Первые рукописи и печатные издания

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ НА РУСИ И В БЕЛАРУСИ

Детская литература — явление позднее. До появления на Руси первой книги главным источником нравственного понятия и впечатления было народное творчество.

Первая книга — рукописная азбука. В XII веке их было уже несколько. Их популярность возросла после свержения в XV веке монголо-татарского ига. Это были пособия по обучению грамоте и письму.

Процесс обучения был сложным (азбуки были рукописными, Þ почерки разные, написано без пробелов, заканчивались молитвами). Содержание азбук было далеким от детских интересов. Стали перерабатывать статьи, придавая им форму беседы. В 1491 году была создана первая рукописная книга специально для детей. Дипломат Дмитрий Герасимов перевел и переработал латинскую грамматику "Донатус". Он разделил ее на главы-беседы, используя вопросно-ответную форму. В предисловии сделали вывод, что "автор детской книги должен превращать сухую пищу знаний в легко усваиваемое материнское молоко".

В XVI веке появляются книги "Сказание о седми свободных мудростях" — каждая из наук рассказала о себе и призывала любить себя.

В 1574 году появляется первый русский печатный учебник "Азбука" И. Федорова (Львов). Она предназначалась "ради скорого младенческого обучения". Тексты для чтения — средневековые вирши, обращения к детям и родителям. Федоров призывал любить знания, сравнивал их с медом. Родителям советовал воспитывать детей благоразумными, кроткими. Книга выполняла не только обучающую роль, но и воспитательную.

Древние книги также содержали тексты, стихи, познавательный материал,который авторы старались сделать интересным для детей. Светские произведения появились именно в детской литературе.

Появились церковные, светские школы, славяно-греко-латинская академия. Это создало благоприятную почву для развития просвещения, книгоиздания. Формировались жанры и виды детской литературы. Она отделилась от остальной литературы, приобрела образность, художественность, занимательность. Книга призвана удовлетворять эстетические потребности людей.

Произведения для развлечения создавали С. Полоцкий, Савватий. Известный государственный деятель Федор Грибоедов написал для детей книгу по истории (рукопись). В 1674 году в Киеве издана первая печатная историческая книга "Синопсис". В ней русская история описывалась в занимательной форме. Позднее в издание было включено произведение "Мамаево побоище". Книга переиздавалась в течение 162 лет.

Продолжают выходить и рукописные книги. Для самых маленьких делали азбуки-прописи. Их украшали яркими рисунками, помещали алфавит, пословицы, поговорки, загадки, рассказы. Для детей старшего возраста делали книги в переплете. В них были статьи по грамматике, риторике и др.

В XVII веке появляются азбуковники — нечно среднее между толковым словарем и энциклопедией. В них появляются нравоучительные тексты, советы, которкие рассказы из Библии, основы арифметики и других наук стихи.

Поэзия для детей полуила большое распространение В них сообщались разные сведения о мире, излагались правила поведения. Первый детский поэт — справник Московского петного двора Савватий. первое стихотворение было помещено в азбуке и содержало 34 строки. По форме — задушевная беседа с ребенком. Савватий часто использовал сравнение,уподобление.

Самым крупным поэтом XVII века был С. Полоцкий. Он учил царских детей (Софья, Петр I). Много говорил о труде. Он создал гимн книге, которой "Можно душу усладить, победить невежество". Принимал участие в создании букварей, один составил сам. Его книги — "Рифимологион", "Ветрогон многоцветный".

Конец XVII века дал первого русского детского писателя — монаха Кариона Истомина (ученик С. Полоцкого). "Полис" — энциклопедия для детей, "Домострой" — свод правил поведения, "Лицевой букварь" — представлял собой роскошное издание в парчевом переплете, украшенное золотом и киноварью. В 1694 году словарь был отпечатан с гравюрами Лионтия Бунина и стал первым иллюстрированным изданием для обучения детей. Букварь был красочным. Верзнюю часть занимали буквы славянского, польского, гревеского алфавита. каждой отводилась своя страница. Давались разные написания буквы. Приводились предметы, названя которых начинались с определенной буквы. Книг содержала то главное, без чего нельзя представить детскую книгу: учет детской психологии, соответствие особенностям детского восприятия. "Полис" написан в стихах. Рассказывает о науках, временах года, частях света, странах. "Домострой" — в стихах, ярко излагая правила поведения, требования ("провождать день за полезным делом").

Таким образом, книга выполняла образовательную, воспитательную функции, поуждала эстетические переживания, развивала вкус.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: