1. Содержание и общие черты экономического цикла
Современное представление о цикле основано на том, что он является постоянной динамической характеристикой экономической активности и проявляется в периодических взлетах и падениях рыночной конъюнктуры, в различных формах несоответствия спроса и предложения.
Особенность рыночной экономики, проявлявшаяся в склонности к повторению экономических явлений (повышение или понижение спроса, увеличение объемов производства или его застой) была замечена экономистами еще в первой половине XIX в. Выявилась и определенная последовательность в чередовании указанных явлений. Проблема имела столь огромное значение для экономического развития, что ее не обошел стороной практически ни один из ведущих экономистов XIX и XX вв., давая свою трактовку сущности, причин, продолжительности экономического цикла.
Признавая объективный характер экономического цикла, большинство современных экономистов предлагают изучать это явление через анализ внутренних и внешних факторов, влияющих на характер цикла, его продолжительность, специфику проявления отдельных фаз.
|
|
К внешним факторам могут быть отнесены объективные и субъективные обстоятельства, вызывающие периодическую повторяемость экономических явлений и лежащие вне экономической системы:
• войны, революции и другие политические потрясения;
• открытия крупных месторождений золота, урана, нефти и других ценных ресурсов;
• освоение новых территорий и связанная с этим миграция населения, колебания численности населения земного шара;
• мощные прорывы в технологии, изобретения и инновации, позволяющие коренным образом менять структуру общественного производства.
Теории, объясняющие экономический цикл главным образом наличием внешних факторов, принято называть экстернальными теориями, в отличие от интернальных теорий, рассматривающих экономический цикл как порождение внутренних, присущих самой экономической системе, факторов. Эти факторы могут вызывать как подъем, так и спад экономической активности через определенные промежутки времени.
Если в одной или нескольких отраслях начался бум, вызвавший резкое увеличение спроса на машины и оборудование, то вполне естественно предположить, что явление повторится через 10—15 лет, в течение которых эти машины и оборудование будут полностью изношены.
Физический срок службы основного капитала (движимого и недвижимого) рассматривается многими экономистами как один из важнейших внутренних факторов, порождающих экономический цикл.
Среди других внутренних факторов выделяют:
|
|
• личное потребление, сокращение или возрастание которого сказывается на объемах производства и занятости;
• инвестирование, т.е. вложение средств в расширение производства, его модернизацию, создание новых рабочих мест;
• экономическую политику государства, выражающуюся в прямом и косвенном воздействии на производство, спрос и потребление.
2. Фазы цикла. Динамика экономических показателей
Фаза депрессии, наступающая после кризиса, может иметь весьма продолжительный характер. Уровень производства сохраняется стабильным, но очень низким по отношению к состоянию перед началом кризиса. Сохраняется высокий уровень безработицы. Однако падение цен приостанавливается, падает ссудный процент, стабилизируются товарные запасы.
Фаза оживления — сопровождается незначительным повышением уровня производства, некоторым сокращением безработицы. Постепенно начинают повышаться цены и расти ссудный процент. На товарном рынке растет спрос на новое промышленное оборудование.
Наметившееся оживление охватывает все большее количество отраслей, втягивая в новый виток спирали новые капиталы.
Фаза подъема зачастую приобретает ажиотажный характер. Уровень производства превосходит достигнутый в предыдущем цикле. Лихорадочно растут цены. Безработица сокращается до минимальных размеров при одновременном существенном росте заработной платы.
Резко возрастает спрос на продукцию отраслей, определяющих тенденции в движении научно-технического прогресса. В связи с расширением масштабов производства инвестиционных товаров значительно возрастает спрос на сырьевые ресурсы, и цены на них растут; усиливаются диспропорции, заложенные на фазе оживления. Экономика подходит к следующему витку (рис. 12.1).
Современные экономические циклы существенно отличаются от циклов XIX и первой половины XX вв. Общие закономерности находят все менее видимое проявление. Некоторые фазы экономического цикла претерпевают значительные метаморфозы, а то и исчезают вовсе
В зависимости от того, как изменяется значение экономических параметров в ходе конъюнктурного цикла, они делятся на проциклические, контрциклические и ациклические.
Проциклическими называют параметры, значения которых в фазе подъема увеличиваются, а в фазе спада уменьшаются. К проциклическим относят такие параметры, как совокупный выпуск, загрузка производственных мощностей, агрегаты денежной массы, скорость обращения денег, краткосрочные ставки процента, общий уровень цен, прибыли корпораций. В меньшей мере проциклическими переменными являются долгосрочные ставки процента, уровни цен и объемы выпуска в добывающих отраслях и в сельском хозяйстве, производство товаров однократного пользования.
Контрциклическими называются показатели, значения которых во время спада увеличиваются, а во время подъема уменьшаются. Контрциклическими переменными являются уровень безработицы, число банкротств, размеры производственных запасов готовой продукции.
Ациклическими называются параметры, динамика которых не обнаруживает связи с фазами экономического цикла. К ациклическим параметрам может быть отнесен объем экспорта.
Темпы изменения разных параметров обычно не совпадают. Как правило, одни из проциклических переменных еще возрастают, тогда как другие уже снижаются и, соответственно, одни из контрциклических переменных еще падают, а другие уже возрастают
3. Структурные кризисы
Структурные кризисы порождаются диспропорциями между развитием отдельных сфер и отраслей, носят, как правило, затяжной характер и не всегда совпадают с началом циклических кризисов.
Нефтяной, продовольственный, энергетический, сырьевой кризисы дополнились в последние десятилетия кризисами валютной системы, экологическим кризисом. Оказывая несомненное влияние на общее состояние промышленного производства, они существенно изменили традиционную картину циклического развития, сглаживая или порою обостряя те или иные проявления циклических кризисов.
|
|
В последние годы структурные кризисы стали обретать более сложную характеристику. Все большее влияние на экономические проблемы оказывают глобальные политические процессы, среди которых следует особо выделить распад социалистической системы, межнациональные и региональные конфликты, возрастание роли так называемого исламского фактора, противоречивые тенденции в процессе создания единой Европы и т.д.
Одним из определяющих факторов в современном мире становится нестабильность. Изменяются традиционные рынки сырья, амплитуда колебания валютных систем достигает опасных пределов, активно развивается производство в зонах, где почти полностью отсутствует система экологического контроля, что также может привести к непредсказуемым отрицательным результатам. В целом земная цивилизация входит в новое тысячелетие в состоянии перманентных потрясений.
4. Продолжительность экономических циклов. Эффект акселератора
Экономисты различают три типа экономических циклов в зависимости от их продолжительности.
Краткосрочные экономические циклы принято называть циклами Китчина, посвятившего этой проблеме свою работу в 1923 г. Джозеф Китчин связывал продолжительность цикла, которую он принимал равной трем годам и четырем месяцам, с колебаниями мировых запасов золота. Однако в настоящее время подобное объяснение причин краткосрочного цикла может удовлетворить очень немногих.
Большинство современных экономистов, поддерживающих идею существования краткосрочных экономических циклов, склонно рассматривать их лишь как неотъемлемую часть общей циклической системы, основу которой составляют среднесрочные экономические циклы, получившие название циклов Жугляра, по имени французского экономиста, исследовавшего экономические колебания во второй половине XIX в.
|
|
Клемент Жугляр рассматривал экономический цикл как закономерное явление, причины которого кроются в сфере денежного обращения, точнее, кредита и считал, что повторение всех экономических процессов, вызванных банковской деятельностью, происходит каждые десять лет.
Кризис — основную фазу цикла — Жугляр оценивал как оздоровляющий фактор, ведущий к общему снижению цен и ликвидации предприятий, созданных для удовлетворения искусственно разросшегося спроса.
Продолжительность цикла Жугляра совпадает с продолжительностью циклов, основную причину которых некоторые экономисты видели в сроках физического износа активной части основных производственных фондов
Дж. М. Кларк, активно изучавший проблему экономических Циклов, полагал, что возрастание спроса на предметы потребления порождает цепную реакцию, ведущую к многократному увеличению спроса на оборудование и машины. Эта закономерность, являвшаяся ключевым моментом процесса циклического развития, была определена им как принцип акселерации (эффект акселератора).
До Дж. М. Кларка на явление акселерации обратил внимание французский экономист Альбер Афтальон, считавший возможным объяснить причину среднесрочного экономического цикла продолжительностью процесса производства во времени. Он нашел довольно удачное сравнение экономики с процессом растапливания печи. Сначала печь загружают углем. Поскольку сгорание угля происходит постепенно, помещение какое-то время не нагревается, а печь все более загружается топливом. Точно так же в экономике для достижения желаемого уровня производства предметов потребления производятся предварительные затраты на изготовление средств производства. Через некоторое время в помещении устанавливается нормальная температура, но печь продолжает отдавать тепло, и может случиться так, что спустя час жара станет невыносимой.
А. Афтальон использовал сравнение экономики с печью, чтобы подчеркнуть, что всякий рост спроса на предметы потребления способен вызвать гораздо более значительное расширение производства средств производства, в результате чего часть произведенных предметов потребления окажется на рынке излишней.
Принцип акселерации в той или иной степени рассматривался всеми экономистами, изучавшими экономический цикл, но в оценке значения принципа акселерации и в вопросе о его реальном проявлении были и остаются существенные разногласия. П.Са- муэльсон считает, что акселерация обладает двухсторонним действием, ибо вызывает неустойчивость, когда каждый предприниматель поступает в высшей степени рационалистически.
П.Самуэльсон полагает, что принцип акселерации в сочетании с мультипликатором порождает кумулятивную дефляционную (или инфляционную) спираль.
В целом эффект акселератора рассматривается как неотъемлемый элемент экономических колебаний, порождаемый нестабильностью экономики и порождающий эту нестабильность.
Тенденция к размыванию фаз промышленных циклов, участившемуся их несовпадению в различных странах и регионах, в совокупности с тенденцией нарастания сложностей развития рыночной экономики, вызванных структурными кризисами, заставили ученых искать новые причины столь сложных экономических явлений.
К началу XX в., по расчетам Кондратьева, прошло несколько циклов:
I цикл — с начала 1790-х гг. до 1844—1851 гг.
II цикл — с начала 1844—1851 гг. до 1890—1896 гг.
III цикл — с 1890—1896 гг. до 1914—1920 гг.
Подробно проанализировав, что происходило за этот период, Н.Д. Кондратьев пришел к ряду выводов.
1. Повышающей волне обязательно предшествуют значительные научно-технические изобретения и нововведения. Так, подъем первого большого цикла связан с промышленной революцией в Англии, второго — с развитием железнодорожного транспорта, третьего — с внедрением электроэнергии, телефона и радио.
2. Повышающая волна, как правило, богата социальными потрясениями (революции и войны).
3. Понижающие волны оказывают особо угнетающее влияние на сельское хозяйство.
4. Обычные 8 — 10-летние циклы нанизываются на большие волны, характер их протекания зависит от того, на какую фазу длинной волны они попали.
В соответствии с концепцией Н. Д. Кондратьева начало подъема в новом большом экономическом цикле должно было попасть на середину 40-х гг., а следующего — на середину 90-х гг.
Разработка идей этого ученого весьма актуальна, так как все большее влияние на мировую экономику оказывают научно-технический прогресс, революционные технологии, появились новые факторы воздействия на «длинные волны», которые следует исследовать. Так, перелом от повышения к понижению доли наукоемких отраслей и строительства в ВВП семи ведущих стран произошел в 60-е гг. Это был сигнал о том, что фаза процветания заканчивается. Следующая фаза оживления возможна, когда появятся признаки масштабного роста новых отраслей хозяйства в странах — лидерах технического прогресса и начнется повышение общей нормы капиталовложений и особенно вложений в здания и сооружения. Что касается новых отраслей, то их круг определяется нововведениями 80 —90-х гг. Наиболее перспективными из них следует считать развитие информатики на базе передовых технологий с использованием электроники, космической и лазерной техники.
5. Государственное антициклическое регулирование
Несмотря на значительный разброс взглядов на причины циклических колебаний и различную расстановку акцентов при выработке антициклической политики, в целом можно сказать, что все концепции регулирования циклов тяготеют к одному из двух направлений: неокейнсианскому или неоконсервативному, развившемуся на базе классической школы. Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе — на регулирование совокупного предложения. Для наглядности можно представить их различие в виде табл. 12.1.
В зависимости от исходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления по-разному решают проблемы сглаживания циклических колебаний, по-разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства, которые можно использовать для этих целей. Например, сторонники неокейнсианских рецептов большее внимание уделяют бюджетной политике (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства) и налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).
Сторонники неоконсервативных рецептов уделяют большее внимание проблеме денег и кредита, поэтому в последние годы неоконсервативная политика опирается на монетаристские теории, которые во главу угла ставят вопросы объема денежной массы и его регулирования.
По-разному решается проблема участия государства в происходящих процессах — в политике регулирования экономики в целом и в области сглаживания циклических колебаний.
В современных условиях ВОЗ Никает ряд НОВЫХ факторов, которых следует сказать особо в связи с осуществлением антициклической политики.
Первое — это явление синхронизации экономических циклов, наблюдающееся с 70 —80-х гг., т.е. совпадение циклических колебаний в разных странах и регионах. Процесс синхронизации объясняется усиливающейся интернационализацией производства, развитием связей между странами, распространением НТР и углублением научно-технического сотрудничества. При проведении антициклического регулирования правительство должно с этим считаться и стремиться синхронизировать свои мероприятия, направленные на сглаживание циклических колебаний, с аналогичными мероприятиями, проводящимися в других странах. Игнорирование этого требования может привести не только к снижению эффективности антициклического регулирования, но даже практически к нулевым результатам усилий в данной области.
Второе, что важно отметить, — это тот факт, что выше были рассмотрены лишь общие ориентиры антициклической политики. Но усугублению конъюнктурных колебаний способствуют и такие явления, как инфляция, монополизация экономики, нарушение хозяйственных пропорций и т.п. Поэтому все те мероприятия, которые проводятся в целях их преодоления (антиинфляционная политика, борьба с монополизмом и т.п.), тоже можно рассматривать как частные случаи регулирования экономического цикла
2-58
2-60
Тема 4.3. Регуляторы национального хозяйства
1. Способы регулирования национального хозяйства
Россия находится в стадии перехода к рыночной системе, как к более совершенной и эффективной, способной к саморегулированию народного хозяйства. Вместе с тем ей самой внутренне присущи недостатки, которые остро проявляются с развитием экономики, как количественно, так и качественно.
Несовершенство рыночной системы вытекает из того, что она во многих случаях оказывается несостоятельной:
1) не способствует сохранению невозобновляемых ресурсов;
2) не имеет экономического механизма защиты окружающей среды (только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в экологически чистые производства);
3) не может регулировать использование природных ресурсов (например, рыбных богатств океана);
4) игнорирует потенциально отрицательные, порой разрушительные последствия принимаемых решений, если эти решения приносят предпринимателю доход;
5) не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования, общественных благ (дороги, дамбы, общественный транспорт, образование, здравоохранение и т.д.);
6) подвержена нестабильному развитию с присущими ему инфляционными процессами.
Эти недостатки рыночной экономики особенно характерны для рыночной системы промышленно развитых стран, которые с одной стороны ориентированы на насыщенность рынка товарами массового производства, а с другой — направлены на удовлетворение потребностей определенных групп покупателей; ей присуще гибкое и адаптивное производство, способное отвечать самым сложным запросам потребителей. Но вместе с тем она не «справляется» иногда с жизненно важными проблемами, возникающими перед обществом. Неспособность рынка решать нижеперечисленные проблемы совершенно объективно обусловливает необходимость внешнего воздействия государства на рыночную систему.
1. Научно-технический прогресс резко увеличил масштабы производства, накоплений и укрепил международные экономические связи; НТП многогранен и требует таких капитальных вложений, с которыми «справиться» не могут отдельные, даже самые крупные предприятия. Контроль политический, финансовый, экономический и социальный за ходом НТП имеет стратегическое для страны значение. Кроме того, существует целый ряд производств, которые частному бизнесу просто нельзя доверить (атомное производство, биологические исследования и т.д.).
2. Концентрация производства в условиях НТП привела к образованию монополий, гигантских предприятий, которые по своему существу отрицают конкурентную экономику, хотя и являются ее порождением. Они лишают ее гибкости, адаптивности и расхищают, растрачивают общественное богатство. Государство вынуждено заниматься антитрестовским законодательством и антимонопольным регулированием.
3. Циклическое развитие рыночной экономики приводит к периодическим взрывам социальной и экономической напряженности. Только государство может через свои механизмы (политические, экономические, законодательные) стабилизировать равновесие или способствовать его восстановлению.
4. Государство только тогда может эффективно вести политику — внутреннюю и внешнюю, когда способно заставить прислушаться к себе, если оно само располагает не зависящей ни от кого экономической мощью, а точнее — собственностью. На этой основе государство организует свое производство, которое в целом крупнее, устойчивее, мощнее и гибче, чем любое другое производство. Государство само становится субъектом экономики. Следовательно, у него развиваются отношения с фирмами других форм собственности не только по линии госбюджета, но и на уровне субъектов экономической деятельности.
5. В условиях современного НТП не только выросли масштабы производства, но и возникли его внешние эффекты — негативные по своему характеру: загрязнение окружающей среды, опасность отдаленных последствий для здоровья людей различных производств (атомного, подземного, горячего и т.д.). В целом возникает опасность экологической катастрофы, так как предприниматели неохотно финансируют экологически чистые производства, которые приносят маленькую прибыль или вообще одни расходы. Государство, и только оно, может встать на защиту экологического здоровья страны.
6. Государство сильно своей социальной политикой, также как и экономической. Оно регулирует распределение и, особенно, перераспределение материальных благ. Обеспечивает равенство граждан перед законом, их личную и экономическую свободу. Борется против различных форм дискриминации и т.д.
Какие же цели ставит перед собой государство в политике регулирования экономики? Это прежде всего:
• поддержание сбалансированного общественного производства;
• стимулирование роста производства;
• обеспечение полной занятости;
• повышение эффективности общественного производства;
• справедливое распределение дохода;
• стабильность цен, а следовательно, недопущение инфляции;
• сохранение природной и окружающей среды и т.д.
государство вырабатывает определенные методы регулирования. В зарубежной экономической практике сложились следующие методы государственного регулирования:
• управление государственной собственностью;
• государственное потребление;
• социальные программы;
• бюджетная политика;
• налогообложение и т.д.
Все эти формы и методы в целом укладываются в рамки трех обобщающих функций государства: корректирующей, стабилизационной, распределительной (регулирование распределения и перераспределения).
Корректирующая функция государства теснейшим образом связана с его фискальной политикой, направленной на формирование государственного бюджета — самого мощного рычага регулирования и стабилизации экономики, так как в нем сосредоточиваются все денежные ресурсы страны, которыми располагает и распоряжается правительство.
В то же время госбюджет нужно рассматривать как годовой план государственных доходов и расходов, и в этом аспекте задача правительства заключается в достижении баланса госбюджета, выражающегося в равенстве его расходной и доходной частей.
Государственный бюджет в итоге выражает всю совокупность финансовых отношений между государством, физическими и юридическими лицами при создании единого централизованного денежного фонда страны и его расходовании.
Безусловно, как доходная, так и расходная части представляют собой процесс государственного регулирования не только экономики, но и политической, и социальной жизни. Уже сам сбор налогов есть целый комплекс рычагов регулирования.
В то же время государственные расходы четко направляют страну, ее экономику в необходимое русло развития. И то и другое объединяется в так называемую дискреционную фискальную политику.
Дискреционная фискальная политика — это политика правительства, направленная на регулирование налоговой системы и государственных расходов с целью воздействия на промышленное производство, инфляцию, занятость и т.д.
Распределительная функция государства в основном направлена на уменьшение социального неравенства. Конечно, очень важно выдерживать принципы горизонтального (находящиеся в равном положении) и вертикального (кто больше получает, тот больше и платит) равенства. Однако здесь можно и перестараться.
Практика развитых государств в области регулирования экономического роста включает следующие ее направления и способы:
1. Государство берет на себя решение тех проблем, которые недоступны рыночной системе. Это финансирование фундаментальных исследований, производство общественных товаров, ликвидации последствий внешних эффектов, антимонопольная политика и т.п.
2. Антициклическое регулирование, или политика краткосрочной стабилизации. Главным способом антициклического регулирования стала денежная политика. При ее осуществлении государство вызывает два эффекта:
• во-первых, увеличивается объем денежной массы в обращении и прогрессирует открытая инфляция, результатом же является рост потребительского спроса (что и требовалось правительству);
• во-вторых, по мере роста предложения денег начинают падать процентные ставки, конечным же итогом этого процесса становится возрастание величины инвестиционного спроса.
Манипулировать совокупными расходами можно при помощи не только денежной политики, но и налоговой. В данном случае государство может во время спада уменьшать налоги, увеличивая,
таким образом, размер эффективного спроса, а в периоды подъема — проводить противоположную политику.
3. Структурное регулирование. Решая данную проблему, государство стремится снизить риск осуществления инвестиционных проектов, стимулирует предпринимателей осваивать новые секторы экономики, где перспективы получения прибыли первоначально туманны, поддерживает экспортные отрасли и т. п. Осуществляя указанную деятельность, государство использует инструменты бюджетной и кредитной политики. Может производиться распределение субсидий; могут применяться налоговые льготы, выдаваться льготные кредиты и т. п.
4. Политика ускоренной амортизации производится посредством увеличения государством нормы амортизации основного капитала. Это дает возможность предпринимателям быстрее обновлять средства труда. Наибольшие нормы амортизации характерны для самых передовых отраслей. Эта политика ведет к высоким темпам обновления основного капитала, что расширяет спрос на современные средства труда, увеличивает емкость рынка.
5. Налоговая политика заняла доминирующее положение в области инструментов государственного стимулирования экономического роста. Главное направление ее радикальной реформы заключается в значительном уменьшении ставок налогообложения с целью мобилизации частного сектора экономики. Эта позиция является диаметрально противоположной неокейнсианской «точной настройке», одним из методов которой является антициклическое краткосрочное манипулирование налоговыми ставками для управления совокупным спросом.
2. Преобразование системы управления в России на рубеже ХХ-ХХI столетий
На рубеже XX—XXI столетий российская экономика находится на очень трудной и противоречивой «переходной» ступени развития.
Переходная экономика страны характеризуется следующими специфическими чертами:
1. Господство переходных экономических форм, в чем собственно и проявляется одновременное существование сменяемой и сменяющей систем. Как следствие — проявление не быть клубком противоречий между старыми — умирающими и новыми — устанавливающимися экономическими формами.
2. Переходная экономика неустойчива: неустойчивый характер ее диктуется постоянным поиском новых экономических форм, более эффективных, более динамичных. Здесь любые отношения быстрее развиваются, проявляют свою противоречивость, быстрее исчерпывают свой движущий потенциал. Так, ваучерная приватизация общественной собственности, весьма стремительно исчерпав себя, перешла в открытую продажу государственного имущества.
3. Переходная экономика носит исторически ограниченный характер; определяется в системе координат от развала плановой системы и до начала самостоятельного функционирования сложившейся экономической системы.
4. Переходная экономика самобытна и специфична: уникальность и самобытность России исключает простое копирование или прямое заимствование чужого опыта (тем более его насильственное перенесение на почву российской действительности), диктует необходимость тщательной селекции зарубежной практики экономических преобразований с учетом ее совместимости с глубинными российскими традициями и национальным самосознанием.
5. Переходной экономике свойственна альтернативность развития. В России уже много раз начинались реформы, и ни разу ни одна из них не закончилась ожидаемым результатом. И скорее всего не потому, что они были половинчатыми или их недостаточно решительно проводили, хотя было и то и другое. Проблема в альтернативности всякого развития, которое зависит от конкретноисторических, национальных и других особенностей развивающейся системы.
6. Для переходной экономики характерна инертность экономического развития. Инертность эта вытекает, прежде всего, из того прозаического положения, что в принципе в экономике анализируется не столько процесс производства, сколько процесс воспроизводства, которое есть не что иное, как непрерывное, постоянно повторяющееся и возобновляющееся производство. Естественно, при непрерывном повторении процесс воспроизводства исключает разрушение сменяемой системы «до основания», чтобы потом строить заменяющую систему.
Инертность воспроизводства объективно предусматривает сохранение в переходной
В переходный период развития экономики особенно возрастает роль государства по следующим причинам:
1) переходная экономика России отличается не сформировавшейся системой социально-классовой структуры; она реструктурируется, т.е. создается, по существу, заново. Старая рабо- че-крестьянская классовая структура разрушена основательно, а новая еще не сформировалась. Россия переживает переходный период прежде всего именно в этом отношении. Раз нет социаль- но-классовой определенности, нет и движущих сил экономического развития. В данном конкретном случае — реформ. Буржуазия как основная прогрессивная и движущая сила рыночной системы еще по-настоящему не сложилась. Следовательно, государственная, общенародная собственность размывается, разрушается, а частной собственности как основы рынка, как силы, задающей правила игры, пока еще нет — значит, какого- либо доминирующего общественно-экономического уклада в нашей экономике тоже нет;
2) продолжается социальное расслоение общества;
3) продолжается снижение численности населения страны (за 13 лет на 11 млн чел.);
4) в политическом аспекте в настоящее время Россия представляет «лоскутное одеяло», состоящее из 89 субъектов Федерации, из которых добрые три десятка представляют собой национальные образования, генерирующие исключительно мощные цен-
тробежные силы, стремящиеся развалить не только некогда могучий СССР (это удалось сделать), но и современную ослабленную Россию. Переходные процессы столь мощно и стремительно были инициированы «белой революцией», что распалось устоявшееся гражданское общество. Это значит, что старая система государства сломана, а новой — нет.
3.Создание и развитие ИКС отраслевого типа в России
Предпосылки создания ИКС отраслевого типа
Естественной задачей России является создание правового государства, гражданского общества и рыночной экономики. Решающим элементом в этой триаде является рыночная экономика, а ключевой — проблема: что принять в качестве опоры создаваемого рыночного механизма. Варианты известны: крупные корпорации, компании среднего размера, мелкие фирмы и соотношения между ними.
В теории и на практике, как правило, рассматриваются и используются корпоративные структуры двух видов: вертикально интегрированные и горизонтально интегрированные.
Вертикально интегрированные ИКС объединяют предприятия, осуществляющие в совокупности единый производственно-технологический цикл от заготовительных стадий (например, добычу исходного сырья) до производства конечной продукции. Классический пример вертикально интегрированных компаний — нефтедобывающие и одновременно нефтеперерабатывающие компании.
Вертикальная интеграция, прежде всего, позволяет отсечь конкурентов от дефицитных источников сырья. Кроме того, когда предприятия связаны тесными хозяйственными связями, в полной мере проявляются такие преимущества, как снижение потребности в оборотных средствах и благодаря связке в единой технологической цепочке выдерживаются высокие технологические и производственные стандарты.
Горизонтально интегрированные ИКС объединяют под единым управлением однородные по продукции и технологии предприятия, что позволяет увеличить долю рынка, а монопольное или почти монопольное положение на рынке позволяет диктовать свою ценовую политику конкурентам, свои стандарты качества и сервиса. Это дает возможность более полно охватить рынок.
Развитие российской модели ИКС. В случае, когда при создании горизонтально интегрированных ИКС производится их вертикальное интегрирование под единым управлением одновременно по продукции и технологии, — создается ИКС отраслевого типа, которая наиболее подходит для организации в России крупных компаний, конкурентоспособных на мировых рынках.
В сегодняшних условиях (при отсутствии отраслевых министерств) только крупные компании могут аккумулировать и выделять средства на мероприятия, требующие больших затрат, таких как:
• обновление производственных фондов, создание (вводы) новых мощностей на передовой технологической основе;
• обеспечение отчислений на социальные нужды.
Интегрированная корпоративная структура в форме холдинга,
решая названные проблемы, делает входящие в него предприятия инвестиционно привлекательными; ИКС способна:
• освоить новые технологии;
• наладить выпуск качественной, пользующейся спросом продукции;
• повысить доходность предприятий;
• привлечь крупных инвесторов;
• вывести свои акции на фондовые рынки;
• поднять стоимость активов в десятки раз.
2-64
2-66
Тема 4.4. Финансы и денежно-кредитная система
1.Финансы и их роль в регулировании экономики
Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих у субъектов хозяйствования в процессе формирования денежных средств и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества.
Сущность финансов, их роль в общественном воспроизводстве определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства. Чтобы понять сущность этой экономической категории, необходимо рассмотреть историю возникновения финансовых отношений.
Финансы (от лат. finansia — денежный платеж) — неотъемлемая часть денежных отношений. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Однако финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.
Деньги — это всеобщий эквивалент, который выполняет функции меры стоимости, средства обращения платежа, накопления и мировых денег.
Финансы — определенные экономические отношения, возникающие в момент движения денег, когда происходит их передача или перечисление наличным, либо безналичным путем. Например, предприятие выпустило продукцию стоимостью 1 млн р. Здесь речь идет о деньгах. Они использованы как мера стоимости выпущенной продукции. Но к финансам это не имеет никакого отношения. Другая ситуация: предприятие перечислило в бюджет налог на добавленную стоимость в сумме 100 тыс. р. Здесь также участвуют деньги, но в данном случае речь идет о реальном обороте денег, об отношениях, которые возникают между предприятием и государством на основе реального оборота. Это уже финансы. Следовательно, финансовые отношения — это, прежде всего, денежные отношения. Однако не все денежные отношения могут рассматриваться как финансовые.
Функции финансов. Сущность финансов, как и любой экономической категории, проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются одновременно, так как
каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение общественного продукта и национального дохода, а с другой — контроль за этим распределением.
Аккумулирующая роль финансов выражается механизмом концентрации денежных средств в централизованных и децентрализованных фондах в различных секторах экономики и уровнях бюджетной системы. На практике это выражается в формировании целевых фондов денежных средств различного направления использования.
Распределительная роль финансов выражается в разделении валового национального продукта между участниками процесса материального производства, отраслями национальной экономики, бюджетами различных уровней. Первичной основой распределения является создание основных (первичных) доходов в различных уровнях финансовой системы в процессе расширенного воспроизводства.
Стимулирующая роль финансов состоит в том, что государство с помощью целой системы финансовых рычагов может оказывать воздействие на развитие предприятий, отраслей в нужном обществу направлении. Имея такой финансовый рычаг, как распределение денежных доходов, государство может эффективно стимул лироватъ или сдерживать развитие любого экономического процесса. Можно назвать следующие рычаги воздействия на экономические процессы: бюджет; цены и тарифы; налоги; экспортноимпортные пошлины.
Регулирующая роль финансов определяется основной характеристикой финансов как отношений, санкционированных государством. Посредством финансов и их механизмов регулируются основные макроэкономические пропорции экономики: уровень цен, объем валового национального продукта, процентные ставки и пр. Именно финансы стимулируют расширенное воспроизводство и определяют целесообразную деятельность по созданию централизованных и децентрализованных денежных средств, используемых на производственные и социальные нужды общества.
Роль планирования и контроля выражается в формулировании целей и выборе путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между государством в лице органов государственной власти различного уровня, предприятиями и объединениями, населением в процессе подготовки прогнозов развития отраслей и секторов рынка, подготовке бизнес- планов, смет доходов и расходов домашних хозяйств. Планирование выражается через систему бюджетов и программ развития.
Контроль финансов выражается в деятельности по проверке соответствия фактического распределения валового национального продукта и национального дохода плановым (целевым) показателям. Финансовый контроль охватывает сферу непосредственного производства национального дохода, т.е. деятельность предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей, непроизводственную сферу, где национальный доход не создается, сферу распределения. Основной целью финансового контроля является обеспечение эффективности и рациональности расходования финансовых и экономических ресурсов и соблюдения всеми экономическими субъектами законодательства в области финансов.
.
Финансовая система:
§ Финансы властных структур
§ Федеральные финансы
§ Бюджет
§ Внебюджетные фонды
§ Пенсионный фонд
§ Фонд социального страхования
§ Фонд обязательного медицинского страхования
§ Финансы субъектов Федерации
§ Бюджет
§ Внебюджетные фонды
§ Финансы местного самоуправления
§ Бюджет
§ Финансы предприятий
§ Финансы населения
Финансы властных структур делятся на государственные и муниципальные (местного самоуправления). В свою очередь государственные состоят из федеральных финансов и финансов субъектов Федерации. Финансы федеральной власти, субъектов Федерации и муниципальные финансы делятся на бюджетные фонды (или проще — бюджеты) и внебюджетные фонды
2.Сущность финансово-кредитной системы. Роль банков
Кредит представляет собой форму движения ссудного капитала, т.е. денежных средств, отданных в ссуду за определенный процент при условии их возвратности в определенный срок.
Начальный этап функционирования кредитных отношений характеризуется прямыми отношениями между владельцем свободных денежных средств (кредитором) и заемщиком, а кредит выступает в форме ростовщического капитала. Следующий этап развития этих отношений характеризуется наличием трех субъектов, а именно появлением на рынке ссудных капиталов специализированных посредников-банков, которые аккумулируют свободные финансовые ресурсы и передают их заемщикам на платной основе.
Первым источником ссудного капитала были временно свободные денежные средства государства, юридических и физических лиц, передаваемые финансовым посредникам для последующей капитализации и извлечения прибыли.
Условия кредита. Назовем основные условия существования кредита.
1. Несовпадение по времени индивидуальных кругооборотов и оборотов производственных фондов отдельных товаропроизводителей.
2. Заинтересованность кредитора и заемщика в кредитных отношениях. Данную функцию выполняет банковская кредитная ставка. С одной стороны, она обеспечивает максимальную прибыль кредитору, а с другой — возможность уплаты западных кредитов без ущерба для заемщика. Уровень процента за кредит зависит от соотношения спроса и предложения, которые определяются многими факторами, такими, как размеры денежных накоплений и сбережений всего общества, рыночная конъюнктура и рыночные колебания, циклические колебания производства, колебания валютных курсов и т.д.
3. Юридическая самостоятельность кредитора и заемщика. Это условие обеспечивает экономическую ответственность сторон в процессе реализации кредитных отношений.
Если говорить о роли кредита, то нельзя не отметить, что на современном этапе он выступает в качестве мощнейшего средства регулирования экономики. Государство через Центральный банк в целях обеспечения устойчивости национальной валюты, платежного баланса страны, снижения уровня инфляции и других макроэкономических показателей проводит единую государственную денежно-кредитную политику.
Под денежно-кредитным регулированием понимают совокупность мероприятий государства, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, показатели денежного обращения и кредита, рынки ссудных капиталов, порядок безналичных расчетов в целях воздействия на экономику.
Государство, осуществляя кредитное регулирование, воздействует на кредитную деятельность коммерческих банков и направляет их деятельность на расширение или сокращение кредитования экономики и, таким образом, достигает ее стабильного развития, укрепления денежного обращения, поддержки национальных производителей на внешнем рынке.
Денежно-кредитная политика в развитых странах рассматривается как инструмент «тонкой настройки» экономической конъюнктуры, как оперативное и гибкое дополнение бюджетной политики.
В международном и общественном законодательстве заложены и такие принципы, как возвратность кредита, срочность, платность, целевое использование и дифференцированный характер.
Принцип возвратности кредита предусматривает своевременный возврат полученных финансовых ресурсов после завершения их использования заемщиком. Через данный принцип проявляется специфическая черта кредитных отношений, позволяющая обособить кредит от финансов, а кредитным организациям обеспечить сохранность ссудного фонда.
Принцип срочности отражает необходимость возврата кредита в точно определенный договором срок. Нарушение указанного условия является для кредитора основанием для принятия к заемщику экономических санкций. На современном этапе в Российской Федерации более 90 % ссуд носит краткосрочный характер: в основном банки выдают ссуды на срок до трех месяцев.
Принцип платности отражает необходимость оплаты права получения и пользования кредитных ресурсов. Эту роль выполняет банковский процент, который еще называют ценой кредита.
Принцип целевого использования кредитных ресурсов распространяется на большинство видов кредитных операций. Так, долгосрочный кредит, взятый на модернизацию основных фондов, или среднесрочный кредит на неотложные нужды должны быть неотложно использованы строго по целевому назначению. Нарушение данного обязательства может быть основанием для досрочного отзыва кредита или введения штрафных санкций. По некоторым краткосрочным кредитам данный принцип действует более мягко. Так, до недавнего времени широко использовались кредиты по обороту, кредиты по совокупности материальных запасов и производственных затрат, которые предлагали кредитование предприятий по всему спектру хозяйственной деятельности, связанной с оборотным капиталом.
Дифференцированный характер кредита определяет дифференцированный подход кредитной организации к потенциальным заемщикам. Значительное влияние оказывает степень риска, уровень кредитоспособности предприятия. Кредитоспособность заемщика означает способность юридического или физического лица полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам.
Кредитоспособность клиента в мировой банковской практике являлась и является одним из основных объектов оценки при определении целесообразности и форм кредитных отношений. Чем выше кредитоспособность, тем более льготными могут быть условия кредитного договора.
Банковская система и банковские операции
Используя кредитно-денежную политику, государство стремится к созданию безынфляционной экономики, функционирующей в условиях полной занятости. С этой целью создается кредитно- денежная система, представляющая собой совокупность кредитных отношений и кредитно-финансовых учреждений, регулирующих эти отношения.
Современную кредитную систему стран с развитой рыночной экономикой можно представить в виде следующих блоков:
• центральные (национальные), эмиссионные, резервные, государственные, негосударственные банки;
• коммерческие, сберегательные, ипотечные, инвестиционные, специализированные банки;
• страховые компании, пенсионные фонды;
• инвестиционные компании, финансовые компании, благотворительные фонды, трастовые компании, кредитные союзы.
Первые два блока образуют институциональную форму банковской системы.
Банк — это кредитная организация, которая имеет исключительное право привлекать денежные средства юридических и физических лиц и от своего имени размещать их на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществить расчетные, комиссионно-посреднические и иные операции.
Инструменты реализации кредитно-денежной политики
Банка России
Перечислим важнейшие инструменты реализации денежно- кредитной политики Банка России.
1. Процентные ставки по операциям Банка России. Закон предусматривает, что Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентных ставок. С целью защиты внутренней финансовой системы и поддержания рынка рублевых активов Банк России постоянно корректирует процентные ставки по собственным кредитным и депозитным операциям.
2. Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России кредитными учреждениями и коммерческими банками. С помощью изменения норматива резервных средств Банк России регулирует объем вызываемых коммерческими банками кредитов и возможности осуществления ими депозитной эмиссии.
3. Операции на открытом рынке (купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и других государственных ценных бумаг). Эти операции считаются наиболее гибким методом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков, так как оказывают прямое воздействие на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков.
4. Рефинансирование банков (кредитование Банком России других банков, когда последние испытывают большие финансовые трудности). В этой ситуации Банк России выступает в качестве кредитора последней инстанции, или банка банков. Система рефинансирования постоянно совершенствуется, более широко исследуются рыночные способы распределения централизованных ресурсов. Наиболее рациональной формой такого распределения являются кредитные аукционы, регулярно проводимые Банком России с конца февраля 1994 г. С 1996 г. банкам — первичным дилерам на рынке государственных ценных бумаг — была предоставлена возможность получения банковского необеспеченного однодневного кредита. С 1998 г. указанные кредиты стали обеспеченными теми же государственными ценными бумагами. Кризис 1998 г. сузил возможность банков в получении кредитов, но кредитование банков, имеющих важное значение для платежной системы страны, продолжалось на условиях, определенных Советом директоров Банка России.
5. Валютное регулирование (купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег). В настоящее время проводится политика плавающего валютного курса, т. е. Банк России устанавливает официальный курс рубля к иностранным валютам на основании результатов торгов на Московской межбанковской валютной бирже. Банк России отказался от практики проведения массированных валютных интервенций и ограничил курс задач, решаемых при помощи данного инструмента.
6. Прямые количественные ограничения (установление лимитов на реформирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских позиций). Банк России вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ.
Одной из важнейших функций Банка России является функция банкира правительства. Именно в этом банке хранятся средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Он осуществляет расчетно-кредитное обслуживание центральных органов власти в лице правительства, а также кассовое пополнение бюджета.
Банк России обладает исключительным правом на выпуск наличных денег, организацию их обращения и изъятия из обращения. Банку России в соответствии с его основной функцией принадлежит функция эмиссионного центра страны.
Банк России устанавливает правила ведения безналичных расчетов в РФ. Он является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организации. Почти 60 % всех безналичных платежей проводятся через расчетную сеть Банка России.
В компетенцию Банка России входит осуществление функций по внешнеэкономической деятельности. Он представляет интересы РФ во взаимоотношениях с иностранными центральными банками, а также в международных банках и валютно-финансовых организациях. Банк России выдает разрешение на создание банков с участием иностранного капитала и финансов иностранных банков, устанавливает и публикует официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.
Коммерческие банки представляют собой следующий более низкий, но намного более широкий эшелон банковской системы.
Основное предназначение этих банков — посредничество в перемещении денежных средств от кредитора к заемщику и от покупателей к продавцам.
Характерная особенность коммерческих банков, отличающая их от государственных второго уровня банковской системы, заключается в том, что основной целью их деятельности является получение прибыли. Прибыль этих банков образуется из разности процентов, взимаемых с клиентов и выплачиваемых им по банковским операциям, а также за счет комиссионных сборов за оказываемые услуги.
Вклад — это денежные средства, переданные в банк их собственником для хранения на определенных условиях. Операции, связанные с привлечением денежных средств во вклады, называются депозитными. Вклады для коммерческих банков являются главным видом их пассивных операций и, следовательно, основным ресурсом активных кредитных операций. Среди активных операций выделяют два главных вида: ссудные и инвестиционные.
Ссудные операции составляют основу активной деятельности банка в размещении его ресурсной базы. Они и приносят банкам значительную часть их доходов.
В процессе инвестиционной деятельности банки выступают в качестве инвесторов, вкладывая ресурсы в ценные бумаги. Такими ценными бумагами могут служить акции, облигации, государственные долговые обязательства, другие финансовые инструменты. В результате инвестиций банк становится владельцем портфеля ценных бумаг. Основное содержание инвестиционной политики банка состоит в определении круга ценных бумаг, наиболее выгодных для вложения средств, оптимизации структуры инвестиционного портфеля в каждый конкретный период времени.
Под влиянием усиливающейся межбанковской конкуренции проявляется тенденция к расширению операций коммерческого банка. Среди них можно выделить факторинговые и трастовые операции.
Факторинговые операции (от англ. factoring — посредник) — это покупка банком платежных требований поставщика. В связи с тем, что весь риск неплатежа по счетам берет на себя фактор-фирма, она выплачивает клиенту 80 — 90% всей суммы счетов, а оставшуюся сумму за вычетом комиссионного вознаграждения перечисляет поставщику после поступления платежа от покупателя.
Трастовые операции представляют собой доверительные операции банков, финансовых компаний по управлению имуществом клиента и выполнению иных услуг по поручению и в интересах клиента на правах его доверенного лица. Следует подчеркнуть, что права собственности сохраняются за учредителем траста (фактического собственника передаваемого в траст имущества).
В качестве учредителя траста могут выступать предприятия, центральные и местные органы государственной власти, любое юридическое или физическое лицо.
Кроме перечисленных операций коммерческие банки России постепенно входят в мировую банковскую систему и начинают участвовать в обслуживании рынка европейских валют и других операциях.
2-70
2-72
Раздел 5. Современная мировая экономика
Тема 5.1. Мировой рынок товаров и услуг на рубеже ХХ-ХХI вв.
1. Этапы развития мировой экономики
Формирование международной экономики в XIX в. Мировая экономика представляет собой совокупность национальных экономик и их хозяйственных отношений друг с другом, т.е. международных экономических отношений. Сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, связанными между собой участием в международном разделении труда, образует мировой рынок. Зарождение мирового рынка относится к XVI —XVII вв., к периоду первоначального накопления капитала, а его окончательное формирование завершилось на рубеже XIX—XX вв.
Основной компонентой сферы международных товарно-денеж- ных отношений является международная торговля, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира.
Международная торговля по-настоящему стала интенсивно развиваться в XIX в. Менее чем за 100 лет (с 1830 по 1913 г.) объем мирового товарообмена вырос в 20 раз, тогда как за три предыдущих века он лишь утроился. На протяжении XIX в. темпы роста международной торговли впервые стали стабильно опережать темпы роста мирового производства. Мировая торговля в 1913 г. достигла уровня 33 % всемирного производства, хотя в 1800 г. она составляла лишь 3 % объема производства. Таким образом, именно в XIX в. начался процесс глобализации мировой экономики.
В XIX в. отмечался не только небывалый рост международной торговли, но и изменился ее характер. Торговля пряностями, процветавшая в прежние века, сменилась обменом сырьевыми товарами. Объем торговли сырьевыми товарами к концу века составил около 60 % всего товарообмена. В XIX в. начался и процесс перехода к международному обмену промышленными товарами.
В течение всего XIX в. Европа оставалась главным центром международной торговли; в 1850 г. она обеспечивала 70% мирового товарооборота. На долю одной только Великобритании приходилось 20 % мировой торговли. Второе и третье места занимали Германия и Франция. Эти три державы обеспечивали 40 % мирового товарооборота. В структуре экспорта из Европы доминировала именно эта группа стран, которая контролировала 70% рынков сбыта европейских товаров.
Экономический рост в XIX в. явился результатом не только инноваций и демографического подъема, но и инвестиционной деятельности. С 1830 по 1870 г. объем инвестиций увеличился с 7 до 14 % валютного национального продукта, что было связано с крупными вложениями капитала в оборудование для текстильной промышленности и черной металлургии, строительство железных дорог, морских судов и оснащение других растущих отраслей, оказывающих существенное влияние на международную торговлю.
По сравнению с предыдущими столетиями XIX в. стал веком активного экономического роста. Темпы роста ВНП иногда превышали 5 %, а в расчете на душу населения достигли 4 %. В течение всего этого периода рост доходов населения Европы составил приблизительно 1,25 % в год. Подъем уровня жизни обеспечивал рост сбережений, являющихся источником инвестиций, повышал платежеспособный спрос населения в разных странах.
Прямым следствием экономического роста явилась тенденция к либерализации международной торговли.
Эволюция международной торговли в XX в. Основные изменения в мировом производстве и международной торговле можно проследить на рис. 15.1.
Рис. 15.1. Исторические этапы роста ВВП и экспорта в мире |
Первая половина XX в. характеризуется серьезным спадом международного обмена. В период 1913 — 1950 гг. рост торговли оказался практически на нулевом уровне и существенно отставал от роста производства.
Первая мировая война и мировой экономический кризис 1929— 1930 гг. способствовали дезинтеграции международной торговли. В стремлении защитить национальную экономику страны бездумно обратились к политике ограничения импорта. Франция стала одной из первых стран, которые применили широкомасштабные меры количественного ограничения импорта в целях, как полагали политики, борьбы с экономическим спадом. Эти меры вызвали ответные действия со стороны торговых партнеров, которые, в свою очередь, порождали контрмеры и подрывали товарообмен.
Мировой экономический кризис повлек за собой новое падение доли Европы в мировой торговле. Самый низкий ее уровень был отмечен в 1948 г. Доля Западной Европы в мировой торговле в 1937 г. составила 35 % против 60 % в 1880 г. Внутриевропейская торговля сократилась с 40 % мировой торговли в 1913 г. до 29 % в 1938 г. Спад европейской торговли оказался выгоден прежде всего США. Торговый оборот Северной Америки к 1939 г. достиг 22 % мировой торговли.
В отличие от предвоенного периода послевоенный период с 1949 по 1973 г. принято считать золотым веком всемирного экономического роста и развития мировой торговли. Средние темпы роста промышленного производства в мире достигали 6 % в год. В Японии они даже намного превышали 10 %. Этот необычайный рост прервался в 1973 г.
Кризис 1973— 1974 гг. ударил по всем развитым странам почти одновременно. Началась стагнация производства и (впервые после Второй мировой войны), его сокращение в отдельных странах. Главным фактором кризиса многие экономисты считали нефтяной кризис.
Первый нефтяной кризис не имел прецедентов в истории мировой торговли. В октябре 1973 г. члены организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК) договорились одновременно повысить цены на сырую нефть на 70 %. В декабре этого же года ОПЕК повысил цены еще на 30 %. За несколько месяцев цена барреля нефти выросла с 2 до 14 долл. Последствиями этого удара стали экономический спад и взлет инфляции в индустриальных странах. Эти страны были вынуждены изымать из национального дохода значительные суммы на приобретение прежнего объема нефти, составлявшее 2 — 3% ВВП.
Начиная с 1970-х гг. в мировой торговле важную роль начинает играть группа развивающихся стран, именуемых «новыми индустриальными». Отличительные черты этих стран состоят в том, что, во-первых, их доля в мировом экспорте промышленных изделий растет; во-вторых, они демонстрируют высокие темпы индустриализации и роста национального производства; в-третьих, они проводят ориентированную на внешний рынок политику, часто характеризующуюся стратегией поощрения экспорта.
Среди первой волны таких стран доминировали четыре страны Юго-Восточной Азии: Гонконг, Южная Корея, Сингапур и Мексика. Их доля в мировом экспорте промышленных изделий, начиная с 1988 г., превышает 10 %. Первоначально на рынки развитых стран проникали текстильные товары, одежда и обувь, но постепенно их заняли такие современные товары, как оборудование для телекоммуникаций, аудио- и видеотехника, станки и электроника.
В 1980 г. появилась вторая группа новых индустриальных стран. Это, прежде всего, азиатские страны (Таиланд, Малайзия, Индонезия, Индия, Филиппины, Пакистан, Макао), которые постепенно заменили страны первой группы в экспорте одежды и прочих распространенных промышленных товаров.
Начиная с 90-х гг., в международный обмен все активнее включается Китай. В настоящее время он занимает 10-е место среди ведущих экспортеров мира, вместе с Гонконгом по доле в мировом товарообороте опережает Великобританию.
По мнению многих специалистов в области мировой экономики, концепция международных экономических отношений, преобладавшая в течение длительного времени, — концепция «центр- периферия», или «Север-Юг» устарела и ее следует заменить более современной концепцией. В качестве такой концепции предлагается модель трехполюсного мира — триады. Состав триады включает три зоны: Америка, Азия, Евроафрика. Мировую торговлю анализируют на базе этого нового подхода.
Каждая зона представляется иерархической системой с одной или несколькими странами-лидерами и развивающейся зоной, которая тесно связана с лидерами по линии торговли и внутризо- нальной кооперации.
Каждая из сложившихся зон делится на три подгруппы. В американскую зону в качестве лидера входит США; вторую подгруппу образует Канада и Мексика; в третью подгруппу входят страны Южной Америки.
В евроафриканскую зону в качестве лидера входят страны Европейского союза, вторую подгруппу образуют остальные страны Западной Европы; в третью подгруппу входят страны Африки и некоторые страны Восточной Европы.
В азиатскую зону в качестве лидера входит Япония, вторую подгруппу образуют новые индустриальные страны Азии, Австралия и Новая Зеландия; в третью подгруппу входят остальные страны Азии.
Каждая из этих зон имеет «ядро», вокруг которого вырабатываются соглашения о партнерстве (типа зоны свободной торговли или таможенного союза). В Европе это Европейский Союз (ЕС), в Северной Америке — Североамериканская ассоциация свободной торговли между тихоокеанскими странами в рамках АСЕАН.
2.Принципы и формы развития международной торговли
Одна из причин международной торговли заключается в том, что фирмы какой-либо страны не в состоянии производить продукты, пользующиеся спросом у внутренних покупателей.
Недоступность может быть постоянной или временной. Она может существовать длительный период или определенный промежуток времени.
Постоянная недостаточность сырья может возникнуть вследствие геологических условий в стране. Например, если в стране отсутствуют месторождения железных руд, она будет вынуждена их импортировать. Страна, климат которой не позволяет выращивать кофе, бананы, чай, хлопок, должна импортировать эти товары (если, конечно, не хочет отказаться от их использования).
Государства, располагающие определенными видами продукции, по естественным причинам имеют так называемые резервные ресурсы. Благода