double arrow

Конфликт. Понятие, определение, виды

1

Курсовая работа

По теме: « конфликт и его роль в менеджменте»

Подготовил студент

3 курса группы 306 ОРГ

Гетта Владимир

Преподаватель Шарко Н.А

Содержание

Введение

1. Конфликт, как социальная взаимосвязь личностей во внутренней среде предприятия общественного питания.

1.1 Конфликт. Понятие, определение, виды.

1.2 Роль конфликта.

1.3 Природа возникновения и последствия конфликта.

1.4 Способы и методы решения конфликтных ситуаций.

1.5 Межличностный трансакционный анализ, как способ избежания конфликта.

2. Сложность и роль возникновения и устранения конфликтных ситуаций в организации общественного питания.

2.1

Введение

Конфликт, как «постоянный фактор человеческой истории» лежит в основе развития мира. История любого общества – это, в том числе, и история конфликтов, сопровождающихся психологическими стрессами, материальными, культурными, человеческими потерями. Недаром Бертран Рассел писал: «Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было бы избежать». В прошлом, как и в настоящем, столкновение интересов неизбежно.

В психологии конфликт определяется как отсутствие согласия между сторонами – отдельными личностями или группами лиц, противоборство между субъектами, которые руководствуются противоположными мотивами: идеалами, убеждениями, целями, интересами, потребностями или суждениями.

Конфликт, как социальная взаимосвязь личностей во внутренней среде предприятия общественного питания

Конфликт. Понятие, определение, виды.

Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов людей. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах либо несовпадение интересов, желаний партнеров.

В структуре конфликта выделяют:

  • объект (предмет спора);
  • субъекты (отдельные индивиды, группы, организации);
  • условия протекания конфликта;
  • масштаб конфликта (межличностный, локальный, региональный, глобальный);
  • стратегии и тактики поведения сторон;
  • исходы конфликтной ситуации (последствия, результаты, их осознание).

Всякий реальный конфликт представляет собой сложный динамический процесс, включающий следующие основные стадии:

Конфликты могут возникать в связи с противоречиями: поиска, когда сталкиваются новаторство и консерватизм; групповых интересов, когда люди отстаивают интересы только своей группы, коллектива при игнорировании общих интересов; связанными с личными, эгоистичными побуждениями, когда корысть подавляет все другие мотивы. Конфликт (межличностный) возникает, когда одна сторона начинает действовать, ущемляя интересы другой. Если другая сторона отвечает тем же, то конфликт может развиваться как неконструктивный или конструктивный.

Конструктивный конфликт - конфликт, позитивно влияющий на структуру, динамику и результативность социально-психологического процесса и служащий источником самосовершенствования личности; конфликт, в котором конструктивные функции преобладают над неконструктивными. Т.к имеет место в случае: разрешения его цивилизованными способами; торжества справедливости в результате разрешения конфликта; победы правой стороны.

Неконструктивный конфликт напротив, направлен внутрь коллектива . В их основе лежит борьба за ресурсы и власть. Это междоусобные войны, которые выматывают организацию общественного питания, не привнося в нее ничего нового и ценного.

В социальной психологии в качестве составных элементов конфликта выделяется объективная конфликтная ситуация, с одной стороны, и ее образы у участников разногласий — с другой. В связи с этим американский психолог М. Дойч предложил рассматривать следующие виды конфликтов:

1. Подлинный конфликт, существующий объективно и воспринимаемый адекватно.

2. Случайный, или условный, конфликт, который легко может быть разрешен, хотя это и не осознается его участниками.

3. Смещенный конфликт — когда за «явным» конфликтом скрывается нечто совсем другое.

4. Неверно приписанный конфликт — когда, например, гость ругается с администрацией ресторана из-за плохого обслуживания и вспоминает, что ему не осуществили скидку, которая давным-давно не действует.

5. Латентный (скрытый) конфликт. Базируется на неосознаваемом противоречии участников, которое, тем не менее, объективно существует.

6. Ложный конфликт, существующий только из-за восприятия участников, без объективных причин.

Подлинные причины конфликта трудно обнаружить из-за различных психологических моментов. Во-первых, в любом конфликте рациональное начало, как правило, скрыто за эмоциями. Во-вторых, подлинные причины конфликта могут быть надежно скрыты и психологически защищены в глубине подсознания и проявляться на поверхности только в виде приемлемых для концепции мотивировок.

Существует два аспекта межличностных конфликтов:

- когнитивный (как мы их видим и понимаем);

- аффективный (как мы к ним относимся);

Когнитивный (от лат. cognitio – знание, познание) – развитие противоречий когнитивных структур, (знаний, взглядов, точек зрения, мнений) субъектов взаимодействия. При таком подходе формами конфликта являются спор, дискуссия, диспут, обсуждение проблемы, где высказываются различные теории. Когнитивный конфликт является необходимым элементом оптимального развертывания коллективной творческой деятельности в ситуации группового обсуждения. Выполняет функцию столкновения различных представлений об объекте совместной деятельности. Трансформация когнитивного конфликта в межличностный конфликт является причиной разрушения коллективного творческого процесса в связи с формированием у его участников негативных межличностных взаимоотношений. Одним из механизмов превращения когнитивного конфликта в межличностный является феномен неадекватного восприятия межличностного конфликта, возникающего в процессе общения.

Аффективный (эмоциональный) конфликт столкновение, разногласие между людьми, вызванное личностным восприятием происходящего, чувственной реакцией на поведение окружающих, расхождением взглядов. Любой конфликт сопровождается эмоциональной подпиткой. Потому что если хотя бы одной из сторон безразлично, чем он кончится, конфликта никакого не будет. С другой стороны, бывает так, что за эмоциональным выхлопом реального повода для конфликта не просматривается. Тогда говорят о мнимом конфликте, или конфликте беспредметном. Суть его в том, что разные люди по-разному выражают свое мнение, и часто склонны не замечать, что говорят об одном и том же.

А так же отметим и такие классификации по Т.А Здравомыслову:

  • Междиндивидуальные конфликты
  • Межгрупповые конфликты и их типы:
    • группы интересов
    • группы этнонационального характера
    • группы, объединенные общностью положения;
  • конфликты между ассоциациями
  • внутри и межинституциональные конфликты
  • конфликты между государственными образованиями
  • конфликты между культурами или типами культур

Согласно мнению психолога Р. Дарендорфу, который дает одну из наиболее широких классификаций конфликтов:

  • По источникам возникновения (конфликты интересов, ценностей, идентификации).
  • По социальным последствиям (успешные, безуспешные, созидательные или конструктивные, разрушительные или деструктивные).
  • По масштабности (локальные, региональные, межгосударственные, глобальные, микро-, макро-, и мегаконфликты).
  • По формам борьбы (мирные и немирные).
  • По особенностям условий происхождения (эндогенные и эксогенные).
  • По отношению субъектов к конфликту (подлинный, случайный, ложный, латентный).
  • По использованной сторонами тактики (сражение, игра, дебаты).

Виды конфликтов по отношению к отдельному субъекту:

  • внутренние (личностные конфликты);
  • внешние (межличностные, между личностью и группой, межгрупповые).

В психологии принято также выделять: мотивационные, когнитивные, ролевые и пр. конфликты.

К. Левин относит мотивационные конфликты (мало кто удовлетворен работой, многие не верят в себя, испытывают стрессы, перегрузки на работе) в большей мере, к внутриличностным конфликтам. Л. Берковиц, М. Дойч, Д. Майерс описывают мотивационные конфликты как групповые. Когнитивные конфликты также в литературе описаны как с позиций внутриличностных, так и межгрупповых конфликтов.

Ролевые конфликты (проблема выбора одного из нескольких возможных и желаемых вариантов): внутриличностные, межличностные и межгрупповые чаще всего пробудут в деятельностной сфере. Но чаще всего в психологической литературе описываются три вида конфликтов: на внутриличностном уровне, на межличностным и межгрупповом.

Ф. Лютенс выделяет 3 типа внутриличностных конфликтов: конфликт ролей; конфликт, вызванный фрустрацией, конфликт целей.

Межгрупповые конфликт — ??? традиционные конфликты интересов групп в производственной сфере.

Межгрупповые конфликты порождаются чаще всего борьбой за ограниченные ресурсы или сферы влияния в рамках организации, к????ая состоит из множества формальных и неформальных групп, имеющих совершенно различные интересы. Такое противостояние имеет разные основы. К примеру, профессионально-производственная (конструкторы- производственники-финансисты), социальная (рабочие-служащие — руководство) или эмоционально-поведенческие ("лентяи" — "работяги").

Но самыми многочисленными будут межличностные конфликты. В организациях они пробудет по-разному чаще всего в виде борьбы руководства за всегда ограниченные ресурсы. 75-80% межличностных конфликтов порождается столкновением материальных интересов отдельных субъектов, хотя внешне ??? пробудет как несовпадение характеров, личных взглядов или моральных ценностей. Это коммуникационные конфликты. Аналогичными будут конфликты между личностью и группой. К примеру, столкновение руководителя с единым фронтом подчиненных, к????ым не по нраву дисциплинарные меры начальника, направленные на дисциплинарных взысканий.

1.2 Роль конфликта

Один из взглядов на конфликт заключается в том, что его можно предотвратить. Принято считать, что конфликта можно избежать, предоставив сотрудникам возможность изменить свои взаимоотношения с целью более тесного сотрудничества. Кроме того, предотвращению конфликта будет способствовать разработка и реализация руководством планом и процедур, направленных на достижение общих для всех членов организации целей. Этот взгляд оправдан, так как некоторые конфликты действительно можно предотвратить.

Вторая точка зрения заключается в том, что конфликт неизбежен и не существует никакого способа его полного устранения. Во многих случаях это соответствует действительности. Если конфликт является неразрешимым, то попытка предотвратить его может привести к более удручающим результатам, чем сам конфликт. Считается, что в данном случае лучше всего принять фактор неразрешимости определённых конфликтов как данность. Впоследствии можно предпринять действия для их предотвращения. Сотрудников необходимо обучить правильно, воспринимать и разрешать различные конфликтные ситуации до того, как они выйдут из-под контроля. При данных условиях конфликт можно контролировать и эффективно им управлять.

конфликт стратегия

Третья точка зрения заключается в том, что некоторый уровень конфликта может быть полезен для организации. Положительное влияние на компанию оказывают, например, рациональные конфликты.

При оптимальном уровне конфликта каждый сотрудник или подразделение прилагают максимум усилий для достижения общих целей. Ведётся активная работа по повышению качества и внедрению инноваций, которые могут существенно улучшить показатели увеличить конкурентоспособность её продукции. Служащие заинтересованы в результатах своего труда, следствием чего является отсутствие морального дискомфорта. Развиваются различные формы взаимодействия, которые могут привести к качественно новым формам организации труда.

Слишком высокий уровень конфликта угрожает эффективности работы компании. Если индивидуумы или целые группы не согласны по многим вопросам или отказываются принимать во внимание интересы других людей, инновационные разработки могут никогда не воплотиться в жизнь, -заказчики будут потеряны, цели компании не будут достигнуты. Организация может столкнуться со значительными проблемами, если конфликтные ситуации не способствуют взаимодействию или если персонал поглощён взаимными неурядицами. При очень высоком уровне конфликта возникший вследствие этого хаос может угрожать существованию организации.

Практическое отсутствие конфликта также представляет угрозу для эффективной работы компании. Нет борьбы идей и мнений, нет конструктивного сотрудничества, сотрудники компании игнорируют мнение друг друга. Внедрение каких- либо новшеств или проведение модернизации и других изменений может быть сильно затруднено, что ,в свою очередь, негативно повлияет на возможность компании адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды. В случае, если низкий уровень конфликта продолжает сохраняться, под угрозу ставится само существование и выживание организации.

Ряд исследователей считает, что рациональные конфликты должны поощряться, а иррациональные – устраняться. Однако на практике многие менеджеры стремятся исключить все типы конфликтов. Это объясняется тем, что негативное отношение к конфликту закрепляется с детских лет (дома, в школе, в церкви). Кроме того, деятельность менеджеров часто оценивается и вознаграждается по тому, насколько бесконфликтны их зоны деятельности. Негативное отношение к конфликту становится частью организационной культуры.

Стратегия преодоления конфликтов на современных предприятиях

Эффективное стратегическое управление (преодоление) конфликтами включает несколько этапов, которые могут проявляться как по - отдельности, так и в сочетании:

1. Прогнозирование – направлено на выявление причин возникновения конфликтов и потенциальной возможности его развития. Изучаются условия взаимодействия и индивидуальных психологических особенностей: стиль руководства, типы лидерства, уровень конфликтности. Для точного и своевременного прогнозирования необходимо постоянно анализировать причины возникновения конфликтов.

2. Предупреждение – направлено на предотвращение возникновения конфликт. Оно основывается на результатах прогнозирования. Если конфликт возникает и выявлены причины его возможного, возникновения, предпринимают действия, нейтрализующие его причины. Так же возможна примитивная форма, выраженная в комплексе мероприятий, направленных на эффективное управление социальной системы в целом. Для этого обычно используют:

- постоянную заботу об удовлетворении нужды сотрудников

- их подбор и расстановка с учётом их социально – психологических особенностей;

- применение принципа социальной справедливости;

- обучение сотрудников навыкам эффективного общения и формирования корпоративной культуры.

3.Стимулирование – противоположное действие – направлено на провокацию конфликтов. Оно оправдано, когда результат конфликта – эффективное решение проблемы.

Способы стимулирования конфликтов:

-вынести проблему на общее совещание компетентных специалистов;

-создать условия для развития конфликта на собрании коллектива;

-выступить с критическим материалом в СМИ;

-пригласить консультанта и провести тренинг для выяснения причин конфликта;

-раскритиковать сложившуюся ситуацию на собрании;

Необходимо помнить, что при стимулировании конфликта, основную ответственность за него лежит на менеджере, исключая способ, когда приглашают специальных консультантов.

4.Регулирование – связано с ограничением и ослаблением конфликта, направление его развития в сторону завершения. Это сложный процесс, в котором выделяют три основных этапа:

- признание факта существования конфликта;

- установление и принятие норм конфликтного поведения;

-создание органов (рабочих групп) по регулированию конфликта взаимодействия.

В процессе регулирования конфликта могут осуществляться следующие мероприятия:

-контроль над распространением информации о конфликте для ликвидации информационного дефицита;

- исключение из информации о конфликте неподверженных слухов;

- снижение социально-психологической напряжённости, работа с неформальными лидерами;

-изменение условий взаимодействия сотрудников, использование методов поощрения и наказания и решение кадровых вопросов.

5. Разрешение – заключительный этап, при котором необходимы следующие условия:

- потребность участников в завершении конфликта;

- достаточное количество ресурсов и средств;

- необходимая степень зрелости конфликта.

Обычно разрешение конфликта осуществляется формальными и неформальными способами

Формальные : обращение в суд, увольнение, перевод, административные решения.

Неформальные : беседа, просьба, убеждение, разъяснение.

Заключение

Конфликт, порождая споры, проверяет и весь коллектив, и каждого служащего в отдельности, и может существенно помочь и в процессе разбора проблемы, и выработке решения. Служащие и менеджеры должны управлять им, делая максимально полезным. Если же они избегают обсуждения своих трудностей и опасений, они не могут понять ни реального состояния, ни путей развития, ни извлечь уроков для себя и для других.

Если же умело управлять конфликтом, он укрепляет и коллектив, и организацию в целом.

Субъективные по природе конфликты в управленческом коллективе непосредственно порождаются противоречиями между конвенциональными ролями, которые призваны играть руководители и исполнители, каждый член организации, и отклонениями от них, выражающимися в нарушении установленных норм, невыполнении положенных обязанностей и нереализации прав. Источники таких противоречий кроются в сфере социальной психологии личности и группы.

Вообще взаимодействия в группе не могут быть абсолютно гармоничными, потому что не может быть абсолютного единства взглядов и интересов, увлечений и ценностей, характеров и образования. Возможность и вероятность конфликтов заложена в существе человека. И это нельзя оценивать отрицательно. Надо умет решать конфликты.

Существуют различные виды поведения в конфликте. Это очень важно учитывать менеджеру, деятельность которого часто связана с возникновением конфликтных ситуаций. Пожалуй, нет ни одного менеджера, который мог бы управлять бесконфликтно. Успех в деятельности менеджера заключается в умении разрешать конфликты, или обходить их, или инициировать для обеспечения инноваций и обновления.

Эффективность поведения менеджера в конфликтной ситуации определяется его ориентацией на сотрудничество, способностью к компромиссам конструктивного типа, ясностью целей своей деятельности и социальной позиции, открытостью и тактичностью.

Понятие конфликта, его сущность

Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. И потому даже самая последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в условиях конфликтов.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Из формулы наглядно видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, то есть, ни одно из них не является следствием или проявлением другого.

Разрешить конфликт – значит: устранить конфликтную ситуацию; исчерпать инцидент.

Практика показывает, что в жизни много случаев, когда конфликтную ситуацию устранить невозможно по объективным причинам. Из формулы конфликта следует: чтобы избежать конфликта, следует проявлять максимальную осторожность, не создавать инцидента.

Пути разрешения конфликтов:

1. сила – используя агрессивный метод ведения борьбы в конфликте, что бы задавить соперника напором. Плох в том, что есть возможность наткнуться на соперника сильнее и последствия будут тяжелее, возможна драка, месть и т.д

2. власть – использование статус своего высокого положения перед соперником статусом или должностью ниже.

3. Убеждение -

1.4 Способы и методы решения конфликтных ситуаций.

1

Сейчас читают про: