Основные федеральные налоги предприятий и организаций

Виды налогов и их классификация

Субъекты и объекты налогообложения

Субъектом налога является налогоплательщик. Плательщиками налогов могут быть юридические и физические лица, на Которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность, уплачивать налоги. Налогоплательщики должны встать на учет в инспекциях Министерства по налогам и сборам (ИМНС). Налого­вые инспекции имеют статус юридического лица и ведут учет всех плательщиков налогов и сборов в бюджеты всех уровней, следят за своевременным представлением отчетов, балансов, справок, деклараций и т.д., проверяют достоверность и обоснованность объектов налогообложения, применяют при необходимости штраф­ные санкции.

Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), вы­ручка, добавленная стоимость продукции, работ, услуг, стоимость определенных видов товаров, отдельные виды деятельности нало­гоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, расходы на рекламу и другие объекты, установленные законодательными актами. Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за опреде­ленный законом период налогообложения. Объект налогообложе­ния и его размер устанавливается на основе данных бухгалтерской или налоговой отчетности.

По налогам могут устанавливаться в порядке и на условиях, определяемых НК РФ, следующие льготы:

• необлагаемый минимум объекта налога;

• изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

• освобождение от уплаты налогов отдельных категорий пла­тельщиков;

• понижение налоговых ставок;

• вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчет­ный период);

• целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (от­срочку по взиманию налогов);

• прочие налоговые льготы.

Запрещается предоставление налоговых льгот, носящих ин­дивидуальный характер. Для получения льготы по какому-либо налогу налогоплательщики предоставляют налоговому органу до­кументы, подтверждающие это право. Невозможность уплаты на­лога является основанием для признания юридического лица бан­кротом.

Налоговые поступления зачисляются в бюджеты разного уров­ня и во внебюджетные фонды, что осуществляется в порядке и на условиях, определяемых Государственной Думой. По типу зачис­лений налоги и сборы делятся на следующие виды (рис. 10.3):

• федеральные;

• региональные;

• местные;

социальные;

• отчисления во внебюджетные фонды.

В составе внебюджетных фондов могут быть, например, Фонд фундаментальных исследований, Фонд технологического разви­тия, экологические и оздоровительные фонды и т.д.

Федеральные налоги и сборы. К федеральным налогам отно­сятся:

1) налог на добавленную стоимость (НДС);

2) акцизы на отдельные группы и виды товаров;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

Региональные налоги и сборы. К ним относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж (с 01.01.2004 г. отменен);

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

Местные налоги и сборы. К ним относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) местные лицензионные сборы.

Некоторые из перечисленных выше налогов, например, налог на прибыль и другие, распределяются в определенной пропорции между бюджетами различных уровней.

По способу начисления налоги можно разделить на прямые и косвенные (см. рис. 10.3).

Прямые налоги — налоги, взимаемые государством непосред­ственно с доходов или имущества налогоплательщика. Косвенные налоги — налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене или тарифу по услугам и оплачиваемые покупа­телем. Собственник товара или лицо, оказывающее услугу, явля­ется по существу сборщиком налога.

Акциз индивидуальный — налог на один вид товара: табак, автомобили, меха, винно-водочные изделия и т.д. Акциз индиви­дуальный устанавливается: в процентном отношении от продаж­ной цены товара, в абсолютном значении — с единицы товара. Акциз универсальный — облагаются налогом все товары (услуги) по одной ставке (НДС и т.п.).

Таможенная пошлина является налогом на внешнюю торгов­лю. Таможенная пошлина включает три вида пошлин:

• экспортная пошлина — кроме фискальных функций исполь­зуется для повышения конкурентоспособности отдельных видов отечественных товаров (услуг);

• импортная пошлина — достаточно важный элемент государ­ственного регулирования, имеющий высокий удельный вес;

• транзитная пошлина — специфическая, не очень высокая пошлина.

Различают следующие виды транзитных пошлин:

• антидемпинговые (по-английски демпинг — продажа на внеш­них рынках по ценам более низким, чем на внутреннем рынке, ниже издержек производства);

• компенсационные;

• преферципиальные — по договору о снижении пошлин меж­ду странами;

• статистические — содержание таможни;

• просто фискальные — с тарифа и торговли.

Ставки таможенных пошлин устанавливаются в зависимости 0т вида и кода товара по Товарной номенклатуре (ТН) ВЭД в процентах. Объектом налогообложения является таможенная стои­мость товара. Размеры ставок от 5 до 25 %.

Фискальная монополия — это монопольное право государства на производство определенного вида товара с целью получения дополнительного дохода (налоговая надбавка к цене водки, спи­чек, соли, сахара и т.д.) В рамках фискальной монополии суще­ствует вторичное обложение, так как реализация монопольного товара идет через магазины и рестораны, которые должны выку­пить лицензию на продажу этих товаров. К фискальным моно­польным налогам относятся платы за лицензии или разрешения различного вида (право на определенную деятельность).

Налог на добавленную стоимость (НДС). Налог на добавлен­ную стоимость (НДС) введен с 1992 г. С 1 января 2001 г. действие этого налога регламентируется главой 21 Налогового кодекса РФ.

Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части до­бавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отне­сенных на издержки производства и обращения. Таким образом, добавленная стоимость — это стоимость, созданная на данном предприятии (добавленная работниками предприятия к предше­ствующей стоимости материалов, сырья, полуфабрикатов, основ­ных средств и т.д.)

Плательщиками налога на добавленную стоимость являются: организации, индивидуальные предприниматели, лица призна­ваемые плательщиками НДС, в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяе­мые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Организации и индивидуальные предприниматели имеют пра­во на освобождение от уплаты НДС, если за три предшествующих месяца сумма выручки от реализации не превысила в совокупно­сти 1 млн р.

Объектами налогообложения признаются следующие операции: реализация на территории Российской Федерации товаров, работ и услуг, в том числе для собственных нужд и на безвозмездной основе; выполнение строительно-монтажных работ для собствен­ного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Налоговым кодексом РФ определен перечень операций, не подлежащих обложению НДС: операции по реализации медицин­ских товаров, лекарств, оказанию различных видов медицинских услуг, услуг общественного транспорта и жилищно-коммуналь­ного хозяйства, услуг учреждений культуры и др.

Освобождены от НДС банковские операции, услуги по страхо­ванию и ряд других операций. Эти операции не подлежат налого­обложению только при ведении отдельного учета затрат по про­изводству и реализации таких товаров, работ, услуг.

Акцизы. Акцизы — налоги, включаемые в цену товаров опреде­ленного перечня; это еще один вид косвенных налогов.

Акцизы позволяют пополнять бюджет за счет более обеспечен­ных слоев населения, так как подакцизные товары не являются предметами первой необходимости, а оплачивают их конечные потребители. Следует иметь в виду, что хотя все косвенные налоги возложены на плечи потребителей, производители этих товаров также ощущают на себе их влияние, так как вынужденное повы­шение цены товара ведет к снижению спроса на него и, следова­тельно, к снижению реализации продукции и прибыли произво­дителя. Акцизы используются и в ряде зарубежных стран.

Подакцизными товарами в России признаются: спирт этило­вый, спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, легковые автомобили и мотоциклы, с мощ­ностью двигателя свыше 112,5 кВт; автомобильный бензин, ди­зельное топливо, моторные масла, прямогонный бензин, при­родный газ.

Объектом налогообложения является реализация подакцизных товаров собственного производства, полученной с акцизных скла­дов алкогольной продукции.

Налоговая база определяется по каждому виду подакцизного товара и зависит от типа налоговых ставок. Налоговая база изме­ряется в натуральных единицах: литрах, килограммах, штуках, тоннах, киловаттах.

Установлены твердые (специфические) налоговые ставки в аб­солютной сумме на натуральную единицу измерения, например ставка акциза (с 01.01.2004 г.) для этилового спирта составляет 18 р. за 1 л безводного спирта. Для подакцизных товаров могут устанавливаться и адвалорные налоговые ставки (в процентах от стоимости подакцизного товара).

В статье 200 НК РФ предусмотрена система налоговых вычетов — сумм, уменьшающих акциз, уплачиваемый в бюджет. Вычетам, в частности, подлежат суммы акциза, уплаченные налогоплатель­щиком при приобретении подакцизных товаров либо при ввозе их на таможенную территорию РФ, а также в случае безвозврат­ной утери при хранении, перемещении, переработке в пределах норм естественной убыли и в ряде других случаев.

Налоговый период — календарный месяц.

Налоговая декларация представляется в И МНС за истекший пе­риод не позднее 25-го числа месяца, следующего за налоговым периодом. Акцизы уплачивают при реализации произведенных подакцизных товаров в два срока: 25-го числа месяца, следующе­го за отчетным, и 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным, исходя из фактической реализации. При реализации алкогольной продукции с акцизных складов предусмотрены аван­совые платежи 25-го числа текущего месяца и окончательный пла­теж не позднее 15-го числа следующего месяца.

Налог на прибыль организаций. Налог на прибыль предприятий исчисляется и уплачивается с 1 января 2002 г. в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ.

Плательщиками налога на прибыль являются: российские орга­низации и представительства иностранных организаций, получа­ющие доходы от источников в России.

Объектом обложения налогом признается прибыль, получен­ная налогоплательщиком.

Прибыль исчисляется как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. При этом доходы распреде­ляются на две большие группы: доходы от реализации и внереа­лизационные доходы. При определении доходов из них исключа­ются суммы налогов: НДС, акцизы и т.п. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Они подразделяются на расходы, связанные с реализацией, и внереа­лизационные расходы. Прибыль определяется путем расчета сумм доходов и расходов по всем операциям, производимым организа­цией нарастающим итогом с начала года.

Доходы от реализации включают выручку от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также ранее приобре­тенных, выручку от реализации имущества и имущественных прав.

Внереализационными доходами признаются: доходы от сдачи имущества в аренду, от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, промыш­ленные образцы и т.д.), проценты по заемным средствам, штра­фы, пени, неустойки, доходы от купли-продажи валюты, в виде безвозмездно полученного имущества, в виде положительных курсовых разниц, в виде доходов, полученных от операций с финан­совыми инструментами срочных сделок и др.

Доходы и расходы определяются на основании первичных документов и документов (аналитических регистров, расчета на­логовой базы) налогового учета. Аналитические регистры налого­вого учета это сводные формы систематизации данных налогово­го учета за отчетный налоговый период, сгруппированные в соот­ветствии с требованиями Налогового кодекса РФ, без распреде­ления по счетам бухгалтерского учета.

Доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по рыночному курсу рубля, котируемому Центральным банком РФ, действовавшему, на день поступления средств на ва­лютный счет или в кассу предприятия.

Ставки налога на прибыль устанавливаются в процентах. Мак­симальная ставка составляет 24 %. Налог на прибыль может быть определен путем умножения налогооблагаемой базы на ставку.

Налоговым периодом по налогу признается календарный год.

Отчетным периодом признаются I квартал, полугодие и 9 мес календарного года.

Организации со среднеквартальными размерами выручки от реализации не выше 3 млн р., бюджетные, некоммерческие орга­низации, участники простых товариществ и некоторые другие уп­лачивают ежеквартальные авансовые платежи (не позднее 30 дней со дня окончания отчетного периода). Остальные организации вносят ежемесячные авансовые платежи либо в размере */3 факти­ческого платежа за предшествующий квартал (до 15 числа каждо­го месяца), либо от фактически полученной за месяц прибыли (до 30 числа следующего за истекшим месяца).

Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций пред­ставляется в инспекции по налогам и сборам не позднее 30 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. По окон­чании I квартала, полугодия, 9 месяцев и 1 года плательщики самостоятельно исчисляют сумму налога на прибыль нарастаю­щим итогом с начала года, исходя из налоговой базы и ставки налога на прибыль. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных авансовых платежей.

Единый социальный налог. Внебюджетные социальные фонды созданы с целью обеспечения всем работающим определенного минимума социальных гарантий, связанных с пенсионным обес­печением, медицинским обслуживанием, оплатой листков нетру­доспособности, пособий на содержание малолетних детей, посо­бий по безработице и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: