Дизонтогенез психики

ПЛАН

1. Дизонтогенез психики

2. Психологическая характеристика детей при различных формах аномального развития

3. Психология отклоняющегося поведения

Дизонтогенез психики – нарушение психического развития преимущественно в детском и подростковом возрасте в результате патологии созревания структур и функций головного мозга.

Современная классификация психического дизонтогенеза (предложил В.В.Лебединский на основе классификаций Г.Е.Сухаревой, Л.Каннера, Г.К.Ушакова, В.В.Ковалева) такова:

- недоразвитие;

- задержанное развитие;

- поврежденное развитие;

- дефицитарное развитие;

- искаженное развитие;

- дисгармоническое развитие.

Недоразвитие и задержанное развитие связаны с ретардацией, или отставанием развития. Поврежденное и дефицитарное развитие связано с поломкой, выпадением отдельных функций. Искаженное и дисгармоническое развитие связано с диспропорциональностью, неравномерностью развития.

Недоразвитие — общая стойкая задержка психического развития при наиболее ранних поражениях мозга (генетических, внутриутробных, родовых, ранних постнатальных), что обусловливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем (пример — олигофрения). Более нарушены высшие психические функции (особенно интеллект, речь), чем элементарные (непроизвольные восприятие, память, моторика, элементарные эмоции).

Задержанное развитие — замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с фиксацией на более ранних возрастных этапах. Может быть вызвано генетическими факторами, хроническими заболеваниями, инфекцией, интоксикацией, травмами мозга, психогенными факторами (неблагоприятными условиями воспитания) в период до 3-летнего возраста (пример — инфантилизм). Характерны парциальность, мозаичность поражения с недостаточностью отдельных корково-подкорковых функций и большей сохранностью высших регуляторных систем. Это отличает задержанное развитие от недоразвития по типу олигофрении и определяет лучший прогноз динамики развития и коррекции.

Поврежденное развитие имеет ту же этиологию (наследственные заболевания, инфекции, интоксикации и травмы ЦНС). Основное отличие патогенеза связано с более поздним (после 3 лет) воздействием на мозг, когда большая часть мозговых систем уже сформирована и их недостаточность проявляется в признаках повреждения. Здесь характерна органическая деменция с грубым повреждением ряда сформированных психических функций, а также недоразвитием или повреждением лобных систем. Отмечаются расстройства эмоциональной сферы, тяжелые нарушения целенаправленной деятельности и личности в целом.

Дефицитарное развитие — патологическое формирование личности у детей с дефектами зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, а также хроническими соматическими заболеваниями, при которых дефицитарность в сенсорной, моторной, соматической сферах обусловливает явления депривации и нарушения эмоциональной сферы. Возможна компенсация за счет сохранности других каналов связи и интеллектуальных возможностей в условиях адекватного воспитания и обучения.

Искаженное развитие — сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие к ряду качественно новых патологических образований (пример — ранний детский аутизм и шизофрения). Наиболее характерна выраженная асинхрония: отдельные системы развиваются в иной последовательности (например, преждевременное развитие речи значительно обгоняет формирование локомоторных функций; развитие вербального интеллекта парадоксально опережает становление предметных навыков). Причем функции, развивающиеся ускоренно, не «подтягивают» развитие других. Часто выражены отсутствие потребности ребенка в контакте с окружающими, эмоциональная холодность, боязнь новизны, однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям.

Дисгармоническое развитие — то же, что и искаженное развитие, только в основе его лежит не текущий болезненный процесс, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере (пример — психопатии). Степень выраженности психопатии и даже само ее формирование в значительной мере зависят от условий воспитания и окружения ребенка, т. е. от социального фактора. Трудности социального приспособления способствуют формированию ряда компенсаторных образований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: