Сравнение видов транспорта по энергетической эфффективности

Лекция

Диагностика состояния новорождённого

Существенно, что невсеноворождённые наделены от природы одинаковым запа­сом жизненных сил, которые необходимы для приспособления к новым условиям жизни. Не все справляются с резкими переменами, происходящими в свя­зи с родами. Поэтому очень важно выявить слабые места ребёнка как можно раньше. Долгое время новорождённых считали здоровыми просто потому, что они таковыми выглядели. Но в 1953 году Вирджиния Апгар разработала стан­дартную шкалу для оценки состояния новорождённых. И все перинатологи получили возможность быстро диагностировать это состоя­ние.

Оценка проводится через 1 ми­нуту после рождения и повторяется через 5 минут. Измеряется пульс и оценивают­ся характер дыхания, мышечный тонус, рефлекторная возбудимость, фиксируется окраска кожи. Максимальное количество баллов, которое можно набрать по шкале Апгар, равняется 10, а оценка в 7 и более баллов считается показателем нормального состояния. Оценка ниже семи баллов говорит о том, что те или иные системы организма ребёнка ещё не функционируют полностью, и ребёнок нуждается в повышенном внимании и в постоян­ном наблюдении. При оценке ниже четырёх баллов необходимо немедленное под­ключение к системам жизнеобеспечения.

Признак Оценка признаков в баллах
     
Сердцебиение отсутствует Частота меньше 100 уд/мин Частота больше 100 уд/мин
Дыхание отсутствует медленное, нерегулярное громкий крик
Мышечный тонус вялый некоторая степень сгибания активные движения
Рефлекторная возбудимость отсутствует слабо выражена (гримаса) хорошо выражена (крик)
Окраска кожи (У чернокожих новорождённых определяется цвет слизистой оболочки, ладоней и подошв). синюшная или бледная розовая окраска тела и синюшная – конечностей розовая

(Источник: «Proposal for a New method of Evaluating the Newborn Infant» by V. Apgar, Anesthesia and Analgesia. 1953,32,260. Приводится с разрешения Общества исследования методов анестезии). (По: Крайг Г., 2000. С.186).

Задания по «ЛК-10 (13). Роды и новорождённость»

(выполняются с использованием уже известного по предыдущим учебным курсам)

Завершите начатые высказывания:

1. «С т.зр. психологии, условия родов суть …» Какие?

2. «Думаю, что психол. обеспечение родов …» В чём заключается?

3. «Думаю, что имитация новорожд-м экспрессии близких людей …» Чем объясняется?

4. «Психика новорожд-го …» Что Вы можете о ней сказать, (а) в общем, и (б) в частности?

5. «Диагностика состояния новорожд-го основана …» На каком общем методе познания?

6. «Думаю, что объект. значение э. лекции в курсе ДП …; а субъ. смысл её …» Какие?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Различают следующие виды транспорта:

1. Наземный колесный транспорт

1.1.Железнодорожный

1.2.Автомобильный

2. Водный

3. Воздушный

4. Трубопроводный

Из школьной физики вспомним общие принципы транспортного перемещения материальных тел, реализуемых в различных видах транспорта:

А ) Наземный транспорт. Рассмотрим общую схему транспортного перемещения тела А по горизонтальной плоскости Б (рис. 1)

F
N
A
P=mg
Б
W
V

Рис. 1. Общая схема транспортного движения материального тела

где: F – внешняя сила; P – вес тела,P=m*g; N – реакция плоскости (3 закон Ньютона);

W – сопротивление движению (сила трения);W= Р; - коэффициент трения скольжения, =0,3 металл о металл. Это значит, что для перемещения тела массой 1000 кг, надо приложить силу F, равную 300 кг.

Колесный наземный транспорт. Применение на транспортном средстве колес позволяет в разы уменьшить величину силы F и, следовательно, затраты энергии (финансовых средств) на перевозку грузов или пассажиров, так как трение скольжения заменяется трением качения колес по твердой поверхности. Итак, изобретение колеса позволило существенно уменьшить затраты на транспортную работу. Особенно эффективным оказалось появление в 1825 году железнодорожного транспорта. Маленькая площадь контакта железного колеса и железного рельса (по размеру 5-ти рублевая монета) позволило уменьшить коэффициент трения качения до величины 0,03.(рис. 2)

F
W
V

Рис. 2. Схема движения колесного экипажа

Б. Водный транспорт. Различают речной и морской виды водного транспорта, а также суда на воздушной подушке. Движение судов основано на законе Архимеда, т.е. с одной стороны на судно действует выталкивающая сила N воды, с другой - сила действия ветра VВ на парус (или взаимодействие винта и воды), которая обеспечивает движение судна (рис. 3).

N – выталкивающая сила
P
Б
V
VВ

Рис.3. Перемещение парусного судна

В. Воздушный транспорт. Различают винтовые самолеты, реактивную авиацию, вертолеты и космические корабли. Аэродинамический профиль крыла самолета обеспечивает создание подъемной силы Сх (теорема Жуковского), которая удерживает самолет на определенной высоте (рис. 4а), а взаимодействие винта с воздухом или реактивная струя газа обеспечивают движение самолета. На вертолетах функции крыла выполняет пропеллер (рис. 4б)

Рис.4. Профиль крыла самолета (а) и движение вертолета (б)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: