Лекция 3:ДРЕВНИЙ ВОСТОК – КОЛЫБЕЛЬ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ
Эпоха | Предмет изучения | Основная идея |
1. Античность (Фалес, Гераклит, Демокрит) | микро- и макро- космос | Гармония между человеком и космосом |
2. Средневековье (Св.Августин, Фома Аквинский) | Взаимоотношение: человек - Бог | Теологическая идея мира человека рассматривается через Бога |
3. Возрождение и Просвещение (Локк, Вольтер, Руссо) | Человек и общество | Гуманизм. Человек – как гармония души и тела |
4. Новое время (Бэкон, Декарт, Спиноза) | Человек и природа | Естественно-научное освоение мира |
5. Немецкая классическая философия (Кант, Гегель, Фейербах) | Творческий субъект и его деятельность | Творческая субъективность |
6. Не классическая философия (Ницше, Фрейд) | Субъективно-объективный фактор | Идея свободы |
Мысль находится в постоянном движении и из одной социальной среды в другую возможно проникновение философской информации, но не убеждений, т.к. каждая из эпох имеет свой опыт – эмпирию, но этот опыт не является экспериментом одного ученого, на основании которого будет сделан вывод в науке. Он гораздо шире. Это умение обобщать всю информацию, существующую на данный момент. Но это не только наука, ибо в античности наука только зарождалась.
|
|
Философия исследует общую логику, законы движения этой и предыдущих форм реальности. А высшая реальность – это человек и мир гала – социальный и духовный. Постигая его диалектически, философия как человекознание становится методологическим орудием познания, освоения и постижения вселенной.
Основные функции философии:
1. Мировоззренческая разрабатывает систему наиболее общих взглядов на мир и человека.
2. Методологическая ориентирует научный прогресс и одновременно использует достижения для собственного развития.
3. Гносиологическая разрабатывает теорию познания и прививает навыки творческого мышления.
Эта религия развивалась в русле философских школ и называлась даршанами. Основная задача была: найти путь к спасению через освобождение индивидуальной души от земной оболочки и слиянием с верховным абсолютом Брахмой. Основа учения записана в священной книге индуизма – Веды. Четвертая книга носила название Упанишады (сидеть возле ног учителя).
В индийской триаде есть боги: Брахма, Вишну, Шива.
Вишну – богохранитель и творческая космическая энергия. Он имеет 10 различных воплощений.
7-е воплощение – Рама (жена Сита) – они являются не только воплощением Вишну, но и несут в себе все человеческие духовные качества, известные во вселенной.
8-е воплощение – Кришна. От человека требуется полное подчинение и посвящение богу, а также терпение и самоотречение.
|
|
10-е воплощение – Вишну явится на небесах на белом коне, чтобы истребить злых и установить на земле праведность.
Шива – имеет всего одно воплощение, зато многолик. Это творец и разрушитель, аскет и бог плодородия, безумный танцор и йог, со «вставшими копной волосами». Он символизирует вечный ритм жизни и смерти во Вселенной. Изображение Шивы в виде 4-х рукого танцора символизирует проявление творческой и разрушительной вселенской энергии бога.
Основой учения индуизма является вера в перевоплощение души – Сансара. Душа вечна.
Карма – закон неизбежного морального воздаяния и возмездия. Этот закон действует автоматически – суда нет. Есть только движение вперед или возвращение назад.
Высшая цель – достижение нирваны, для этого человек проходит долгую цепь перевоплощений.
Кастовый строй (система).
Брахманы (жрецы или философы).
Кшатрии (правители и воины).
Вайшьи (купцы, земледельцы).
Шудры (слуги).
Неприкасаемые (нарушители, родившиеся не там).
К спасению души ведут 3 пути:
1. Путь дел (исполнение ритуалов, посещение церемоний).
2. Путь знания (освобождение разума от представления себя отличной от высшего божества личностью). Для того, чтобы разум вернуть к полному прозрению, используется йога.
3. Путь посвящения (в поклонении и любви к тому богу, которого индуист избирает для почитания).