Определение. В России рельсовые дороги называют железными, а транспорт такой системы – железнодорожным. На других языках аналогичное название: нем. Eisenbahn - железная дорога; англ. Railway - рельсовый путь и т.д. Таким образом, характерная особенность железнодорожного транспорта – наличие стальных (железных) рельсов.
Первая в мире железная дорога была построена в 1825 году в Англии инженером Джоржем Стефенсоном между городами Дарлингтон - Стоктон. В России первая ж.дорога общего пользования (магистральная) была построена в 1851 г. С-Петербург-Москва. Правда, в 1937г. в России была построена ж.дорога Петербург-Царское Село, но она использовалась, в основном, для нужд царской семьи, т.е. не являлась дорогой общего пользования.
Основные характеристики железных дорог:
1. Ширина колеи.
2. Протяженность.
3. Основные показатели перевозок за год: грузооборот. млрд. т-км, перевезено грузов в млн. т, средние вес поезда в т, дальность перевозки и другие.
4. Системные особенности транспорта:
- энергосбережение;
- экономичность:
- экологичность:
- безопасность;
- надежность:
- оборонное значение.
Ширина колеи. Измеряется между внутренними боковыми гранями рельсов. В России с 1970 года принята ширина колеи 1520 мм (русская колея). В период 1851-1970 гг. ширина колеи российских ж.д. была 1524 мм (5 футов). В европейских странах, США, многих странах Азии и Латинской Америки применяется т.н. стефенсоновская ширина колеи – 1435 мм (4 фута, 8,5 дюйма). В Японии, Австралии, ЮАР - т.н. капская колея – 1067 мм (3фута,6дюймов). Два вопроса:
1. Почему приняты такие странные размеры колеи - 1524,1435,1067 и т.д а не 1,5 или 1 метры.?
2. Почему стандартная ширина колеи примерно 1,5 метра?
Ответ на первый вопрос. Железные дороги в развитых странах (в т.ч. России) строились в середине 19 века под руководством английских инженеров, где до настоящего времени применяется т.н. дюймовая система мер длины - 1фут=304,8 мм= 12 дюймов;
1 дюйм=25,4 мм.
Ответ на второй вопрос. Первые мощеные камнем дороги были построены в Римской империи. По ним по Европе передвигались тяжелые боевые колесницы римлян. Со временем на этих дорогах появилась колея от колес, размер которой составил примерно 1372 мм. В дальнейшем повозки гужевого транспорта, ширина лежневых дорог (из бревен) строились шириной 1372 мм. При строительстве первого в мире паровоза (1814 г., Англия, Д. Стефенсон) первоначально был взят именно этот размер, но оказалось, что паровая машина паровоза выходит за габариты локомотива. Поэтому расстояние между колесами было увеличено и за основу был принят размер 1435 мм, который в 1825 году стал шириной колеи при строительстве первой ж.д., а в последующем – самой распространенной в мире шириной колеи (700 тыс. км).
На железных дорогах стран мира приняты следующие стандарты ширины колеи:
1) 1435 мм (4 фута, 8,5 дюйма) - «стефенсоновская» (европейская) колея – большинство стран Западной Европы, США, Канада, Китай – 700 тыс.км.
2) 1520 (1524 мм=5футов) – русская колея – Россия, страны СНГ, Финляндия, Монголия – 200 тыс. км;
3) 1676 мм (5 футов 6 дюймов) – индийская колея – Индия, Пакистан, Аргентина, Шри-Ланка, Бангладеш – 100 тыс. км;
4) 1668 мм – иберийская колея Испания, Португалия – 15 тыс. км;
5) 1600 (5футов,3 дюйма) – ирландская колея – Ирландия, Сев. Ирландия – 5 тыс. км;
6) 1067 мм (3 фута, 6дюймов) – капская колея – Япония, ЮАР, Австралия, Бразилия, остров Сахалин РФ – 110 тыс.км;
7) 1000 мм – метрическая колея – Вьетнам, Таиланд и др. 90 тыс. км;
8) 762,760,750 мм – узкая колея – используется во многих странах на промышленном транспорте.
Основные характеристики крупнейших национальных железнодорожных систем мира приведены в таблице 3.- эксплуатационная длина (протяженность), объем перевезенных грузов и грузооборот (работа).
Таблица 3.
Основные характеристики крупнейших национальных железнодорожных систем мира
№ пп | Страна | Эксплуат. длина, тыс. км | Из них электрифицировано | Перевезено грузов, млн. т в год | Грузооборот, млрд. т-км в год | |
тыс. км | % | |||||
1. | США | 230,0 | 1,07 | 0,9 | ||
2. | Россия | 85,2 | ||||
3. | Китай | 72,0 | ||||
4. | Индия | 64,0 | 16,3 | 25,4 | ||
5. | Канада | 58,0 | 0,2 | 0,3 | ||
6. | Германия | 35,6 | 21,0 | |||
7. | Аргентина | 0,37 | 1,1 | |||
8. | Франция | 29,3 | 14,6 | |||
9. | Мексика | 26,5 | 0,13 | 0,5 | ||
10. | Бразилия | 22,1 | 0,83 | 3,8 | ||
11. | Украина | 22,0 | 9,4 | 42,6 | ||
12. | Япония | 20,1 | 12,2 | 61,0 | ||
13. | ЮАР | 20,1 | 15,2 | 75,0 | ||
14. | Польша | !9,6 | 12,0 | 61,0 |
Выводы:
1. Практически по всем показателям мировыми лидерами являются три ведущие железнодорожные державы – США, Россия и Китай. Стремительными темпами эти страны догоняет Индия, которая уже сегодня является лидером по объему пассажирских перевозок..
2. На железных дорогах стран Северной и Южной Америки электрическая тяга (электровозы) почти не используется, в то же время большинство европейских стран (в т.ч. Россия) и ЮАР постоянно увеличивает долю электрифицированных железных дорог.
3. Самая маленькая протяженность национальных железных дорог – 270 км – в Люксембурге; самая большая – 230000 км – США (в 1917 г. в США было 417000 км ж.дорог).