Классификация городских дорог и площадей
Городские площади – можно подразделить на общественные и транспортные. Общественные площади являются центром общественной жизни населения города, где сосредотачиваются основные административные центры, зрелищные предприятия, торговые и прочие общественные здания. Транспортные площади предназначены для развязки движения сложных транспортных потоков. Соединение на одной площади общественных и транспортных функций нежелательно, которое иногда возникает (вокзальные площади).
В планировочной структуре города большое значение имеет решение устройства дорожной сети. В России существует определенная классификация этих дорог.
Городские скоростные дороги – предназначены для движения мощных потоков автомобильного транспорта с большой скоростью. Скоростные дороги по возможности строят прямыми, с кривыми радиусами не менее 600м. Все пересечения на данных дорогах должны быть устроены в разных уровнях с интервалами между ними не менее 1500 м. Между направлениями проезжих частей создают разделительные полосы. Скоростные дороги не должны пересекать жилые дороги.
|
|
Магистральные улицы общегородского значения являются улицами:
а) непрерывного движения, прокладываемые для связи между жилыми и промышленными районами, а также с общественными центрами с пересечениями в разных уровнях
б) регулируемого движения с пересечениями в одном уровне
1 – расстояние от застройки до красной линии
2 – тротуар
3 – разделительная полоса между тротуаром и местным проездом
4 – местный проезд
5 – защитное озеленение
6 – проезжая часть
7 - центральная разделительная полоса
Магистральные улицы районного значения - предназначены для связи в пределах жилого района и с магистральными улицами общегородского значения с устройством пересечения в одном уровне.
Жилые улицы – обеспечивают транспортную и пешеходную связь (без общественного транспорта) в пределах микрорайона и жилого района, а также с магистральными улицами районного значения.
Пешеходные улицы – в границах микрорайона и жилого района служат для связи между группами жилых домов, общественными учреждениями, местами отдыха
В связи с постоянным ростом численности автотранспорта в нашей стране, возникает необходимость в строительстве широкой сети современных городских дорог с твердыми покрытиями, главным образом из асфальтобетона и цементобетона.
От качественного состояния городских дорог в значительной степени зависят работа грузового и пассажирского автомобильного транспорта, а также стоимость перевозок. Состояние городских дорог также влияет на безопасность.
|
|
Конструктивные элементы одежды городских дорог составляют наиболее дорогую и ответственную часть общей конструкции дороги.
Дорожная одежда – многослойная конструкция, воспринимающая нагрузку от транспортных средств и передающая её на грунтовое основание или на подстилающий грунт.
Земляное полотно – дорожное сооружение, служащее основанием для размещения конструктивных слоёв дорожной одежды и других элементов дороги. Возводится из местных или привозных грунтов с обеспечением устойчивости самого з/п, его обочин, откосов и естественных подстилающих грунтов.
Канава боковая (кювет) – канава проходящая вдоль з/п для сбора и отвода с поверхностных вод, стекающих с проезжей части и окружающей местности с поперечным сечением лоткового, треугольного или трапецеидального типа.
Типовых конструкций дорожных одежд существует большое множество, при выборе которых следует учитывать транспортно-эксплуатационные, местные грунтово-гидрологические условия, экономическую целесообразность.
Конструкции дорожных одежд из а/б (м/з а/б, к/з а/б, щебень, песок).
Схема конструкции д.о. из ц/б (монолитный ц/б или сборные ж/б плиты, прокладка, песок).
Технология и организация строительства городских улиц и дорог имеет ряд специфических особенностей, основными из которых являются:
1) стеснённость объектов строительства существующей застройкой;
2) неравномерность распределения объемов работ по длине улиц;
3) наличие большого количества подземных коммуникаций;
4) необходимость ведения работ в условиях интенсивного движения транспорта и пешеходов;
5) невозможность организации складов для хранения материалов, деталей и конструкций;
6) сезонность работ и др.
Поэтому основными принципами организации этих работ стали:
комплексное выполнение всех работ, как дорожных, так и по инженерному оборудованию и благоустройству улиц;
комплексная механизация всех строительных процессов и применение поточно-скоростных методов работы.
По своему характеру дорожные и путевые работы делятся на заготовительные, транспортные и строительные.
К заготовительным и транспортным работам относятся заготовка, переработка и транспортировка материалов - это добыча и дробление камня, заготовка и обогащение гравия и песка, приготовление асфальтобетонных и цементно-бетонных смесей, изготовление сборных конструкций и деталей.
К строительным работам относят земляные работы, устройство оснований и покрытий, прокладку коммуникаций, возведение искусственных сооружений, путевые и другие работы.
Одним из наиболее эффективных способов организации работ является поточный метод строительства при комплексной механизации всех работ. При поточном методе все работы выполняются непрерывно с одинаковой скоростью и в следующей последовательности:
• подготовительные работы, включая работы по полному или частичному закрытию движения транспорта и пешеходов; устройству ограждений и временных проездов; сносу строений, пересадке деревьев, прокладке подземных сооружений;
строительство подземных инженерных сетей, включая земляные и монтажные работы по сооружению коллекторов, камер, колодцев, укладка трубопроводов и кабелей с обратной засыпкой и уплотнением траншей;
возведение земляного полотна и устройство дренажа мелкого заложения;
устройство основания проезжей части, включая установку бордюрного камня, устройство дренирующих и морозозащитных подстилающих слоев, а также различных конструктивных слоев;
устройство покрытия проезжей части, включая работы по укладке верхнего и нижнего слоя дорожной одежды;
строительство тротуаров с устройством основания и покрытия;
|
|
устройство системы освещения улиц с установкой осветительных столбов (мачт), подвеской осветительной аппаратуры и прокладкой осветительных сетей;
озеленение улиц, включая создание газонов, посадку деревьев и кустарников;
оборудование улицы средствами регулирования движения, включая разметку, установку светофоров и знаков, оборудование остановок общественного транспорта и другие работы.
В городском дорожном строительстве наибольшее распространение получили асфальтобетонные покрытия. Эти покрытия дают возможность полностью механизировать процессы приготовления асфальтобетонной смеси, укладки и ремонта.
Технологический процесс строительства а/б покрытий:
Он состоит из следующих основных этапов:
подготовка основания, включая очистку от смета и грязи, обрубку поврежденных участков, смазку кромок битумной эмульсией;
укладка асфальтобетонной смеси, включая разогрев основания, укладку и выравнивание смеси;
первичное, промежуточное и окончательное уплотнение уложенного слоя;
отделка, включая снятие заусенец, обработку сопряжений с колодцами, решетками и др.
Уплотнение начинают легкими и средними катками от краев к середине с таким расчетом, чтобы при каждом проходе перекрывался предыдущий не менее чем на 25-30 см. После этого продолжают укатку тяжелыми катками (15-20 проходов по одному следу), обеспечивающими окончательное уплотнение. Рекомендуемая скорость укатки в начале уплотнения 1,5-2 км/ч, а после 5-6 проходов скорость увеличивают до 3-8 км/ч. Уплотнение покрытия считается достаточным, если объемная масса образца, взятого из покрытия, составляет не менее 0,97-0,99 объемной массы стандартных лабораторных образцов, приготовленных из той же смеси.
Классификация ДЭ работ
Капремонт- комплекс работ, при котором производится восстановление и повышение работоспособности д/о., покрытия, з/п., при необходимости повышают геометр. параметры дороги.
Критерии для назначения капремонта: снижение прочности д/о ниже допустимого предела или невозможность поддержания параметров и характеристик дороги на соотв. ур-не с помощью работ по ремонту и содержанию.
|
|
Ремонт- комплекс работ по воспроизводству ее первоначальных ТрЭкХ-к (возмещение износа покрытия, улучшение ровности, сцепных качеств и т.д.)
Содержание- комплекс работ, который выполняется в течение всего года по уходу за дорогой, дор. соор., полосой отвода, профилактике и устранению мелких повреждений, организации и обеспечению безопасности дв-я и по зимнему содержанию.
Ямочный ремонт покрытий из а/б:
1) очистка 2) оконтуривание 3) вскирковка покрытия 4) очистка, промывка, сушка. 5) стенки подгрунтовывают 6) заложение выбоины 7) уплотнение виброкатком.
Способ ямочного ремонта с использованием инфракрасной горелки.
1) очистка и разметка; 2) разогрев до 140-170; 3) вскирковка; 4) распределение вскиркованного материала по дну; 5) заполнение; 6) уплотнение.