Актуальные противоречия первого детства

Рассмотрим актуальные в первом детстве объективные, объективно-субъективные и субъективные противоречия.

1.1. Внешние (объективные) противоречия.

В различных этнических группах и в различные исторические эпохи меры дис­циплинарного воздействия сильно отличались. Периоды жестоких физических на­казаний сменялись периодами относительной мягкости в воспитании. Методы при­учения детей к дисциплине – установление общих правил, различных ограничений, их проведение в жизнь, социальный контроль и санкции – всё это меняется, как меняются и другие аспекты культуры.

В 50-е годы ХХ в. и в начале 60-х годов в литературе по воспитанию детей были частыми предостережения против строгих дисциплинарных мер, подавляющих волю детей. Родителей пугали тем, что они разрушают эмоциональный мир своих детей, делают детей тревожными, подавленными, невротичными. А в педагогической литературе 70-х и 80-х годов, напротив, говорилось, что детям необходим внешний социальный контроль, необходима последователь­ность родителей и твёрдость их требований – для того, чтобы дети могли чувствовать себя спокойно и уверенно. И в конце ХХ в. – в начале ХХI в. тенденция к бо­лее жёсткому родительскому контролю сохранялась.

Конечно, в руководствах по воспитанию детей также признаётся и их потребность в любви и одобрении (Perry, & Bussey, 1984). Напомню советы родителям, о которых уже шла речь на лекции о среде развития ребёнка.

1. Культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и взаимной поддержки. Привязанность, как всякое социальное поведение, нуждается в ответных чувствах. Счастливые дети обнаруживают бóльшую зрелость, у них лучше развит самоконтроль и просоциальное поведение.

2. Поддерживать желательное поведение, а не «застревать» на искоренении нежелательного. Подавать детям пример, поддерживать и вознаграждать просоциальное поведение: заботу о других, помощь, сочувствие и т. д.

3. Предъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении. Ясно давать понять детям, чего от них ждут, и быть последовательными.

4. Избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля над поведением детей. Использование таких действий формирует у детей аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере весьма неприятных черт: упрямства, жестокости, озлобленности...

5. Помогать ребёнку учиться владеть собой и развивать чувство контроля над обстоятельствами.

6. Использовать объяснение для того, чтобы помочь детям понимать правила поведения в обществе.

Родители должны выдержать соперничество со средствами массовой информации (особенно с телевидением, с Интернетом), чтобы оказывать воздействие на социальное развитие дошкольников.

Итак, объективными являются противоречия между естественностью, в общем, детских проявлений, с одной стороны, и социокультурной регламентированностью человеческой жизни – с другой стороны. Причём любая социокультурная среда противоречива. Поэтому ребёнок объективно буквально принуждается решать задачи (а) ориентироваться в наличных обстоятельствах и (б) выбирать подходящее поведение в каждой складывающейся жизненной ситуации.

1.2. Внешне-внутренние (объективно-субъективные) противоречия. Дети, конечно же, должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими. К тому же у них всегда должна быть возможность обсудить спорные вопросы с родителями и объяснить им причины своих поступков: это помогает детям развивать чувство ответственности за своё поведение. В конечном итоге, контроль ребёнка над собственным поведением будет зависеть от того, насколько он ориентируется в жизненных ситуациях. Так, одна из причин, по которым ребёнок отличается от своих братьев и сестёр, зак­лючается в том, что у него появляется потребность сформировать и упрочить свою собственную позицию (по Dreikurs, & Soltz (1964) – идентичность). Например, если старший ребёнок серьёзен и при­лежен, то младший может стать шумливым и непоседливым. Девочка, у которой три сестры и ни одного брата, может занять в семье особую позицию, используя маскулинные поведенческие формы и приобретая соответствующие черты.

Другая причина отличия от братьев и сестёр связана со своеобразием, в том числе – с уникальностью личного опы­та в противоположность общему для сибсов жизненному опыту. Да, дети из одной семьи участвуют в одних и тех же событиях, живут в одном и том же доме, у них общие родители. Но у каждого ребёнка появляется множе­ство сугубо личных переживаний, которые неведомы остальным. Роберт Пломин из Пенсильванского университета говорил по этому поводу, что членов одной семьи ДНК объединяет гораздо больше, чем общий жизненный опыт, и что значимые эффекты влияния среды спе­цифичны у каждого ребёнка. А я напомню общий закон существования любой отдельности как единства общего, особенного и единичного. И напомню частный закон – закон развития общественного человека, личности, уже как персоны, или частного лица: в общих социально-типичных условиях совместной жизни, но при особенном стечении обстоятельств в последовательности опять-таки особых жизненных ситуаций.

Какая-то часть личного опыта связана с порядком рождения. Например, первенец, по сравнению со своими братьями и сёстрами, может получить больше тепла и внимания. Другая же часть личного опыта бывает связана с болезнью, с изменениями рода занятий взрослых членов семьи и с изменением, в связи с этим, финансового положения семьи, с переменами в отноше­ниях со сверстниками в школе и т.д. А это уже не имеет никакого отношения к порядку рождения (Bower, 1991). В любом случае, перед каждым ребёнком в семье встает задача формирования персональной позиции и соответствующей этой позиции Я-концепции

Объективно-субъективные противоречия наиболее очевидны в отношениях ребёнка с ближайшим окружением. Здесь, прежде всего, усваиваются различные образцы поведения, и агрессивного, и ассертивного, и просоциального. Здесь интериоризуются (интернализуются) социальные правила, в том числе – правила перевода агрессивных тенденций в приемлемые формы. Здесь закладываются механизмы личностного (общественного) и личного (частного) развития человека.

1.2. Внутренние (субъективные) противоречия. Наиболее ситуативно определённы противоречия между испытываемым чувством и его отреагированием (выражением). В современных культурах накладываются ограничения на непосредственность в выражении и негативных, и позитивных чувств. Причём перечень негативных чувств обычно длиннее. В их числе называют гнев, страх, тревогу, ревность, разочарование, боль… В числе позитивных чувств называют интерес, радость, любовь… Именно в связи с разрешением противоречий между чувствами, прежде всего – негативными, и их отреагированием актуализируются механизмы психологической защиты. В их числе уход (избегание), идентификация (в значении «копирование привлекательных образцов»), проекция, замещение, отрицание (в крайних формах – вытеснение), регрессия и парадоксальное реагирование («реактивные образования»). Альтернативой для использования психологических защит становится формирование саморегуляции (Kopp, 1989).

Для дошкольника актуальны противоречия между привычными и новыми потребностями; прежде всего – между потребностями в зависимости от родителей и в автономии от них. Конструктивное разрешение их обеспечивается ситуативным осознанием происходящего, в частности, и развитием сознания, в общем, с его главным инструментом – речью.

Едва ли не самым глубоким и сильным («напрягающим») в психологическом плане является противоречие между стремлением к познанию мира и к овладению им, с одной стороны, и чувством вины за нарушение правил «правильного поведения», установленных родителями (взрослыми), – с другой стороны. Э. Эриксон обозначил это противоречие как «инициатива против чувства вины».

Конструктивное разрешение именно субъективных противоречий становится наибольшей движущей силой развития в первом (дошкольном) детстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: