Оценка яз. и стиля пр-я

Сюжет.

Форма.

Содержание.

Пр-е лит., предназначенное дет. аудитории, д. отвечать общ. требованиям ДЛ, соотв-ю содержания и формы. В лит. д\детей трудно отделить одно от др., т. к. в дет. восприятии эмоц. начало преобладает над логическим. Удачное использование всех худ. ср-в позволяет обеспечить наилучшее усвоение чит-м содержания пр-я.

Ошибки, кот. допускает ред-р при оценке содержания: — иногда в оценке ред-ра тема преобладает над худ. формой. Мысль о том, что в ДЛ возможна более примитивн. худ. форма в подаче мат-ла, не д. приниматься. Конечно, чит-ль прежде всего оцен-т лит. с т. зр. ее содержания. Однако им. форма пр-я обеспеч-т воздействие содерж-я на чит-ля, т. к. благодаря ей усилив-ся \ ослабляется убедительность автор. концепции и мотивировка поступков героя. Если автор. концепция выливается в назидательность взрослого, опустившегося до ур-ня реб-ка, это говорит о неумении автора найти удачную форму д\воплощения своей концепции, своих мыслей. Оценка содерж-я пр-я прежде всего связ-ся с оценкой воспит. идеи, на отражение кот. д. б. направлены: развитие сюжета; связи и отношения героев. Рук-сь, не содержащая воспит. идеи, вряд ли может рассматриваться как полноценное пр-е д\детей. Оценка воспит. идеи — гл. аспект ред. оценки содерж-я.

В воспит. идее оценив-ся:

— воспит. идея д. соотв-ть морально-этич. нормам, ведь под влиянием чтения у реб-ка формир-ся оценка своих поступков, др. людей

— ее органическая связь с сюжетом — она д. вытекать из тех коллизий, кот. находят отражение в к-е. А достиг-ся это убедительностью оценок, кот. д. прозвучать явственно, не двусмысленно.

Существующим нравств. нормам прежде всего д. отвечать модель отношений м\у героями, знаковая природа их поступков. Конечно, такая модель в некот. степени условна. Она — эталон, необходимый д\формир-я у реб-ка нравств. идеала и призвана служить ему ориентиром в момент принятия сложных решений.

Реб-к восприн-т содерж-е пр-я как реальн. жизнь. При этом акценты оценок окруж. мира в их восприятии часто смещаются. Значительность событий, поступков не всегда правильно ими воспринимается. Часто мерилом нравственных оценок становится у них не поступок, а авторитет. Обратить внимание: если герой поступил плохо и это в пр-и не нашло никаких оценок, то реб-к м. это запомнить. Дети ориенти-ся на положит. героев, стремятся им подражать и м. не понять нюансов их поведения. Автор д. не т. показать сюжетные положения, но и давать им соответствующее освещение.

Т.о., кажд. к-а д\детей д.б. оценочной (учить, пояснять). При эт. необх. учит-ть возрастные особ-ти чит-ля. Пр-я, предназн. мл. школьникам, м. иметь поучит. интонацию. Дет. психика устроена т. о., ч\б иметь возможность адаптироваться к окруж. миру, к разл. его условиям. Урок — 1 из ср-в адаптации. Чем старше стан-ся дети, тем менее охотно откликаются они на поучения. Поучение д. обеспечиваться: — отбором мат-ла, — умелым построением сюжет. линий, — мотивацией поступков героев. Возник-т?? о соотнесении отраженной в к-е реальной дейст-ти с тем, как ее восприн-т реб-к. Н-р, война м. предстать высокой трагедией, приключ. к-и о войне. И обыденные вещи дети м. восприн-ть трагически, излишне эмоц-но. Анализируя содерж., эти особенности дет. психики н. учит-ть. Содерж-е пр-я призвано расширить кругозор чит-ля, познакомить с неизведанными явлениями дейст-ти — познават. (образоват.) ф-я. Поэт. здесь т\ж важно учит-ть особ-ти восприятия детьми окруж. дейст-ти. В к-х д\мл. возраста кажд. деталь предмета желательно соотносить с целым. Это обеспеч-т узнаваемость мира и более глубокое его понимание. Учитывая, что жизнь восприн. детьми в образно эмоц. плане, ред-р д. обращать внимание на то, как пр-е дейст-т на чувства чит-ля. Знаменит дет. пис-ль К. И. Чуковский оч. ценил присутствие в ДЛ юмора, кот. способствует становлению личности. Все дети разные, но у них есть много общего:

— повышенное стремление к чел. общению, к настоящей, искренней дружбе, истинным отношениям.

— наивность, доверчивость

— готовность любить.

Эти кач-ва необх. учит-ть при оценке всех составляющих пр-я. Особ. притягателен д\детей, особ. д\подростков:

— романтизм,

— таинственность представленных событий.

В эт. возрасте детям особенно присущ романтизм отношений, они мечтают о подвигах, о путешествиях, о дружбе, о любви и легко отклик-ся на то, что соотв-т их душевн. настроению. Усиление романтич. начала достигается использ-м разл. поворотов в развитии сюжета и введением необычн. героев. 1 из сложных задач к-и — уловить и передать мироощущение реб-ка. (дет. пис-ль Михалков).

Ред-р д. обращать внимание на то, как строятся отношения м\у героями, не далеки ли они от реальных, не романтизированы ли они слишком, жизненно ли описаны коллизии. Наиб.типичны недостатки пр-й д\детей:

— описательность

— статичность

— отсутствие яркого деятельного героя

— неопределенность интонации

— отстраненность автора

— боязнь и неумение показать свои чувства

Оценивая форму пр-я, надо учит-ть, что наиб. эффек-но дети усваивают знания в процессе игры. Тут возможны разн. подходы. Н-р, включение ребусов, шарад, игр в науч.-попул. изд-е; описания опытов и экспериментов в энциклопедии т. о., ч\б дети сами могли их провести. Ред-р д. учит-ть, что д\дет. восприятия противопоказано однообразие. Оно вызывает скуку, что ухудшает усвоение мат-ла. М. облечь повествование в форму романтич. историй, ввести веселых героев, смешные эпизоды. Нужно, ч\б пр-е охватывало небольш. отрезки времени и развивалось на небольш. пр-ве. Д\самых маленьких привлекательны веселые к-и. Они развив-т:

— чувство юмора,

— гибкость ума

— сообразительность

— тонкость восприятия

— помогают адаптироваться в сложных ситуациях.

Учит-ся графичность пр-й, наглядность отношений, быстрая смена кадров, связь с песней, пляской, подвижность, музыкальность. Ч\б поведение положит. героя вызывало одобрение, смысл его поступков, их причины д. б. понятны чит-лю. Принцип показа героя д. строится на том, что «реб-к понимает реальность реалистически, а относится романтически» (Горький). Д\создания убедительных образов используются приемы:

— самооценка героя

— авторская оценка

— оценка героя др. персонажами

— речевая хар-ка

— внутренний монолог

— диалог.

Особ. большое значение им. автор. оценка. Она м. проявляться в повествовании от первого лица.

анализ сюжета требует внимания ред-ра не т. с содержательной стороны, но и с позиций формы. Занимательность обуславливает силу воздействия пр-я на чит-ля. Искусно построенный сюжет — действие развивается динамично, напряженно, много интересных событий, таинственности, интригующей необычности. Детей мало интерес-т пейзажи, описания героев; их интерес-т действия, события. При исслед-и сюжета рассмат-ся особенности его композиции. От умелого, продуманного отбора мат-ла зависит степень худ. воплощения идеи пр-я. Часто использ-ся прием затягивания действия перед кульминацией — повествование стан-ся захватывающим. Осн. требованиями, кот. предъявл. к содержанию и форме пр-й лит. д\детей:

1. глубина содержания

2. его соответствие представлениям и интересам чит-ля

3. четкое композиционное построение

4. разнообразие

5. яркость конфликта

6. высокий нравств. накал

7. необычность героев и обстоятельств

8. поэтизация верности, дружбы, бесстрашия, справедливости

9. введение романтич. начала в обыденное течение жизни

10. эмоциональность

11. идея сочувствия слабым, угнетенным

12. использование элементов игры

13. занимательность сюжета

14. наличие ярких, оригинальных, запоминающихся образов.

Яз. и стиль обеспеч-т усвоение содержания, выполняют др. важнейш. ф-и. Яз. и стиль д. соотв-ть содержанию пр-я. Яз. д.:

1. полно и доходчиво выражать содержание пр-я

2. вызывать нужные ассоциации

3. обращаться не т. к логич., но и к эмоц. аспекту восприятия

4. создавать опред. с-му образов.

5. Ч\б достичь полноты и ясности яз., его стр-ра д. б. лаконичной и сжатой.

Требование простоты яз. по-разн. применимо к т\ин чит. аудиториям. 1 из показателей сложности яз. явл. длина предложения. Предл-я, кот. пользуются успехом у детей дошкольн. возраста, вкл. 7-12 слов. В т-тах д\мл. школьников — до 20 и больше слов, с усложненными синтакс. конструкциями. Дети к 12 г. восприн-т более длинные предл-я.

Им. значение д\восприятия т-та чит-ми разл. возрастов и преобладание т\ин частей речи. Н-р, описание природы и сцен прилагательными и существительными требует от чит-ля образного мышления и хорошей визуальной памяти, что не хар-но д\детей мл. возраста. Глаголы придают фразе динамичность —???

... свойственно речи младших школьников.

Особое внимание следует уделить анализу речи от лица автора. Такая речь придает произведению иллюзию действительности происходящих событий. Речь от лица автора в силу своей эмоциональности более сильно воздействует на эмоции читателя. редактор определяет, насколько уместно использование в анализируемом произведении использование речи от автора, верно ли найден тон произведения, сумел ли автор не заслонить собой героя. Необходимо также обратить внимание на воспроизведение писателем детских мыслей и речи.

Анализируя диалоги, редактор рассматривает их в двух планах:

1. в плане жизненной достоверности, которая определяется правильно подобранными лексическими средствами и верной передачей устной речи;

  1. в плане значения диалога в развитии сюжета.

Если прямая речь используется только для оживления действия и не направлена на развитие сюжета, она отвлекает читателя от основной сюжетной линии, рассеивает внимание читателя.

При создании портрета героя — выделять яркие запоминающиеся детали, использовать эпитеты, эмоционально окрашенную лексику.

Редактор должен способствовать тому, чтобы книга обогащала словарный запас ребенка, приобщала к хорошему литературному языку, воспитывала вкус к гра­мот­ной речи. Отсюда требование нормативности, чистоты языка детской книжки. Обогащение словарного запаса может осуществляться за счет введения в содержание книги новых понятий.

Особого внимания заслуживает язык нехудожественных произведений. Наиболее характерная особенность справочных изданий — использование дефиниций. Редактор должен учитывать: научность в детской книге должна сочетаться с доступностью. А это качество во многом обеспечивается образностью языка, использованием выразительных художественных средств. Соединение образного и научно-познавательного начал содействует поддержанию интереса у читателя.

Язык постоянно обогащается за счет введения новых терминов. Однако в тексте книги для детей употребление терминов ограничено: не раз слышанные, знакомые термины ребенок наделяет своим собственным содержанием. Поэтому желательно заменять слова терминологического характера обиходными словами, синонимами. Если же без термина невозможно обойтись, необходимо найти доступную для читателя данной категории форму его объяснения.

В статьях энциклопедических изданий для детей способ введения термина отличается от способа его введения в изданиях для взрослых. Чаще всего первому появлению термина предшествует введение, позволяющее подойти к понятию. Характеристика термина имеет распространенную форму. Она может затрагивать и близкие к понятию аспекты, которые просты для понимания ребенка, расширяют его кругозор. Тон теплый, доверительный. Это беседа. При введении термина часто используют прием синонимизации: приводят более знакомый читателю синоним термина. Применяется прием аналогии. Применяют форму «вопрос - ответ». Иногда используется разговорная лексика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: