Железнодорожный транспорт. Определение. В России рельсовые дороги называют железными,а транспорт такой системы –железнодорожным.На других языках аналогичное название: нем

Определение. В России рельсовые дороги называют железными, а транспорт такой системы – железнодорожным. На других языках аналогичное название: нем. Eisenbahn - железная дорога; англ. Railway - рельсовый путь и т.д. Таким образом, характерная особенность железнодорожного транспорта – наличие стальных (железных) рельсов.

Первая в мире железная дорога была построена в 1825 году в Англии инженером Джоржем Стефенсоном между городами Дарлингтон - Стоктон. В России первая ж.дорога общего пользования (магистральная) была построена в 1851 г. С-Петербург-Москва. Правда, в 1937г. в России была построена ж.дорога Петербург-Царское Село, но она использовалась, в основном, для нужд царской семьи, т.е. не являлась дорогой общего пользования.

Основные характеристики железных дорог:

1. Ширина колеи.

2. Протяженность.

3. Основные показатели перевозок за год: грузооборот. млрд. т-км, перевезено грузов в млн. т, средние вес поезда в т, дальность перевозки и другие.

4. Системные особенности транспорта:

- энергосбережение;

- экономичность:

- экологичность:

- безопасность;

- надежность:

- оборонное значение.

Ширина колеи. Измеряется между внутренними боковыми гранями рельсов. В России с 1970 года принята ширина колеи 1520 мм (русская колея). В период 1851-1970 гг. ширина колеи российских ж.д. была 1524 мм (5 футов). В европейских странах, США, многих странах Азии и Латинской Америки применяется т.н. стефенсоновская ширина колеи – 1435 мм (4 фута, 8,5 дюйма). В Японии, Австралии, ЮАР - т.н. капская колея – 1067 мм (3фута,6дюймов). Два вопроса:

1. Почему приняты такие странные размеры колеи - 1524,1435,1067 и т.д а не 1,5 или 1 метры.?

2. Почему стандартная ширина колеи примерно 1,5 метра?

Ответ на первый вопрос. Железные дороги в развитых странах (в т.ч. России) строились в середине 19 века под руководством английских инженеров, где до настоящего времени применяется т.н. дюймовая система мер длины - 1фут=304,8 мм= 12 дюймов;

1 дюйм=25,4 мм.

Ответ на второй вопрос. Первые мощеные камнем дороги были построены в Римской империи. По ним по Европе передвигались тяжелые боевые колесницы римлян. Со временем на этих дорогах появилась колея от колес, размер которой составил примерно 1372 мм. В дальнейшем повозки гужевого транспорта, ширина лежневых дорог (из бревен) строились шириной 1372 мм. При строительстве первого в мире паровоза (1814 г., Англия, Д. Стефенсон) первоначально был взят именно этот размер, но оказалось, что паровая машина паровоза выходит за габариты локомотива. Поэтому расстояние между колесами было увеличено и за основу был принят размер 1435 мм, который в 1825 году стал шириной колеи при строительстве первой ж.д., а в последующем – самой распространенной в мире шириной колеи (700 тыс. км).

На железных дорогах стран мира приняты следующие стандарты ширины колеи:

1) 1435 мм (4 фута, 8,5 дюйма) - «стефенсоновская» (европейская) колея – большинство стран Западной Европы, США, Канада, Китай – 700 тыс.км.

2) 1520 (1524 мм=5футов) – русская колея – Россия, страны СНГ, Финляндия, Монголия – 200 тыс. км;

3) 1676 мм (5 футов 6 дюймов) – индийская колея – Индия, Пакистан, Аргентина, Шри-Ланка, Бангладеш – 100 тыс. км;

4) 1668 мм – иберийская колея Испания, Португалия – 15 тыс. км;

5) 1600 (5футов,3 дюйма) – ирландская колея – Ирландия, Сев. Ирландия – 5 тыс. км;

6) 1067 мм (3 фута, 6дюймов) – капская колея – Япония, ЮАР, Австралия, Бразилия, остров Сахалин РФ – 110 тыс.км;

7) 1000 мм – метрическая колея – Вьетнам, Таиланд и др. 90 тыс. км;

8) 762,760,750 мм – узкая колея – используется во многих странах на промышленном транспорте.

Основные характеристики крупнейших национальных железнодорожных систем мира приведены в таблице 3.- эксплуатационная длина (протяженность), объем перевезенных грузов и грузооборот (работа).

Таблица 3.

Основные характеристики крупнейших национальных железнодорожных систем мира

№ пп Страна Эксплуат. длина, тыс. км Из них электрифицировано Перевезено грузов, млн. т в год Грузооборот, млрд. т-км в год
тыс. км %
1. США 230,0 1,07 0,9    
2. Россия 85,2        
3. Китай 72,0        
4. Индия 64,0 16,3 25,4    
5. Канада 58,0 0,2 0,3    
6. Германия 35,6 21,0      
7. Аргентина   0,37 1,1    
8. Франция 29,3 14,6      
9. Мексика 26,5 0,13 0,5    
10. Бразилия 22,1 0,83 3,8    
11. Украина 22,0 9,4 42,6    
12. Япония 20,1 12,2 61,0    
13. ЮАР 20,1 15,2 75,0    
14. Польша !9,6 12,0 61,0    

Выводы:

1. Практически по всем показателям мировыми лидерами являются три ведущие железнодорожные державы – США, Россия и Китай. Стремительными темпами эти страны догоняет Индия, которая уже сегодня является лидером по объему пассажирских перевозок..

2. На железных дорогах стран Северной и Южной Америки электрическая тяга (электровозы) почти не используется, в то же время большинство европейских стран (в т.ч. Россия) и ЮАР постоянно увеличивает долю электрифицированных железных дорог.

3. Самая маленькая протяженность национальных железных дорог – 270 км – в Люксембурге; самая большая – 230000 км – США (в 1917 г. в США было 417000 км ж.дорог).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: