Передвижение населения

РАЗДЕЛ 4 ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ

Вопросы для самопроверки

1. В чем проявляется влияние энергетики на окружающую среду?

2. Что входит в энергетические ресурсы города (поселения)?

3. Перечислите схемы теплоснабжения.

4. Перечислите структуру источников энергетического хозяйства города.

5. Как классифицируются электрические сети городов?

6. Назовите технико-экономические показатели газоснабжения.

Библиографический список к разделу 3

1. Бузников Е. Ф., Роддатис К. Ф., Берзиныньш Э. Я. Производственные и отопительные котельные. М.: Энергоотопиздат, 1984.

2. Горшков А. С. Технико-экономические показатели тепловых электростанций. М.: Энергоотопиздат, 1984.

3. Козлов В. А. Городские распределительные электрические сети. Л.: Энергоиздат, 1982.

4. Козлов В. А., Билик Н. И., Файбисович Д. Л. Спраночник по проектированию систем энергоснабжения городов. Л.: Энергия, 1979.

5. Либерман Н. Б., Нянковская М. Т. Справочник по проектированию котельных установок систем централизованного теплоснабжения. М.: Энергия, 1979.

6. Рыжкин В. А. Тепловые электрические станции. М: Энергия, 1976.

7. Соколов Е. Я. Теплофикация и тепловые сети. М.: Энергия, 1975.

8. Соловьев Ю. П. Проектирование теплоснабжающих установок для промышленных предприятий. М.: Энергия, 1978.

9. Таги-Заде Ф. Г. Энергоснабжение городов. М: Стройиздат, 1992.

10. Тупъчин И. К., Нудлер Г. И. Электрические сети и электрооборудование жилых и общественных зданий. М.: Энергоатомиздат, 1990.

Территория города по характеру ее использования подразделяется на функциональные зоны, основные из которых: селитебные, промышленные, коммунально-складские, внешнего транспорта, отдыха. В городах научного профиля выделяют зону научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро. В населенных пунктах курортного профиля выделяют зону, в которой размещаются лечебно-оздоровительные и связанные с ними обслуживающие учреждения.

Все функциональные зоны города тесно связаны между собой, и между ними постоянно осуществляется передвижение людей.

Источники передвижения людей, т. е. места, откуда начинаются передвижения — жилые дома и объекты внешнего транспорта.

Объекты притяжения, т. е. места, где заканчиваются передвижения людей, в городе разнообразны, и их число зависит от размеров города, его народнохозяйственного профиля, географического положения и многих других факторов.

Основные объекты притяжения - места приложения труда: заводы, фабрики, учреждения, научные и проектные институты, строительные площадки, объекты торговли, культуры и многие другие, т. е. все места, где используется труд человека.

Другие объекты притяжения - учебные заведения, магазины, рынки, предприятия коммунально-бытового обслуживания, детские учреждения (ясли, сады, школы), пункты зрелищного и культурного обслуживания, сооружения внешнего транспорта и т. п.

При этом следует отметить, что большинство объектов имеет двойную функцию. Так, сооружения внешнего транспорта, с одной стороны являясь источником передвижения, в то же время служат и объектами притяжения. Места приложения труда, в основном являясь объектами притяжения, могут быть источниками передвижения при деловых поездках, при передвижениях к объектам культурно-бытового назначения.

Передвижения людей в городе очень разнообразны по назначению и направлению, так как они определяются многообразием объектов притяжения, степенью участия в передвижениях разных структурных групп' городского населения, разнообразием профессиональных и других интересов. Структура населения города зависит от его народнохозяйственного профиля и местных особенностей. Городское население делится на две группы: трудящиеся, составляющие 50—55 %, и несамодеятельное население, составляющее 45—50 %, к которому относится нетрудоспособное население (дети до 18 лет, инвалиды, пенсионеры, домохозяйки).

Наибольшей активностью отличается первая группа населения. При этом наибольшее число передвижений она совершает к местам труда и обратно, домой. В то же время население второй группы основные передвижения совершает к объектам бытового обслуживания, в гости, совершает прогулки.

Передвижения в зависимости от цели разделяют на 6 основных групп:

1) связанные с местами приложения труда; 2) деловые, совершаемые в течение рабочего дня; 3) учебные к вузам, техникумам и школам; 4) связанные с посещениями общегородского центра; 5) к объектам обслуживания, расположенным за пределами общегородского центра; 6) к зонам отдыха в городе и за городом.

Передвижения городского населения могут быть простыми и сложными. Возможные схемы суточных циклов передвижений населения крупного города и удельный вес каждого типа в общем объеме приведены в таблице 4.2:

Число передвижений населения выражается показателем подвижности жителей, т. е. средним числом передвижений, совершаемых 1 жителем в год пешком и с помощью различных транспортных средств - от места пребывания до конечной цели передвижения.

Общая подвижность населения — это отношение общего числа передвижений по городу к численности постоянного населения города:

Р = А/Н,

где Р — общая подвижность населения; А — общее число передвижений по городу; Н — численность постоянных жителей.

Наиболее стабильны по величине, независимы от размеров и численности населения города передвижения к местам приложения труда и учебы. Учитывая число рабочих дней в году, можно принять, что подвижность по трудовым целям составляет 225 на одного трудящегося, а на учебу студента вуза и техникума —230 в год в одном направлении.

Достаточно стабильны и деловые передвижения между объектами приложения труда, которые составляют в среднем 5—10% трудовых, или 11 — 20 передвижений в год на одного жителя.

Наиболее не устойчивы по величине и направлению передвижения к объектам культурно-бытового и просветительного назначения и в районы рекреаций, так как на них оказывают влияние огромное количество факторов, таких, как насыщенность населенных мест объектами притяжения, уровень развития коммунальных услуг, внедрение новых форм обслуживания, удаленность зон отдыха и мест для занятия спортом и т. п.

Общее число передвижений по городу складывается из передвижений постоянного населения и передвижений жителей пригородной зоны и других городов.

Число передвижений постоянного населения города складывается из передвижений к местам труда и учебы, к объектам культурного и бытового обслуживания, в зоны отдыха, расположенные как в пределах города, так и в пригородной зоне.

С ростом численности населения города растет число объектов обслуживания, что увеличивает возможность их посещения, а следовательно и подвижность.

Так, например, по данным обследований в течение суток каждые 1000 жителей Москвы совершают следующее число передвижений к различным объектам притяжения: на работу—466; к месту учебы—120; в театры—17; на стадионы—8; в кинотеатры и клубы —72; в другие культурно-просветительные учреждения —35; парки, скверы —93; для занятий спортом —8; на рынки —70; в центральные магазины промтоварные —98; в районные промтоварные магазины—195; в продовольственные магазины—681; в больницы и другие лечебные учреждения—91; в дошкольные учреждения —66; в столовые, рестораны, кафе—107; к объектам бытового обслуживания —37; в гости —88; за город —44; прогулки —252; возвращение домой — 464.

Таким образом, в течение суток каждый житель Москвы в среднем совершает около 3,8 передвижений с различными целями, а его среднегодовая подвижность составит 1325 передвижений.

Формирование групповых систем расселения и рост подвижности населения пригородных зон в города-центры оказывают существенное влияние на рост общей подвижности крупных и крупнейших городов.

Общее число передвижений пригородного населения в городе складывается из передвижений к местам приложения труда и учебы, к объектам культурного и бытового обслуживания.

Установление числа передвижений, совершаемых в городе, - очень трудоемкая и кропотливая работа, связанная с проведением обследований. При отсутствии данных обследования для новых городов рекомендуется принимать ориентировочные значения перспективной подвижности населения, приведенные ниже:

Население, тыс. чел.          
Подвижность          
Население, тыс. чел     5000 и более    
Подвижность     1500-1800    

Передвижение населения по дальности распределяется в довольно широком диапазоне. На дальность передвижения влияет размещение в плане города мест приложения труда и жилых районов; вместимость, характер и разнообразие фокусов трудового и культурно-бытового тяготения; степень развития транспортных связей, определяющая затраты времени на передвижения.

Естественно стремление самодеятельного населения изыскать возможность нахождения работы вблизи места жительства в соответствии с профессией, личными наклонностями и т. п.

Однако планировочные требования к застройке города, требующие отделения жилых массивов от промышленных территорий, характер и плотность застройки жилых районов, различие в интересах членов семьи не позволяют полностью удовлетворить эти требования.

В результате трудящиеся одного и того же предприятия или посетители объекта культурно-бытового назначения расселяются на различном расстоянии от фокуса притяжения.

Если на плане города показать места жительства трудящихся, работающих на каком-то предприятии, то они окажутся практически во всех районах города. Очертив вокруг места приложения труда концентрические равноудаленные зоны, можно установить долю трудящихся, проживающих в каждой зоне, т. е. равноудаленных от места приложения труда (рис.4.1).

Зависимость расселения трудящихся от мест приложения труда может быть выражена графиком.


Рисунок 4.1 - Зависимость расселения трудящихся от мест приложения труда

Коэффициент пользования транспортом характеризует вероятность использования транспортных средств для передвижений. Величина коэффициента пользования транспортом зависит от дальности передвижения, плотности транспортной сети, рельефа местности, удобства поездки, маршрутной схемы и ряда других факторов. Однако наиболее существенное влияние оказывает дальность передвижения; чем больше расстояние между пунктом отправления и пунктом прибытия, тем больше и вероятность использования транспорта для поездки.

Для каждой из категорий передвижения могут быть выделены два пороговых расстояния: нижнее пороговое расстояние, при котором практически все передвижения совершаются пешком, для обоих категорий передвижений оно составляет 500 м; верхнее пороговое значение, когда все передвижения совершаются с использованием транспортных средств, для трудовых передвижений составляет 2 км, а для культурно-бытовых — 3 км.

Пешеходные передвижения — основные в городе. Так, в городах с численностью населения 100—250 тыс. жителей они достигают 75 %, 250— 500 тыс.—65 %, 500—1000 тыс.— 60 %, в многомиллионных городах — 50 %. При этом до 40 % пешеходных передвижений совершается к культурно-бытовым объектам, расположенным в районах жительства, и местам приложения труда.

Большая доля пешеходных передвижений требует развития и модернизации сети городских пешеходных путей. При этом основными задачами являются: обеспечение безопасности движения пешеходов; сведение до минимума числа конфликтных ситуаций между транспортом и пешеходом; обеспечение непрерывности пешеходного движения по кратчайшим направлениям; создание достаточных по ширине пешеходных путей, обеспечивающих комфортное движение; обеспечение тесной связи пешеходных путей с окружающей городской средой.

Людские потоки формируются из элементарных пеших передвижений людей от одного фокуса тяготения к другому, накладываясь друг на друга. Элементарные пешеходные потоки образуются в пределах жилых образований, на направлениях, связывающих: жилые районы с промышленными; остановки общественного транспорта с местами приложения труда, объектами культурного, просветительного, зрелищного и бытового назначения; места приложения труда с объектами культурно-бытового назначения, а также объекты культурно-бытового назначения между собой.

Кроме того, в различных районах города возникают пешеходные связи между местами жительства и работы и территориями, предназначенными для отдыха


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: