Принципы потребительского поведения

Каждый потребитель, опираясь на свой доход, стремится приобрести различные товары в таких количествах и пропорциях, которые принесли бы ему максимальное удовлетворение от их использования. Такое поведение потребителя на рынке называется рациональным.

Потребительское поведение можно рассматривать не только с позиции частного лица. Каждая фирма, производящая определенное благо, также выступает как потребитель. Отсюда формируется потребительское поведение фирмы. Чем больше прибыль, тем больше получает удовлетворения производитель.

Полезность — субъективное удовольствие, удовлетворение, пользу от потребления продукта. Полезность не имеет математического выражения, она абстрактна, но ощутима. Каждая дополнительная единица потребляемого блага увеличивает его полезность.

Предельная полезность (МU) — дополнительная полезность, которую извлекает потребитель из каждой дополнительной единицы блага, или это приращение общей полезности при увеличении объема потребляемого блага на одну единицу.

Теория предельной полезности опирается на следующие основные положения:

• полезность, которую приносит каждая, последующая единица данного товара, меньше полезности предыдущей единицы товара.

• потребитель стремится получить максимальное удовлетворение, или полезность, используя свой ограниченный доход.

Разберем первую особенность. Она находит отражение в законе убывающей предельной полезности, который гласит: по мере потребления все новых единиц одного и того же товара, растет общая полезность, получаемая индивидуумом, но при этом она возрастает все более медленными темпами вследствие того, что предельная полезность данного товара (или добавочная стоимость, приносимая последней единицей) имеет тенденцию к сокращению.

Рассмотрим этот закон с помощью таблицы 5.3 и графиков 5.6 и 5.7.

Таблица 5.3

Количество потребленного товара Q Общая полезность - это сумма предельных полезностей потребленных благ, ТU Предельная полезность, MU
     

Рисунок 5.6 – Кривая общей полезности

Убывающая предельная полезность помогает объяснить закон убывающего спроса. Дело в том, что линия спроса совпадает с кривой предельной полезности. С увеличением количества предлагаемого товара цены па каждую единицу падают. Это объясняется тем, что каждая добавляемая порция товара удовлетворяет все менее настоятельную потреб­ность и ценится меньше, чем предыдущие.

Рисунок 5.7 – Кривая предельной полезности

Функция полезности — обратно пропорциональная зави­симость между полезностью и количеством потребляемого блага.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: