределение субсидий; могут применяться налоговые льготы, выдаваться льготные кредиты и т. п.

4. Политика ускоренной амортизации производится посредством увеличения государством нормы амортизации основного капита­ла. Это дает возможность предпринимателям быстрее обновлять средства труда. Наибольшие нормы амортизации характерны для самых передовых отраслей. Эта политика ведет к высоким темпам обновления основного капитала, что расширяет спрос на совре­менные средства труда, увеличивает емкость рынка.

5. Налоговая политика заняла доминирующее положение в об­ласти инструментов государственного стимулирования экономи­ческого роста. Главное направление ее радикальной реформы за­ключается в значительном уменьшении ставок налогообложения с целью мобилизации частного сектора экономики. Эта позиция является диаметрально противоположной неокейнсианской «точ­ной настройке», одним из методов которой является антицикли­ческое краткосрочное манипулирование налоговыми ставками для управления совокупным спросом.

2. Преобразование системы управления в России на рубеже ХХ-ХХI столетий

На рубеже XX—XXI столетий российская экономика находит­ся на очень трудной и противоречивой «переходной» ступени раз­вития.

Переходная экономика страны характеризуется следующими специфическими чертами:

1. Господство переходных экономических форм, в чем собствен­но и проявляется одновременное существование сменяемой и сменяющей систем. Как следствие — проявление не быть клубком противоречий между старыми — умирающими и новыми — уста­навливающимися экономическими формами.

2. Переходная экономика неустойчива: неустойчивый характер ее диктуется постоянным поиском новых экономических форм, более эффективных, более динамичных. Здесь любые отношения быстрее развиваются, проявляют свою противоречивость, быст­рее исчерпывают свой движущий потенциал. Так, ваучерная при­ватизация общественной собственности, весьма стремительно исчерпав себя, перешла в открытую продажу государственного имущества.

3. Переходная экономика носит исторически ограниченный характер; определяется в системе координат от развала плановой системы и до начала самостоятельного функционирования сло­жившейся экономической системы.

4. Переходная экономика самобытна и специфична: уникаль­ность и самобытность России исключает простое копирование или прямое заимствование чужого опыта (тем более его насильствен­ное перенесение на почву российской действительности), дикту­ет необходимость тщательной селекции зарубежной практики эко­номических преобразований с учетом ее совместимости с глубин­ными российскими традициями и национальным самосознанием.

5. Переходной экономике свойственна альтернативность разви­тия. В России уже много раз начинались реформы, и ни разу ни одна из них не закончилась ожидаемым результатом. И скорее все­го не потому, что они были половинчатыми или их недостаточно решительно проводили, хотя было и то и другое. Проблема в аль­тернативности всякого развития, которое зависит от конкретно­исторических, национальных и других особенностей развиваю­щейся системы.

6. Для переходной экономики характерна инертность экономи­ческого развития. Инертность эта вытекает, прежде всего, из того прозаического положения, что в принципе в экономике анализи­руется не столько процесс производства, сколько процесс вос­производства, которое есть не что иное, как непрерывное, посто­янно повторяющееся и возобновляющееся производство. Естествен­но, при непрерывном повторении процесс воспроизводства ис­ключает разрушение сменяемой системы «до основания», чтобы потом строить заменяющую систему.

Инертность воспроизводства объективно предусматривает со­хранение в переходной

В переходный период развития экономики особенно возрастает роль государства по следующим причинам:

1) переходная экономика России отличается не сформиро­вавшейся системой социально-классовой структуры; она рест­руктурируется, т.е. создается, по существу, заново. Старая рабо- че-крестьянская классовая структура разрушена основательно, а новая еще не сформировалась. Россия переживает переходный период прежде всего именно в этом отношении. Раз нет социаль- но-классовой определенности, нет и движущих сил экономи­ческого развития. В данном конкретном случае — реформ. Бур­жуазия как основная прогрессивная и движущая сила рыноч­ной системы еще по-настоящему не сложилась. Следовательно, государственная, общенародная собственность размывается, разрушается, а частной собственности как основы рынка, как силы, задающей правила игры, пока еще нет — значит, какого- либо доминирующего общественно-экономического уклада в нашей экономике тоже нет;

2) продолжается социальное расслоение общества;

3) продолжается снижение численности населения страны (за 13 лет на 11 млн чел.);

4) в политическом аспекте в настоящее время Россия пред­ставляет «лоскутное одеяло», состоящее из 89 субъектов Федера­ции, из которых добрые три десятка представляют собой нацио­нальные образования, генерирующие исключительно мощные цен-

тробежные силы, стремящиеся развалить не только некогда могу­чий СССР (это удалось сделать), но и современную ослабленную Россию. Переходные процессы столь мощно и стремительно были инициированы «белой революцией», что распалось устоявшееся гражданское общество. Это значит, что старая система государ­ства сломана, а новой — нет.

3.Создание и развитие ИКС отраслевого типа в России

Предпосылки создания ИКС отраслевого типа

Естественной задачей России является создание правового го­сударства, гражданского общества и рыночной экономики. Реша­ющим элементом в этой триаде является рыночная экономика, а ключевой — проблема: что принять в качестве опоры создаваемо­го рыночного механизма. Варианты известны: крупные корпора­ции, компании среднего размера, мелкие фирмы и соотношения между ними.

В теории и на практике, как правило, рассматриваются и ис­пользуются корпоративные структуры двух видов: вертикально интегрированные и горизонтально интегрированные.

Вертикально интегрированные ИКС объединяют предприятия, осуществляющие в совокупности единый производственно-техно­логический цикл от заготовительных стадий (например, добычу исходного сырья) до производства конечной продукции. Класси­ческий пример вертикально интегрированных компаний — нефте­добывающие и одновременно нефтеперерабатывающие компании.

Вертикальная интеграция, прежде всего, позволяет отсечь кон­курентов от дефицитных источников сырья. Кроме того, когда предприятия связаны тесными хозяйственными связями, в пол­ной мере проявляются такие преимущества, как снижение по­требности в оборотных средствах и благодаря связке в единой тех­нологической цепочке выдерживаются высокие технологические и производственные стандарты.

Горизонтально интегрированные ИКС объединяют под единым управлением однородные по продукции и технологии предприя­тия, что позволяет увеличить долю рынка, а монопольное или почти монопольное положение на рынке позволяет диктовать свою ценовую политику конкурентам, свои стандарты качества и сер­виса. Это дает возможность более полно охватить рынок.

Развитие российской модели ИКС. В случае, когда при созда­нии горизонтально интегрированных ИКС производится их вер­тикальное интегрирование под единым управлением одновременно по продукции и технологии, — создается ИКС отраслевого типа, которая наиболее подходит для организации в России крупных компаний, конкурентоспособных на мировых рынках.

В сегодняшних условиях (при отсутствии отраслевых мини­стерств) только крупные компании могут аккумулировать и вы­делять средства на мероприятия, требующие больших затрат, та­ких как:

• обновление производственных фондов, создание (вводы) новых мощностей на передовой технологической основе;

• обеспечение отчислений на социальные нужды.

Интегрированная корпоративная структура в форме холдинга,

решая названные проблемы, делает входящие в него предприятия инвестиционно привлекательными; ИКС способна:

• освоить новые технологии;

• наладить выпуск качественной, пользующейся спросом про­дукции;

• повысить доходность предприятий;

• привлечь крупных инвесторов;

• вывести свои акции на фондовые рынки;

• поднять стоимость активов в десятки раз.


2-64

2-66

Тема 4.4. Финансы и денежно-кредитная система

1.Финансы и их роль в регулировании экономики

Финансы представляют собой совокупность денежных отноше­ний, возникающих у субъектов хозяйствования в процессе фор­мирования денежных средств и использования их на цели воспро­изводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества.

Сущность финансов, их роль в общественном воспроизводстве определяются экономическим строем общества, природой и функ­циями государства. Чтобы понять сущность этой экономической категории, необходимо рассмотреть историю возникновения фи­нансовых отношений.

Финансы (от лат. finansia — денежный платеж) — неотъемлемая часть денежных отношений. Деньги являются обязательным усло­вием существования финансов. Однако финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги — это всеобщий эквивалент, который выполняет функ­ции меры стоимости, средства обращения платежа, накопления и мировых денег.

Финансы — определенные экономические отношения, возни­кающие в момент движения денег, когда происходит их передача или перечисление наличным, либо безналичным путем. Напри­мер, предприятие выпустило продукцию стоимостью 1 млн р. Здесь речь идет о деньгах. Они использованы как мера стоимости выпу­щенной продукции. Но к финансам это не имеет никакого отно­шения. Другая ситуация: предприятие перечислило в бюджет на­лог на добавленную стоимость в сумме 100 тыс. р. Здесь также уча­ствуют деньги, но в данном случае речь идет о реальном обороте денег, об отношениях, которые возникают между предприятием и государством на основе реального оборота. Это уже финансы. Следовательно, финансовые отношения — это, прежде всего, денежные отношения. Однако не все денежные отношения могут рассматриваться как финансовые.

Функции финансов. Сущность финансов, как и любой эконо­мической категории, проявляется в их функциях. Финансы вы­полняют две основные функции: распределительную и конт­рольную. Эти функции осуществляются одновременно, так как

каждая финансовая операция включает, с одной стороны, рас­пределение общественного продукта и национального дохода, а с другой — контроль за этим распределением.

Аккумулирующая роль финансов выражается механизмом кон­центрации денежных средств в централизованных и децентрали­зованных фондах в различных секторах экономики и уровнях бюд­жетной системы. На практике это выражается в формировании целевых фондов денежных средств различного направления ис­пользования.

Распределительная роль финансов выражается в разделении ва­лового национального продукта между участниками процесса ма­териального производства, отраслями национальной экономики, бюджетами различных уровней. Первичной основой распределе­ния является создание основных (первичных) доходов в различ­ных уровнях финансовой системы в процессе расширенного вос­производства.

Стимулирующая роль финансов состоит в том, что государство с помощью целой системы финансовых рычагов может оказывать воздействие на развитие предприятий, отраслей в нужном обще­ству направлении. Имея такой финансовый рычаг, как распреде­ление денежных доходов, государство может эффективно стимул лироватъ или сдерживать развитие любого экономического про­цесса. Можно назвать следующие рычаги воздействия на эконо­мические процессы: бюджет; цены и тарифы; налоги; экспортно­импортные пошлины.

Регулирующая роль финансов определяется основной характе­ристикой финансов как отношений, санкционированных государ­ством. Посредством финансов и их механизмов регулируются ос­новные макроэкономические пропорции экономики: уровень цен, объем валового национального продукта, процентные ставки и пр. Именно финансы стимулируют расширенное воспроизводство и определяют целесообразную деятельность по созданию центра­лизованных и децентрализованных денежных средств, используе­мых на производственные и социальные нужды общества.

Роль планирования и контроля выражается в формулировании целей и выборе путей их достижения на основании разграниче­ния полномочий и предметов ведения между государством в лице органов государственной власти различного уровня, предприяти­ями и объединениями, населением в процессе подготовки про­гнозов развития отраслей и секторов рынка, подготовке бизнес- планов, смет доходов и расходов домашних хозяйств. Планирова­ние выражается через систему бюджетов и программ развития.

Контроль финансов выражается в деятельности по проверке соответствия фактического распределения валового националь­ного продукта и национального дохода плановым (целевым) по­казателям. Финансовый контроль охватывает сферу непосредствен­ного производства национального дохода, т.е. деятельность пред­приятий, организаций и индивидуальных предпринимателей, не­производственную сферу, где национальный доход не создается, сферу распределения. Основной целью финансового контроля яв­ляется обеспечение эффективности и рациональности расходования финансовых и экономических ресурсов и соблюдения все­ми экономическими субъектами законодательства в области фи­нансов.

.

Финансовая система:

§ Финансы властных структур

§ Федеральные финансы

§ Бюджет

§ Внебюджетные фонды

§ Пенсионный фонд

§ Фонд социального страхования

§ Фонд обязательного медицинского страхования

§ Финансы субъектов Федерации

§ Бюджет

§ Внебюджетные фонды

§ Финансы местного самоуправления

§ Бюджет

§ Финансы предприятий

§ Финансы населения

Финансы властных структур делятся на государственные и муниципальные (местного самоуправления). В свою очередь государственные состоят из федеральных финансов и финансов субъектов Федерации. Финансы федеральной власти, субъектов Федерации и муниципальные финансы делятся на бюджетные фонды (или проще — бюджеты) и внебюджетные фонды

2.Сущность финансово-кредитной системы. Роль банков

Кредит представляет собой форму движения ссудного капита­ла, т.е. денежных средств, отданных в ссуду за определенный про­цент при условии их возвратности в определенный срок.

Начальный этап функционирования кредитных отношений ха­рактеризуется прямыми отношениями между владельцем свобод­ных денежных средств (кредитором) и заемщиком, а кредит вы­ступает в форме ростовщического капитала. Следующий этап раз­вития этих отношений характеризуется наличием трех субъектов, а именно появлением на рынке ссудных капиталов специализиро­ванных посредников-банков, которые аккумулируют свободные финансовые ресурсы и передают их заемщикам на платной основе.

Первым источником ссудного капитала были временно сво­бодные денежные средства государства, юридических и физиче­ских лиц, передаваемые финансовым посредникам для последую­щей капитализации и извлечения прибыли.

Условия кредита. Назовем основные условия существования кредита.

1. Несовпадение по времени индивидуальных кругооборотов и оборотов производственных фондов отдельных товаропроизводи­телей.

2. Заинтересованность кредитора и заемщика в кредитных от­ношениях. Данную функцию выполняет банковская кредитная ставка. С одной стороны, она обеспечивает максимальную при­быль кредитору, а с другой — возможность уплаты западных кре­дитов без ущерба для заемщика. Уровень процента за кредит зави­сит от соотношения спроса и предложения, которые определяют­ся многими факторами, такими, как размеры денежных накопле­ний и сбережений всего общества, рыночная конъюнктура и ры­ночные колебания, циклические колебания производства, коле­бания валютных курсов и т.д.

3. Юридическая самостоятельность кредитора и заемщика. Это условие обеспечивает экономическую ответственность сторон в процессе реализации кредитных отношений.

Если говорить о роли кредита, то нельзя не отметить, что на современном этапе он выступает в качестве мощнейшего средства регулирования экономики. Государство через Центральный банк в целях обеспечения устойчивости национальной валюты, пла­тежного баланса страны, снижения уровня инфляции и других макроэкономических показателей проводит единую государствен­ную денежно-кредитную политику.

Под денежно-кредитным регулированием понимают совокупность мероприятий государства, регламентирующих деятельность денеж­но-кредитной системы, показатели денежного обращения и кре­дита, рынки ссудных капиталов, порядок безналичных расчетов в целях воздействия на экономику.

Государство, осуществляя кредитное регулирование, воздей­ствует на кредитную деятельность коммерческих банков и направля­ет их деятельность на расширение или сокращение кредитования экономики и, таким образом, достигает ее стабильного развития, укрепления денежного обращения, поддержки национальных про­изводителей на внешнем рынке.

Денежно-кредитная политика в развитых странах рассматрива­ется как инструмент «тонкой настройки» экономической конъ­юнктуры, как оперативное и гибкое дополнение бюджетной по­литики.

В международном и общественном законодательстве заложены и такие принципы, как возвратность кредита, срочность, плат­ность, целевое использование и дифференцированный характер.

Принцип возвратности кредита предусматривает своевременный возврат полученных финансовых ресурсов после завершения их использования заемщиком. Через данный принцип проявляется специфическая черта кредитных отношений, позволяющая обо­собить кредит от финансов, а кредитным организациям обеспе­чить сохранность ссудного фонда.

Принцип срочности отражает необходимость возврата кредита в точно определенный договором срок. Нарушение указанного условия является для кредитора основанием для принятия к заемщику экономических санкций. На современном этапе в Российской Федерации более 90 % ссуд носит краткосрочный характер: в ос­новном банки выдают ссуды на срок до трех месяцев.

Принцип платности отражает необходимость оплаты права по­лучения и пользования кредитных ресурсов. Эту роль выполняет банковский процент, который еще называют ценой кредита.

Принцип целевого использования кредитных ресурсов распро­страняется на большинство видов кредитных операций. Так, дол­госрочный кредит, взятый на модернизацию основных фондов, или среднесрочный кредит на неотложные нужды должны быть неотложно использованы строго по целевому назначению. Нару­шение данного обязательства может быть основанием для досроч­ного отзыва кредита или введения штрафных санкций. По некото­рым краткосрочным кредитам данный принцип действует более мягко. Так, до недавнего времени широко использовались креди­ты по обороту, кредиты по совокупности материальных запасов и производственных затрат, которые предлагали кредитование пред­приятий по всему спектру хозяйственной деятельности, связан­ной с оборотным капиталом.

Дифференцированный характер кредита определяет дифференци­рованный подход кредитной организации к потенциальным заем­щикам. Значительное влияние оказывает степень риска, уровень кредитоспособности предприятия. Кредитоспособность заемщика означает способность юридического или физического лица полно­стью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам.

Кредитоспособность клиента в мировой банковской практике являлась и является одним из основных объектов оценки при опре­делении целесообразности и форм кредитных отношений. Чем выше кредитоспособность, тем более льготными могут быть условия кредитного договора.

Банковская система и банковские операции

Используя кредитно-денежную политику, государство стремит­ся к созданию безынфляционной экономики, функционирующей в условиях полной занятости. С этой целью создается кредитно- денежная система, представляющая собой совокупность кредит­ных отношений и кредитно-финансовых учреждений, регулиру­ющих эти отношения.

Современную кредитную систему стран с развитой рыночной экономикой можно представить в виде следующих блоков:

• центральные (национальные), эмиссионные, резервные, го­сударственные, негосударственные банки;

• коммерческие, сберегательные, ипотечные, инвестиционные, специализированные банки;

• страховые компании, пенсионные фонды;

• инвестиционные компании, финансовые компании, благо­творительные фонды, трастовые компании, кредитные союзы.

Первые два блока образуют институциональную форму бан­ковской системы.

Банк — это кредитная организация, которая имеет исключи­тельное право привлекать денежные средства юридических и фи­зических лиц и от своего имени размещать их на условиях воз­вратности, платности и срочности, а также осуществить расчет­ные, комиссионно-посреднические и иные операции.

Инструменты реализации кредитно-денежной политики

Банка России

Перечислим важнейшие инструменты реализации денежно- кредитной политики Банка России.

1. Процентные ставки по операциям Банка России. Закон преду­сматривает, что Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентных ставок. С целью за­щиты внутренней финансовой системы и поддержания рынка руб­левых активов Банк России постоянно корректирует процентные ставки по собственным кредитным и депозитным операциям.

2. Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке Рос­сии кредитными учреждениями и коммерческими банками. С помо­щью изменения норматива резервных средств Банк России регу­лирует объем вызываемых коммерческими банками кредитов и возможности осуществления ими депозитной эмиссии.

3. Операции на открытом рынке (купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и других госу­дарственных ценных бумаг). Эти операции считаются наиболее гиб­ким методом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков, так как оказывают прямое воздействие на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков.

4. Рефинансирование банков (кредитование Банком России дру­гих банков, когда последние испытывают большие финансовые трудности). В этой ситуации Банк России выступает в качестве кредитора последней инстанции, или банка банков. Система ре­финансирования постоянно совершенствуется, более широко ис­следуются рыночные способы распределения централизованных ресурсов. Наиболее рациональной формой такого распределения являются кредитные аукционы, регулярно проводимые Банком России с конца февраля 1994 г. С 1996 г. банкам — первичным дилерам на рынке государственных ценных бумаг — была предо­ставлена возможность получения банковского необеспеченного однодневного кредита. С 1998 г. указанные кредиты стали обеспе­ченными теми же государственными ценными бумагами. Кризис 1998 г. сузил возможность банков в получении кредитов, но кре­дитование банков, имеющих важное значение для платежной си­стемы страны, продолжалось на условиях, определенных Сове­том директоров Банка России.

5. Валютное регулирование (купля-продажа Банком России ино­странной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег). В настоящее время проводится политика плавающего валютного курса, т. е. Банк России устанавливает официальный курс рубля к иностранным валютам на основании результатов торгов на Московской меж­банковской валютной бирже. Банк России отказался от практики проведения массированных валютных интервенций и ограничил курс задач, решаемых при помощи данного инструмента.

6. Прямые количественные ограничения (установление лимитов на реформирование банков, проведение кредитными организа­циями отдельных банковских позиций). Банк России вправе при­менять прямые количественные ограничения в исключительных слу­чаях в целях проведения единой государственной денежно-кредит­ной политики только после консультаций с Правительством РФ.

Одной из важнейших функций Банка России является функ­ция банкира правительства. Именно в этом банке хранятся сред­ства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Он осуществляет расчетно-кредитное обслуживание цент­ральных органов власти в лице правительства, а также кассовое пополнение бюджета.


Банк России обладает исключительным правом на выпуск на­личных денег, организацию их обращения и изъятия из обраще­ния. Банку России в соответствии с его основной функцией при­надлежит функция эмиссионного центра страны.

Банк России устанавливает правила ведения безналичных рас­четов в РФ. Он является органом, координирующим, регулирую­щим и лицензирующим организации. Почти 60 % всех безналич­ных платежей проводятся через расчетную сеть Банка России.

В компетенцию Банка России входит осуществление функций по внешнеэкономической деятельности. Он представляет интере­сы РФ во взаимоотношениях с иностранными центральными бан­ками, а также в международных банках и валютно-финансовых организациях. Банк России выдает разрешение на создание бан­ков с участием иностранного капитала и финансов иностранных банков, устанавливает и публикует официальные котировки ино­странных валют по отношению к рублю.

Коммерческие банки представляют собой следующий более низкий, но намного более широкий эшелон банковской системы.

Основное предназначение этих банков — посредничество в пе­ремещении денежных средств от кредитора к заемщику и от поку­пателей к продавцам.

Характерная особенность коммерческих банков, отличающая их от государственных второго уровня банковской системы, заключается в том, что основной целью их деятельности является получение при­были. Прибыль этих банков образуется из разности процентов, взи­маемых с клиентов и выплачиваемых им по банковским операциям, а также за счет комиссионных сборов за оказываемые услуги.

Вклад — это денежные средства, переданные в банк их соб­ственником для хранения на определенных условиях. Операции, связанные с привлечением денежных средств во вклады, называ­ются депозитными. Вклады для коммерческих банков являются глав­ным видом их пассивных операций и, следовательно, основным ресурсом активных кредитных операций. Среди активных опера­ций выделяют два главных вида: ссудные и инвестиционные.

Ссудные операции составляют основу активной деятельности банка в размещении его ресурсной базы. Они и приносят банкам значительную часть их доходов.

В процессе инвестиционной деятельности банки выступают в качестве инвесторов, вкладывая ресурсы в ценные бумаги. Таки­ми ценными бумагами могут служить акции, облигации, государ­ственные долговые обязательства, другие финансовые инструменты. В результате инвестиций банк становится владельцем портфеля ценных бумаг. Основное содержание инвестиционной политики банка состоит в определении круга ценных бумаг, наиболее вы­годных для вложения средств, оптимизации структуры инвести­ционного портфеля в каждый конкретный период времени.

Под влиянием усиливающейся межбанковской конкуренции про­является тенденция к расширению операций коммерческого банка. Среди них можно выделить факторинговые и трастовые операции.

Факторинговые операции (от англ. factoring — посредник) — это покупка банком платежных требований поставщика. В связи с тем, что весь риск неплатежа по счетам берет на себя фактор-фирма, она выплачивает клиенту 80 — 90% всей суммы счетов, а остав­шуюся сумму за вычетом комиссионного вознаграждения пере­числяет поставщику после поступления платежа от покупателя.

Трастовые операции представляют собой доверительные опера­ции банков, финансовых компаний по управлению имуществом клиента и выполнению иных услуг по поручению и в интересах клиента на правах его доверенного лица. Следует подчеркнуть, что права собственности сохраняются за учредителем траста (фактического собственника передаваемого в траст имущества).

В качестве учредителя траста могут выступать предприятия, центральные и местные органы государственной власти, любое юридическое или физическое лицо.

Кроме перечисленных операций коммерческие банки России постепенно входят в мировую банковскую систему и начинают участвовать в обслуживании рынка европейских валют и других операциях.


2-70

2-72

Раздел 5. Современная мировая экономика

Тема 5.1. Мировой рынок товаров и услуг на рубеже ХХ-ХХI вв.

1. Этапы развития мировой экономики

Формирование международной экономики в XIX в. Мировая эко­номика представляет собой совокупность национальных экономик и их хозяйственных отношений друг с другом, т.е. международ­ных экономических отношений. Сфера устойчивых товарно-денеж­ных отношений между странами, связанными между собой уча­стием в международном разделении труда, образует мировой ры­нок. Зарождение мирового рынка относится к XVI —XVII вв., к периоду первоначального накопления капитала, а его окончатель­ное формирование завершилось на рубеже XIX—XX вв.

Основной компонентой сферы международных товарно-денеж- ных отношений является международная торговля, представляю­щая собой совокупность внешней торговли всех стран мира.

Международная торговля по-настоящему стала интенсивно развиваться в XIX в. Менее чем за 100 лет (с 1830 по 1913 г.) объем мирового товарообмена вырос в 20 раз, тогда как за три предыдущих века он лишь утроился. На протяжении XIX в. темпы роста международной торговли впервые стали стабильно опережать темпы роста мирового производства. Мировая торговля в 1913 г. достигла уровня 33 % всемирного производства, хотя в 1800 г. она составляла лишь 3 % объема производства. Таким образом, именно в XIX в. начался процесс глобализации мировой экономики.

В XIX в. отмечался не только небывалый рост международной торговли, но и изменился ее характер. Торговля пряностями, про­цветавшая в прежние века, сменилась обменом сырьевыми това­рами. Объем торговли сырьевыми товарами к концу века составил около 60 % всего товарообмена. В XIX в. начался и процесс пере­хода к международному обмену промышленными товарами.

В течение всего XIX в. Европа оставалась главным центром меж­дународной торговли; в 1850 г. она обеспечивала 70% мирового товарооборота. На долю одной только Великобритании приходи­лось 20 % мировой торговли. Второе и третье места занимали Гер­мания и Франция. Эти три державы обеспечивали 40 % мирового товарооборота. В структуре экспорта из Европы доминировала именно эта группа стран, которая контролировала 70% рынков сбыта европейских товаров.

Экономический рост в XIX в. явился результатом не только инноваций и демографического подъема, но и инвестиционной деятельности. С 1830 по 1870 г. объем инвестиций увеличился с 7 до 14 % валютного национального продукта, что было связано с крупными вложениями капитала в оборудование для текстиль­ной промышленности и черной металлургии, строительство же­лезных дорог, морских судов и оснащение других растущих от­раслей, оказывающих существенное влияние на международную торговлю.

По сравнению с предыдущими столетиями XIX в. стал веком активного экономического роста. Темпы роста ВНП иногда пре­вышали 5 %, а в расчете на душу населения достигли 4 %. В тече­ние всего этого периода рост доходов населения Европы составил приблизительно 1,25 % в год. Подъем уровня жизни обеспечивал рост сбережений, являющихся источником инвестиций, повы­шал платежеспособный спрос населения в разных странах.

Прямым следствием экономического роста явилась тенденция к либерализации международной торговли.

Эволюция международной торговли в XX в. Основные измене­ния в мировом производстве и международной торговле можно проследить на рис. 15.1.

Рис. 15.1. Исторические этапы роста ВВП и экспорта в мире

Первая половина XX в. характеризуется серьезным спадом меж­дународного обмена. В период 1913 — 1950 гг. рост торговли оказал­ся практически на нулевом уровне и существенно отставал от ро­ста производства.

Первая мировая война и мировой экономический кризис 1929— 1930 гг. способствовали дезинтеграции международной тор­говли. В стремлении защитить национальную экономику страны бездумно обратились к политике ограничения импорта. Франция стала одной из первых стран, которые применили широкомасш­табные меры количественного ограничения импорта в целях, как полагали политики, борьбы с экономическим спадом. Эти меры вызвали ответные действия со стороны торговых партнеров, ко­торые, в свою очередь, порождали контрмеры и подрывали то­варообмен.

Мировой экономический кризис повлек за собой новое паде­ние доли Европы в мировой торговле. Самый низкий ее уровень был отмечен в 1948 г. Доля Западной Европы в мировой торговле в 1937 г. составила 35 % против 60 % в 1880 г. Внутриевропейская торговля сократилась с 40 % мировой торговли в 1913 г. до 29 % в 1938 г. Спад европейской торговли оказался выгоден прежде всего США. Торговый оборот Северной Америки к 1939 г. достиг 22 % мировой торговли.

В отличие от предвоенного периода послевоенный период с 1949 по 1973 г. принято считать золотым веком всемирного эконо­мического роста и развития мировой торговли. Средние темпы роста промышленного производства в мире достигали 6 % в год. В Японии они даже намного превышали 10 %. Этот необычайный рост прервался в 1973 г.

Кризис 1973— 1974 гг. ударил по всем развитым странам почти одновременно. Началась стагнация производства и (впервые после Второй мировой войны), его сокращение в отдельных странах. Главным фактором кризиса многие экономисты считали нефтя­ной кризис.

Первый нефтяной кризис не имел прецедентов в истории ми­ровой торговли. В октябре 1973 г. члены организации стран — экс­портеров нефти (ОПЕК) договорились одновременно повысить цены на сырую нефть на 70 %. В декабре этого же года ОПЕК по­высил цены еще на 30 %. За несколько месяцев цена барреля не­фти выросла с 2 до 14 долл. Последствиями этого удара стали эко­номический спад и взлет инфляции в индустриальных странах. Эти страны были вынуждены изымать из национального дохода значительные суммы на приобретение прежнего объема нефти, составлявшее 2 — 3% ВВП.

Начиная с 1970-х гг. в мировой торговле важную роль начинает играть группа развивающихся стран, именуемых «новыми инду­стриальными». Отличительные черты этих стран состоят в том, что, во-первых, их доля в мировом экспорте промышленных из­делий растет; во-вторых, они демонстрируют высокие темпы ин­дустриализации и роста национального производства; в-третьих, они проводят ориентированную на внешний рынок политику, часто характеризующуюся стратегией поощрения экспорта.

Среди первой волны таких стран доминировали четыре страны Юго-Восточной Азии: Гонконг, Южная Корея, Сингапур и Мек­сика. Их доля в мировом экспорте промышленных изделий, начи­ная с 1988 г., превышает 10 %. Первоначально на рынки развитых стран проникали текстильные товары, одежда и обувь, но посте­пенно их заняли такие современные товары, как оборудование для телекоммуникаций, аудио- и видеотехника, станки и элек­троника.

В 1980 г. появилась вторая группа новых индустриальных стран. Это, прежде всего, азиатские страны (Таиланд, Малайзия, Ин­донезия, Индия, Филиппины, Пакистан, Макао), которые по­степенно заменили страны первой группы в экспорте одежды и прочих распространенных промышленных товаров.

Начиная с 90-х гг., в международный обмен все активнее вклю­чается Китай. В настоящее время он занимает 10-е место среди ведущих экспортеров мира, вместе с Гонконгом по доле в миро­вом товарообороте опережает Великобританию.

По мнению многих специалистов в области мировой экономи­ки, концепция международных экономических отношений, пре­обладавшая в течение длительного времени, — концепция «центр- периферия», или «Север-Юг» устарела и ее следует заменить бо­лее современной концепцией. В качестве такой концепции пред­лагается модель трехполюсного мира — триады. Состав триады включает три зоны: Америка, Азия, Евроафрика. Мировую тор­говлю анализируют на базе этого нового подхода.

Каждая зона представляется иерархической системой с одной или несколькими странами-лидерами и развивающейся зоной, которая тесно связана с лидерами по линии торговли и внутризо- нальной кооперации.

Каждая из сложившихся зон делится на три подгруппы. В аме­риканскую зону в качестве лидера входит США; вторую подгруп­пу образует Канада и Мексика; в третью подгруппу входят страны Южной Америки.

В евроафриканскую зону в качестве лидера входят страны Ев­ропейского союза, вторую подгруппу образуют остальные страны Западной Европы; в третью подгруппу входят страны Африки и некоторые страны Восточной Европы.

В азиатскую зону в качестве лидера входит Япония, вторую подгруппу образуют новые индустриальные страны Азии, Авст­ралия и Новая Зеландия; в третью подгруппу входят остальные страны Азии.

Каждая из этих зон имеет «ядро», вокруг которого вырабаты­ваются соглашения о партнерстве (типа зоны свободной торговли или таможенного союза). В Европе это Европейский Союз (ЕС), в Северной Америке — Североамериканская ассоциация свободной торговли между тихоокеанскими странами в рамках АСЕАН.

2.Принципы и формы развития международной торговли

Одна из причин между­народной торговли заключается в том, что фирмы какой-либо страны не в состоянии производить продукты, пользующиеся спро­сом у внутренних покупателей.

Недоступность может быть постоянной или временной. Она может существовать длительный период или определенный про­межуток времени.

Постоянная недостаточность сырья может возникнуть вслед­ствие геологических условий в стране. Например, если в стране отсутствуют месторождения железных руд, она будет вынуждена их импортировать. Страна, климат которой не позволяет выращи­вать кофе, бананы, чай, хлопок, должна импортировать эти това­ры (если, конечно, не хочет отказаться от их использования).

Государства, располагающие определенными видами продук­ции, по естественным причинам имеют так называемые резерв­ные ресурсы. Благода


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: