Соц. ф-и изд-й д\детей

Категория актуальности детского книгоизд-я.

Пр-е лит-ры м. рассмат-ся в кач-ве объекта книгоизд-я лишь в том случае, если его предмет. область не утратила своей актуальности. В разн. время требования к содерж-ю дет. к-и, а следовательно и ее обществ. востребованность отвечали соотв-м представлениям общ-ва о гл. пед. задачах времени, определялись его воспит. идеалами, уровнем развития лит-ры. 1-е шаги становления дет. к-и связ. с задачами религиозн. воспит-я.

Предмет изд-й д\детей формир-ся под влиянием идеолог. концепции воспит-я и был подчинен задачам воспитания чел-ка социалист. общ-ва. Поэт. в репертуарах изд-в значились новые к-и совет. авторов. Переводн. лит-ра составляла всего 12,5%, а 85% — о революции и гражд. войне, о приключениях и путешествиях. Пр-е лит-ры д\детей сохраняет привлекательность до тех пор, пока отвечает требованиям как объекта книгоизд-я. Т. о., актуальность предмета содерж-я пр-я опред-т жизнь пр-я в репертуаре изд-я.

Пр-я, кот. длительн. время входят в КДЧ, неоднократно вводятся в массив изд-я. В эт. отношении показательна судьба «Слова о полку Игореве» — впервые вышло в 1863 г. Со 2-й пол. 19 в. включ. в школьн. программу.

Значительно видоизмен-сь и расширилась предметная область изд-й д\детей в наст. время. Дет. книгоизд-е предлагает шир. выбор пр-й д\детей как отеч., так и зарубеж. авторов. Расширение предм. области в области бизнеса, рыночн. отнош-й, процессов углубления связей науки с производством. Гл. остается то же, что и прежде, — знакомство с окруж. миром, формир-е личности, отвечающей требованиям времени. Часть лит-ры теряет свою актуальность и одновременно постоянно формир-ся активн. часть массива изд-я — это в 1 очередь те пр-я, предмет кот. отвечает треб-м соврем. к-и. В актив массива изд-й входят также пр-я Нац. классич. наследия, кот. необх. пост. переиздавать, т. к. им. они сост-т базу нац. к-ры. Книгоизд-е сохран-т опред. набор пр-й д\детей.

1. Коммуникативная — реализ-ся в процессе формир-я личности как соц. значимого члена общ-ва. В рез. приобретения из к-и знаний о месте личности в общ-ве у чит-ля формир-ся гражд. соц. облик. В ходе чтения он получ-т представления, осваивает понятия, хар-ные д\обществ. жизни. Эта ф-я — овладение традициями.

2. Ф-я управления. Используя различ. сп-бы влияния на чит-ля, к-а формир-т с-му нравств. критериев чел-ка, созд-т базу д\формир-я мировоззренч. позиций.

3. Познавательная — реализ-ся за счет усвоения содерж-я к-и. Информац. кач-ва изд-я становятся ведущими и большое значение приобрет-т отбор данных об окруж-й детей дейст-ти с учетом возрастных особенностей детей.

4. Обучающая ф-я. В процессе чтения реб-к нач-т по иному относится к к-е: он видит в ней возможность разгадки тайн, обращ-ся к ней в поисках ответов, т. е. учится практически использ. ее. К-а формир-т мышление, демонстрирует методику овладения знаниями, учит сопоставлять, оценивать, давать хар-ки предметам и явл-м, развивает яз. чит-ля.

5. Эстетич. ф-я. Реализ-ся ч\з восприятие худ. образа и направлена на развитие эстет. сферы личности. Эстет. восприятие всегда эмоц-но и содержательно. Это всегда переживание, соучастие, сочувствие, заинтересованное принятие \ отрицание фактов, их оценки автором. Худ. ДЛ развивает в детях образн. мышление, восприятие дейст-ти, учит нестандартно и ярко выражать свои мысли и чувства, т. е. развив-ся дух. начало личности. Худ. лит-ра явл. формой худ. восприятия дейст-ти. Если к-а восприн-ся эмоц-но, она формир-т соотв-е эмоции и по отношению к реальности. Соц. ф-и связ. с формир-м опред. типа лич-ти. Так 18 в. — формир-е чел-ка нравственного и религиоз., 19 — широко и разносторонне образованного, дух. богатого. Социалист. книгоизд-е 20 в. было направлено на формир-е классового созн-я и коммунист. мировоззрения.

Соврем. книгоизд-е призвано решать задачи разностороннего, неординарно мыслящего чел-ка, стремящегося к наиб. полному самовыражению, полагающегося на свои силы. Т.о., изд-е участвует в формир-и лич-ти чел-ка, способствует познанию мира. При эт. задачи воспит-я и образ-я опред. общ-м ч\з с-му высказ-й, кот. и выраж-т взгляды людей на процессы воспит-я и обучения.

Понятия «массовое изд-е» и «репертуар изд-я»

Массовое изд-е — трудно обозримое море изд-й одной яз. принадлежности, выпущенных на дан. мом-т разными издат-ми в разн. время на опред. терр-и и наход-ся в обиходе на эт. терр-и с т\ин степенью активности, т. е. к-и м. вращаться в торговом обороте, а м. уже выйти из него, находясь в библиотеках и личн. коллекциях.

Репертуар изд-я — им. отношение т. к названиям изд-й. Составлению репертуара изд-й предшествует план выпуска изд-й.

Потоки изд-й — реализ-е планы выпуска лит-ры. Это та книж. масса, кот. выходит из типографий и поступает к потребителю, пополняя массив изд-й.

Изд-ва, выпуск. лит-ру д\детей, явл. осн. организаторами массива дет. изд-й, опред-т КДЧ. Кажд. изд-во по-своему решает??, связанные с формир-м репертуара изд-й. Они м. специализ-ся на выпуске пр-й, предназначенных чит-м разн. возраст. категорий \ пр-я опред. жанров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: