Субъективное и объективное.
ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
Лекция 2: ПРЕДМЕТ И ФОРМЫ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.
ТРИ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ В РАЗВИТИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
1. Мифология – гармонизация личности, общества и природы на основе опыта. В общественном сознании закрепляются нормы хозяйствования, охотничьей и военной деятельности, брака и т.д.
2. Религия – вера в существование такого начала, которое находится за чертой естественного и недоступно пониманию человека, т.е. существуют две действительности: для их баланса необходимы заклинания, молитвы, жертвы, создается культ, в основе которого лежит магия.
3. Философия – более абстрактные построения, они сопровождались переходом от многобожия к единому богу, что было связано с установлением государства.
Философское мировоззрение – это прежде всего замена мнения, т.е. общественных взглядов и отношений, основанных на тысячелетних устоях и традициях, на знания, т.е. на представлении о подлинной сущности вещей и процессов, протекающих в мире.
|
|
Бытие является основным предметом философского знания, изменяются условия, т.е. основа жизни, изменяется и система взглядов на мир. Возникает необходимость нового практического осмысления реальности, выработки понятий, а это под силу лишь индивидуальному человеческому познанию. Но человек живет в обществе, поэтому возникает необходимость договориться о понятиях.
Понятия – это мысли, отражающие в обобщенной форме предметы и явления действительности и существенные связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаках, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними.
Происходит переход от индивидуальных одушевленных предметов к выделению их внутреннего единства. Появляется знание как способ освоения действительности. Происходит процесс фиксации идей в форме понятий, а наиболее общие формы – это категории.
Субъективное. Субъект – это носитель предметно-практической деятельности и познания (тот, кто познает).
Объективное. Объект – некоторая часть реальности, которая находится во взаимодействии с субъектом (то, что познают).
Во взаимоотношениях субъекта и объекта происходит то, что мы называем процессом познания.
Идеализм:
- Субъективный. «Существует только «я» и мое сознание, оно порождает окружающий мир. Явления мира – это комплексы наших ощущений» (Беркли, Юм, Кант);
- Объективный. «Первичной была идея, из нее все произошло, в том числе и эволюционным путем» (Гегель).
Материализм. Материя была всегда, на определенном этапе развития у высокоорганизованной материи появляется способность чувствовать и мыслить, т.е. идеальная.
|
|
- Вульгарный. «Сознание материально, идеальное не существует, мозг продуцирует мысль, как печень желчь» (Фохт, Миллишот);
- Механический. «Человек – просвещенная машина: сознание – рефлекс» (Ламетри, Гольбах);
- Антропологический. «Человек – это часть природы» (Фейербах);
- Диалектический. «Сознание – это свойство материи, идеальное отражение мира. Человек – биосоциален» (К.Маркс).
Дуализм. Существуют два явления мира: материальное и идеальное. Каждое имеет свои законы, они соприкасаются, но не зависят друг от друга.
При исследовании мира существует два основных подхода:
- метафизический. Не отрицая развития в природе и обществе, заостряет внимание на какой-то одной стороне вопроса;
- диалектический. Мир рассматривается в развитии и взаимосвязи. Одно из основных положений: «Все течет, все изменяется, а исследование должно быть всеобъемлюще и многогранно».
Герменевтика – искусство и теория толкования текстов; искусство понимания письменно фиксируемых жизненных проявлений.
Все в этом мире постигается при помощи разума (рационализации), при помощи опыта (эмпиризм), при помощи чувств (сенсуализм).
Структура философского знания:
- онтология – учение о бытии как таковом;
- гносеология – теория познания, исследует проблемы природы познания, его возможностей и отношения знания к реальности;
- аксиология – теория ценностей. Что есть благо?
- философская антропология – учение о человеке, его природе и сущности;
- социальная философия – наука об обществе и взаимоотношениях человека и общества;
- логика – учение о формах правильного мышления;
- этика – учение о морали, нравственности, правилах поведения;
- эстетика – учение о прекрасном в разных его проявлениях.