Тема 4.1. Экономика страны
Раздел 4. Основы макроэкономики
Ответственность налогоплательщика за нарушения налогового законодательства
Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке. Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени.
Пени взыскиваются с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога в размере 1/т ставки рефинансирования Центрального банка России от неуплаченной суммы налога за каждый деньпросрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога.
Должностные лица и граждане, виновные в нарушении налогового законодательства, привлекаются в установленном законом порядке к административной, уголовной и дисциплинарной ответственности.
К юридическим и физическим лицам, освобожденным от уплаты налога, виды ответственности, описанные выше, не применяются.
2-46
2-48
Национальная экономика — это совокупность производственных отношений, соответствующих данной стадии развития производительных сил, базис общества, определяющим элементом которого являются отношения собственности
национальная экономика представляет достаточно сложную и противоречивую систему, для оптимального управления которой необходима ее структуризация. В зависимости от критерия структуризации можно выделить воспроизводственную, социальную, отраслевую, территориальную, внешнеторговую структуру и инфраструктуру рыночной экономики.
Воспроизводственная структура может быть вычленена по критерию характера и видов осуществляемой хозяйственной активности в рамках экономической системы. При таком подходе национальная экономика будет включать в качестве составляющих три субъекта: домашнее хозяйство, предпринимательство и государство.
Домашнее хозяйство является поставщиком факторов производства на соответствующие рынки, использование ресурсов обеспечивает данному экономическому субъекту получение дохода, одна часть которого потребляется, а другая сберегается.
Хозяйственная активность фирм отличается от деятельности домашних хозяйств. Фирма приобретает необходимые ресурсы для осуществления производства, организует деятельность по созданию товаров и услуг, в том числе и процесс инвестирования.
Особый статус государства как субъекта экономической системы предопределил следующие виды его активности: 1) госзакупки на рынке товаров и услуг; 2) осуществление трансфертных платежей; 3) взимание налогов; 4) осуществление госзаймов на финансовых рынках.
В основу характеристики социальной структуры национальной экономики положены отношения собственности. В соответствии с этим критерием в странах с развитой экономикой можно выделить два крупных сектора: государственный и частный (сюда включается индивидуальная, акционерная, трудовая и другие формы собственности).
Отраслевая структура национальной экономики представляет собой совокупность отраслей, т.е. качественно однородных хозяйственных единиц с особыми условиями функционирования в системе общественного разделения труда.
Современная экономика включает две дополняющие друг друга сферы производства: материальную (создает вещественное богатство) и нематериальную (создает духовные, нравственные и иные ценности — произведения духовной культуры, искусства, науки и т.п.).
Территориальная структура обусловливает деление национальной экономики на экономические районы. Например, в нашем государстве можно выделить элементы данной структуры в соответствии с принятым административным делением на области, районы и т. п. Территориальная структура предполагает определенную связь отраслей и предприятий с источниками сырья, энергии, рынками сбыта, наличием трудовых ресурсов. Она должна быть по возможности оптимизирована, чтобы специализация и кооперация обеспечивали постоянные связи между отраслями по выпуску продукции, рациональное размещение производительных сил по районам, минимальные транспортные издержки и эффективность производства.
Внешнеторговая структура определяется уровнем развития производительных сил общества, состоянием экономию! и ее структурой. Так, экспорт высокоразвитых государств ориентирован на наукоемкую и технологичную продукцию, в импорте же преобладает сырье, энергоносители, продукты экологически вредных производств. Что касается развивающихся государств, то экспорт их связан с сырьем и материалами, а в импорте преобладают продукты обрабатывающей промышленности, машины, оборудование и т.д.
Совокупность связанных между собой институтов, осуществляющих деятельность в пределах особых рынков и выполняющих функции, образует инфраструктуру. Элементами рынка товаров и услуг являются товарные биржи, оптовая и розничная торговля, ярмарки и аукционы, рекламные и маркетинговые компании и т.д. Рынок капиталов, включающий кредитный рынок, а также рынок ценных бумаг, представляют банки, страховые компании, инвестиционные фонды, государственные финансы, фондовая биржа и т.д. Рынок труда организован в виде биржи труда.
Макроэкономические пропорции — количественное соотношение между отдельными частями и сферами общественного производства. Различают общеэкономические, межотраслевые, внутриотраслевые, территориальные и межгосударственные пропорции.
Общеэкономические пропорции представляют собой соотношение сфер экономики, выполняющих различную роль в общественном воспроизводстве и характеризующихся, как правило, однотипными видами деятельности. Для определения элементов общеэкономических пропорций могут быть использованы весьма разнообразные критерии.
Межотраслевые пропорции представляют собой количественное соотношение между качественно однородными хозяйственными единицами с особыми условиями функционирования в системе общественного разделения труда (например, промышленность и сельское хозяйство, машиностроение и транспорт и т.п.).
Внутриотраслевые пропорции характеризуют соотношение производств в рамках одной отрасли (например, производство одежды и обуви в легкой промышленности, молока и мяса в пищевой, растениеводство и животноводство в сельском хозяйстве).
Территориальные пропорции — это количественные соотношения между подразделениями, сферами, отраслями, выделяемые в рамках административно-территориальных образований (например, соотношения между потребительскими и инвестиционными расходами юридических и физических лиц в рамках конкретного города; промышленностью и сельским хозяйством в определенной области и т.п.).
Межгосударственные пропорции складываются между отдельными государствами на основе международного разделения труда. Кроме того, могут быть выделены материально-вещественные пропорции — между производством и потреблением отдельных видов продукции в натуральном выражении — и стоимостные, характеризующие распределение отдельных частей стоимости ВНП.
Макроэкономическая пропорциональность лежит в основе сбалансированного развития экономической системы. Действительно, мало установить определенное количественное соотношение между частями целого, необходим механизм поддержания соответствия между элементами экономики, в качестве которых выступают отрасли, сферы, подразделения общественного производства. В командно-административной экономике пропорциональность и сбалансированность поддерживались сознательно, в ходе осуществления директивного планирования. Формально это выражалось в составлении и необходимости выполнения баланса народного хозяйства. Что же касается рыночной экономики, то пропорциональность и сбалансированность устанавливаются под действием стихийных сил.