Городской массовый пассажирский транспорт

Классификация городского пассажирского и грузового транспорта

Городской пассажирский транспорт в зависимости от вместимости транспортных средств подразделяется на: массовый, характеризующийся вместимостью транспортных средств более 5 чел. и выполняющий основную часть перевозок (метрополитен, городские железные дороги, трамвай, автобус, троллейбус и т. п.); индивидуальный, характеризующийся вместимостью до 5 чел. (легковые автомобили, мотоциклы, мотороллеры). В зависимости от организации движения городской пассажирский транспорт может быть маршрутизированный, следующий по заданному маршруту с фиксированными остановками и осуществляющий перевозки по принципу «от двери до двери» (транспортные средства личного пользования, легковые такси, ведомственные автомобили).

По характеру путевых устройств городской пассажирский транспорт бывает рельсовый (метрополитен, городские железные дороги, трамвай) и безрельсовый (автобус, троллейбус, легковые автомобили).

В зависимости от расположения линий относительно городской территории транспорт бывает: уличный, движение которого осуществляется по городским улицам (автобус, троллейбус, маршрутные такси, легковые автомобили), и внеуличный, движение которого осуществляется под землей, на эстакадах и на специально выделенных территориях (метрополитен, городские железные дороги, скоростной трамвай, скоростной автобус при движении по самостоятельному пути, водные виды транспорта).

В зависимости от скорости перевозки пассажиров транспорт подразделяют на сверхскоростной, скоростной, экспрессный и обычный.

Различные виды городского пассажирского транспорта характеризуют следующие основные показатели:

1. Вместимость подвижного состава Q — число мест для сидящих пассажиров и стоящих на свободной площади пола салона из расчета 4,5 пассажира на 1 м2 пола.

2. Пропускная способность линий транспорта N — максимальное число транспортных единиц или поездов, которое может быть пропущено по одной полосе движения или рельсовому пути в течение 1 ч в одну сторону.

3.Провозная способность P — наибольшее число пассажиров, которое может быть перевезено за 1 ч в одном направлении, по одной линии; зависит от вместимости подвижного состава, числа транспортных единиц в составе и пропускной способности линий: Р = QN.

Различные виды транспорта могут обладать низкой провозной способностью — до 5 тыс. пассажиров в час, малой—5 - 15 тыс., средней—15 - 30 тыс. и высокой —40 - 60 тыс.

4.корость сообщения Vс — скорость, определяемая как отношение пройденного транспортным средством пути к суммарной затрате времени на движение, на стоянку у остановочных пунктов, на задержки у перекрестков, перед остановками и т. п.

Обычные виды транспорта обладают скоростью сообщения до 25 км/ч, экспрессные —25 - 35 км/ч, скоростные —35 - 50 км/ч, сверхскоростные— свыше 50 км/ч.

5. Стоимость строительства и эксплуатации.

Городской грузовой транспорт по видам подвижного состава подразделяется на две группы: общего назначения и специализированный. В последние годы все шире осуществляется специализация подвижного состава, т. е. создание транспортных средств, приспособленных для перевозки только определенной группы грузов (всевозможные виды наливных машин, панелевозы, платформы для перевозки автомобилей и т. п.). В общем парке города доля специализированного подвижного состава составляет в настоящее время более 60%.

По характеру путевого устройства грузовой транспорт подразделяется на рельсовый, безрельсовый, трубопроводный и канатный, а в зависимости от расположения — на уличный и внеуличный.

Основной показатель, характеризующий работу городского грузового транспорта, - себестоимость перевозки

В зависимости от провозной способности вида транспорта и реализуемой на этом виде скорости сообщения различные по своим характеристикам транспортные средства городского массового пассажирского транспорта образуют семь групп.

Автобус — наиболее распространенный, простой и маневренный вид транспорта — использует для движения улично-дорожную сеть.

В Росии более 1900 городов и около 400 поселков городского типа, в которых автобусный транспорт в качестве единственного осуществляет перевозки пассажиров. Кроме того, в 200 городах он работает в сочетании с другими видами транспорта, В крупнейших городах, имеющих скоростные виды транспорта, автобус выполняет функции транспорта, подвозящего к станциям метро и остановкам железнодорожного транспорта, а также обеспечивает внутрирайонные и межрайонные перевозки пассажиров. В целом по стране автобусами перевозится более 55 % всех городских пассажиров.

На маршрутах автобуса используется подвижной состав вместимостью 10—120 пассажиров. В настоящее время ведутся разработки по созданию автобусов вместимостью до 200 пассажиров.

Основные показатели работы автобуса зависят от организации его движения. При движении в общем потоке пропускная способность линии автобуса составляет до 60 ед. в час. Соответственно провозная способность в зависимости от используемого подвижного состава колеблется от 2,5 до 8 тыс. пассажиров в час.

При расстоянии между остановками 300—400 м скорость сообщения не превышает 18 км/ч. Для повышения скорости сообщения и увеличения пропускной способности линий на городских улицах выделяют специальные полосы для движения только автобусов. В этом случае пропускная способность может достигнуть 200 ед., а скорость сообщения —25 км/ч. Провозная способность линий автобуса возрастает до 25 тыс. пассажиров в час.

Троллейбус — менее маневренный, чем автобус, так как для движения нуждается в обеспечении электрической энергией, передаваемой по контактным проводам.

Основное преимущество троллейбусного транспорта — в отсутствии вредного выброса при работе двигателя. Троллейбус, как правило, работает в сочетании с другими видами транспорта. В настоящее время троллейбусные маршруты действуют в 170 городах. На его долю приходится 17 % объема перевозок пассажиров. На линиях в настоящее время используется подвижной состав вместимостью 65—80 пассажиров. С 1987 г. выпускаются сочлененные троллейбусы вместимостью 120 пассажиров. Пропускная способность линий троллейбуса составляет 80 ед. в час. Провозная способность — 5—10 тыс. пассажиров в час. Скорость сообщения 18—20 км/ч при расстоянии между остановками 400—500 м. Стоимость строительства 1 км пути — 0,3 млн. руб.

Трамвай — наиболее сложный из уличных или наземных видов транспорта, так как кроме контактной сети требует устройства рельсового пути и поэтому практически не обладает возможностью маневра.

Трамвайные маршруты используются более чем в 100 городах СССР на основных направлениях потоков пассажиров в сочетании с другими видами транспорта.

Линии трамвая могут обслуживаться как одним вагоном, так и поездом из двух-трех вагонов. Вместимость состава 70—250 пассажиров.

При пропускной способности линий трамвая 60—70 поездов в час достигается провозная способность 4 - 18 тыс. пассажиров в час. Скорость сообщения на линиях трамвая невысокая — до 20 км/ч.

Трамвайный транспорт среди уличных видов транспорта имеет самую высокую строительную стоимость и наименьшую среди рельсовых. 1 км пути трамвая стоит 0,8 млн. р.

К недостаткам трамвайного транспорта следует отнести повышенный уровень шума, создаваемый им при движении, а также то, что трамвай' создает значительные затруднения для уличного движения. В связи с этим трамвайные линии целесообразно отделять от путей движения других видов уличного транспорта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: