Рынок — это сложное и многостороннее экономическое явление, соединение спроса и предложения, форма общественно-экономических связей между предпринимателями и потребителями, основанных на взаимной купле-продаже товаров (работ, услуг).
Современный рынок представляет собой организованную и относительно сбалансированную систему, обеспечивающую предпринимателям свободу при выборе способов производства и продажи различных видов и объемов товаров (работ, услуг), а всем потребителям гарантирует независимость при их приобретении.
Свободного рынка ни в одной стране нет, так как нет для него определенных экономических условий, а действует конкурентный рынок при наличии различных форм собственности, но преобладающей является негосударственная собственность при существовании развитой рыночной инфраструктуры, включающей три основных элемента — рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, финансовый рынок и соответствующие им развитые системы рыночных институтов.
Развитой конкурентный рынок характеризуется сложными структурой и системой соответствующих институтов (бирж, коммерческих банков, аудиторских организаций, страховых компаний, рекламных компаний, ассоциаций (союзов) предпринимателей и др.).
Современный рынок классифицируется по различим категориям:
а) по экономическому назначению объектов рыночных отношений — рынок потребительских товаров и услуг; рынок средств производства; рынок промежуточных товаров; рынок ноу-хау; сырьевой рынок; рынок труда; рынок ценных бумаг; рынок вторсырья; рынок информационных технологий и др.;
б) по географическому положению — местный, региональный, национальный, мировой;
в) по степени ограничения конкуренции — монополистский, олигополистический, монопсонический, сводный, смешанный;
г) по отраслям — автомобильный, компьютерный, нетяной, газовый и др.;
д) по характеру продаж — оптовый, розничный. Разумеется, любая классификация рынка носит ограниченный характер, каждая из них имеет существенное значение для понимания необходимости изменения функций государства и развития предпринимательства в различных организационно-правовых формах и сферах функционирования.
Рынок имеет по сравнению с командно-административной экономикой значительные преимущества: 1) посредством рынка осуществляется эффективное распределение всех видов ресурсов; 2) рынок функционирует при наличии относительно ограниченной экономической информации; 3) высокая гибкость, адаптивность к изменяющимся условиям производства и потребления; 4) участниками рынка оптимально используются результаты научно-технического прогресса; 5) предприниматель и потребители обладают свободой выбора и действий; 6) рынок обеспечивает удовлетворение самых разных потребностей. В то же время рынок имеет и негативные стороны. Исходя из зарубежного опыта, можно выделить следующие недостатки рынка:
1) рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;
2) рынок не имеет действенной экономической защиты окружающей среды; только государство может заставить предпринимателей вкладывать средства в создание экологически чистых производств;
3) рынок не может регулировать правильное использование ресурсов, принадлежащих всему государству (обществу);
4) рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования;
5) рынок не гарантирует право всех граждан на труд и доходы;
6) рынок не обеспечивает развитие фундаментальных исследований в науке;
7) рынок не ориентирован на производство социально необходимых товаров, а направлен на удовлетворение в основном запросов тех лиц, которые имеют большие деньги;
8) рынок подвержен нестабильному развитию в связи с инфляционными процессами.
Важнейшим обязательным признаком рынка выступает его конкурентный характер. Конкуренция — это механизм функционирования предпринимателей, которые конкурируют между собой, а также с покупателями.
'