Энергетические показатели видов транспорта

В качестве показателей энергетической эффективности различных видов транспорта выберем следующие:

1. Средняя скорость доставки Vср,км/ч;

2. Максимальная скорость Vmax,км/ч;

3. Удельная мощность Nуд=N/М, кВт/т, которая показывает какую мощность в киловаттах транспортного средства нужно затратить для перевозки 1 тонны грузов:

где N – мощность транспорта, т;

М – масса груза..

Таблица 1.

Сравнение видов транспорта по показателям энергетической эффективности

  Вид транспорта Средняя. скорость Vср,км/ч Максимальная скорость Vmax,км/ч Удельная мощность Nуд, кВт/т
Водный транспорт 20-30   0,3-0,4
Железнодорожный транспорт: Грузовые поезда Пассажирские поезда Скоростное движение Высокоскоростное движение   50-60 60-80 100-120 150-180   100-120   1,4-1,7 2,5-3,5 7-10 12-15
Бесколесный наземный транспорт (на магнитном подвешивании)   300-320   350-450   65-125
Автомобильный транспорт: Грузовые перевозки Легковые автомашины   50-70 60-90   100-120   8-12 30-50
Суда на воздушной подушке 50-70   40-80
Воздушный транспорт: Вертолеты Винтовые самолеты Реактивные самолеты Сверхзвуковые самолеты Космические корабли   150-200 250-300 600-800 2000-2200   800-900 4*104   150-300 80-120 200-300 3000-4000 3*106

Данные, приведенные в таблице 1 позволяют сделать следующие выводы:

1. Самым экономичным при перевозке массовых грузов по показателям энергетической эффективности является водный (речной) транспорт. Однако этот вид транспорта имеет серьезные недостатки: крайне низкая скорость доставки грузов и сезонность работы (зимой реки и каналы замерзают).

2. Железнодорожный транспорт при перевозках почти на порядок (в 10 раз) эффективнее автомобильного транспорта примерно при одинаковых скоростях движения. Но при перевозках грузов на сравнительно небольшие расстояния (до 200 км) автомобильный транспорт может оказаться более предпочтительным из-за снижения числа перегрузок с одного вида транспорта на другой и лучшей сохранностью перевозимой продукции.

3. Универсальным законом любого вида транспорта является: чем выше скорость доставки грузов и пассажиров, тем больше затраты энергии (мощности) транспортным средством, т.е. Nср=V3.

Важной характеристикой видов наземного транспорта является протяженность дорог или трубопроводов. В таблице 2 приведена динамика развития протяженности дорог и трубопроводов в тыс.км по годам во всех странах мира

Таблица 2

Динамика изменения протяженности дорог и трубопроводов в мире

Вид транспорта Протяженность, тыс.км по годам
           
Железные дороги, в том числе электрифицированные            
Автомобильные дороги, в том числе с твердым покрытием            
Трубопроводы            

Выводы:

1. Протяженность железных дорог в мире изменяется незначительно. Часть железных дорог в развитых странах закрывают из-за нерентабельности; в развивающихся странах (Китай, Индия и др.) наблюдается значительный рост протяженности железных дорог.

2. Лишь 19% железных дорог в мире электрифицированы и на них могут работать электровозы. Примерно 80% железных дорог обслуживают тепловозы. Незначительное число паровозов эксплуатируется в некоторых странах Латинской Америки и Африки.

3. Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием почти в 25 раз превосходит железные дороги мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: