Внедрение экономических критериев в практику оперативного управления централизованным теплоснабжением

Рыночная концепция развития экономики базируется на признании как нормального явления конкуренции между производителями товаров, работ или услуг. За первым шагом - шагом осознания и признания— естественным шагом общества (или государства) является разработка механизмов регулирования конкурентных отношений в рассматриваемом секторе экономики с целью ограничения рыночной мощи отдельных игроков, защиты прав производителей ж потребителей, а также экономических интересов государства.

Это звучит довольно банально, если под сектором экономики подразумевать электроэнергетику. Но не все оказывается так просто, когда это интерпретируется к теплоснабжению.

Дело в том, что исторически электроэнергетика РФ оказалась значительно лучше подготовленной к рынку, чем теплоснабжение. Управление большими электроэнергетическими системами всегда рассматривалось советским обществом как сложное наукоемкое производство, нуждающееся в самой современной информацией а измерительной технике, квалифицированных кадрах и передовых вычислительных технологиях. И это дало свои плоды. Высокая степень централизации диспетчерского управления, применение интеллектуальных технологий для оперативного планирования работы энергосистемы, хорошо обученные кадры - все это наличествовало в Единой энергетической системе СССР уже тогда, когда об энергорынке не было и речи. Идея распределения нагрузки между энергоблоками в соответствии с их приростными характеристиками, которую нам преподносят сегодня в переосмысленном виде эксперты TACIS, была известна советским энергетикам но трудам В.М.Горнштейна, как минимум, с 1949 года [10]. Не является откровением и маргинальный механизм ценообразоваия действующий в условиях товарных рынков. В 70-х годах сибирскими учеными-экономистами для оптимизации территориальных топливно-энергетических балансов была, предложена концепция замыкающих затрат [12], которая в своей сути мало чем отличается от того, что заложено в британскую модель энергорынка. пропагандируемую сегодня по всему миру. Таким образом, новизна принципов функционирования Оптового рынка электрической энергии, адаптированного для украинской электроэнергетики [14], является относительной для довольно широкого круга отечественных специалистов и, если и ощущается, то, скорее, в необходимости переосмысления побудительных мотивов, направляющих работу управленческого аппарата знергогенерирующих и энергоснабжающих компаний, подвергшихся приватизации.

Совершенно иная ситуация сложилась в теплоснабжении. Оно никогда не оказывало столь критического влияния на развитие промышленности, как электроэнергетика, и как следствие, не удостаивалось заслуженного внимания и финансирования для собственного развития. Та запущенность с учетом потребления тепловой энергии, которую мы имеем сегодня, архаичность практики оперативного управления системой, покоящейся на научных достижениях полувековой давности, являются закономерным результатом того смещения акцентов в приоритетах развития отраслей народного хозяйства, который был допущен в советское время.

Советская и постсоветская экономика теплоснабжения зиждется на категории «удельных затрат на отпуск тепла», которая не только используется в анализе хозяйственной деятельности предприятий, но ж не вполне обосновано распространяется на процедуры краткосрочного планирования. Здесь по-прежнему царит затратный механизм ценообразования, в практике же оперативного назначения режимов работы доминируют внеэкономические критерии.

И, наконец, в теплоэнергетике оказались чрезвычайно живучими представления о монополизации рынка тепла централизованным теплоснабжением. Когда-то они, возможно, и соответствовали действительности, но сегодня перестали отражать то, что, как мы видели, имеет место на самом деле. Игнорирование конкурентной среды превратилось в тормоз для развития отрасли, сдерживающий раскрытие адаптивного потенциала централизованного теплоснабжения, внутренне присущего с центральным диспетчерским управлением.

В территориальном отношении рынок охватывает тепловой район крупного источника централизованного теплоснабжения. Кроме самого КИЦТ на этой территории действуют местные энергоснабжающая и газоснабжающая компании. Функции Администратора рынка выполняет диспетчерская служба, которая регулирует отпуск тепла от КИЦТ, оказывая тем самым влияние на подчиненный спрос населения на электричество и природный газ. Работу Администратора рынка направляет Региональная энергетическая комиссия, которая контролирует спектр потребления взаимосвязанных видов энергии в быту и формулирует для Администратора вид экономического критерия пригодности того или иного сценария работы КИЦТ, а вместе с ним- и всего энергоснабжающего комплекса, теплового района.

Критерий, о котором идет речь, может быть сформулирован в виде ожидаемых суточных затрат на энергоснабжение населения, проживающего на территории теплового района источника:

Здесь по-прежнему, искомый суточный отпуск тепла от источника теплоснабжения на планируемые сутки, минимизирующий значение - прогноз на ближайшие сутки себестоимости производства и транспортировки единицы тепловой энергии;— прогноз средневзвешенной цены электроэнергии, закупаемой на Оптовом рынке, и - цена природного газа, поставляемого населению для бытовых нужд. Коэффициенты и служат для адаптации методики к условиям района внедрения (например, для районов с негазифиццированными жилыми массивами), а также для оперативной перенастройки критерия в процессе работы. Возвращаясь к задаче минимизации затрат. Для ее решения необходимо предвидеть завтрашнюю ситуацию на рынке, уметь моделировать и прогнозировать спрос и предложение. В векторе ценовых предложении наиболее изменчивой компонентой является средневзвешенная цена электроэнергии. Однако, как свидетельствует опыт зарубежных энергорынков, она хорошо поддается предсказанию.

Получение и обработка подобной информации вряд ли возможна только силами персонала, работающего сегодня на районных котельных и ТЭЦ. Даже апробирование предлагаемой методики в масштабах единичного эксперименте потребует привлечешь: к планированию режимов отпуска тепла оперативной информации других участников ТЭК - энергорынка, газоснабжающей компании, консалтинговых фирм.

Впрочем, вычислительные технологии шагнули сегодня далеко вперед [18-19], что позволяет с оптимизмом смотреть на решение проблемы в целом. Скорее, не они, недостаточное развитие на местах автоматизированных систем учета потребление представляет собой самое серьезное препятствие для широкого внедрения предлагаемого подхода в ближайшее время.

В завершение хотелось бы отметить, что внедрение замкнутой системы регулирования отпуска тепла будет способствовать укреплению конкурентоспособности централизованного теплоснабжения, повысит его привлекателеность для бытового потребителя и переломит наметившуюся негативную тенденцию, заключающуюся в том, что население направляет имеющиеся финансовые ресурсы не на оплату долгов за потребленное тепло, а на приобретение масляных электрорадиаторов и электроводонагревателей, не веря, что централизованное теплоснабжение сможет работать лучше.

Сегодняшние трудности в работе энергоснабжающего комплекса города обусловлены не только нехваткой природного газа. Проблема состоит еще и в том, что мы не научались экономно потреблять произведенную тепловую и электрическую энергию и оптимально распределять топливные ресурсы на их производство в соответствии с возникаю спросом. Попытки же экономить на чем-то одном неизбежно порождают перерасход в другом.

В условиях дефицита топлива доминирующую роль в работе энергосяабжающего комплекса играет централизованное теплоснабжение. Поставляемое населению электричество и природный газ служат демпферными резервами, за счет которых население сглаживает промахи в теплоснабжении от централизованных источников, Только учитывая подчиненный характер спроса населения на электричество и газ от степени покрытия спроса на тепло, можно прийти к наиболее экономичным режимам энергоснабжения города в период отопительного сезона.

Для дальнейшего совершенствования работы муниципального энергоснабжающего комплекса необходимо:

- изучать реальный спрос населения на электричество, газ и тепло; повысить роль прогнозирования спроса в работе диспетчерских служб;

- отработать механизм оперативного взаимодействия городских диспетчерских служб с целью оптимального, с точки зрения экономии региональных топливноэнергетических и финансовых ресурсов, ограничения потребления взаимосвязанных видов энергии;

- выработать такую тарифно-ценовую политику по отношению к бытовым потребителям, которая активно воздействовала бы на спектр потребления взаимосвязанных видов энергии и препятствовала бы интервенции электротехнологий на региональных рынках тепла.

Добившись слаженной работы всех ветвей энергоснабжения, мы оптимизируем потребление в быту и достигнем экономии первичных ТЭР в размере не менее 3-5% от сегодняшнего уровня потребления


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: