1 из гл. процессов ред. работы явл. отбор пр-й либо ранее выходивших, либо новых д\подготовки первых изд-й. Доля организатор. и аналитич. работы в деят-ти ред-ра заним. значит.место. Она охват-т:
— знакомство с массивом отеч. и зарубеж. изд-й
— анализ вновь вышедшей лит-ры и откликов на нее критиков и чит-лей
— помощь авторам в доработке пр-й
— организацию рецензирования рук-сей.
Изучая интересы своих чит-лей, ред-р опред-т тематику изд-й. Эт. процесс предшествует отбору и дает ему направление. Тематика формир-ся на основе сущ-го массива изд-й и издат. портфеля. Это оч. кропотливая, оч. сложная работа; требует от ред-ра ясного представления содерж-я познават. и воспит. задач. Ред-ру необх. понимать особ-ти дет. жизни, и здесь мало наблюдений над своими собственными детьми. Темы и проблемы, кот. волнуют ребят, но еще не нашли отражение в лит-ре, д. стать основанием д\заказа пис-лю новых пр-й.
Отбор осущ-ся по неск. направлениям:
1. отбор пр-й дет. лит. д\переизд-й
2. отбор пр-й взрос. лит., представл. интерес д\детей, также д\переизд-я
3. отбор рук-сей, предлож-х автором, д\1-го изд-я
В основе отбора — отклики чит-лей на уже вышедшие к-и и оценка формы и содерж-я рук-си д\новых изд-й. Так, есть темы, кот. заведомо не предст-т интерес д\детей (жизнь и смерть чел-ка, производственные проблемы, семейн. отношения…) Тематика дет. пр-й д. б. связана с детьми.
Переизд-я заним-т существ. место в репертуаре изд-й. В некот. дет. изд-вах они заним-т до 50% выпускаемых к-г. В опред-и объекта д\переизд-я ред-р опир-ся на отклики чит-лей и лит. критиков. Важн. роль играет книж. маркетинг, позволяющий своевременно реагир-ть на уже сложивш. \ только что возникшую потребность в к-е. След. учит-ть также учеб. программу. Переизд-е д\детей опред. сост-м КДЧ, его ур-нем. Поэт. знание ред-м потока изд-й д\детей явл-ся основополаг-м д\переизд-я. Ред-р строит план своей работы, опираясь на опыт книгоизд-я в дан. сфере и учит-е состояние книж. рынка. В переизд-и лит. д\детей сложились свои традиции. Из собственно ДЛ м. назвать такие пр-я: В. Губарев «Королевство кривых зеркал», Н. Носова, М. Твена, Л. Кэрролла. Социол. исслед-я показ., что 1-е место среди самых читаемых жанров поделили м\у собой:
— фантастика
— приключения
— сказки
— научно-познавательная лит-ра.
Специфика включаемой в репертуар изд-я лит-ры обуслав-т разл. хар-р ред. работы с ней. Так, при подгот-ке изд-й классич. лит. и лучш. пр-й соврем. авторов от ред-ра треб-ся:
— разработка концепции изд-я
— работа над аппаратом.....
Изд-е новой лит. предусматривает:
1. оценку предоставленного автором мат-ла с тем, чтобы определить целесообразность его публикации;
2. подготовку предложений о направлении его доработки;
3. работу с автором и в случае необходимости ред. доработку пр-я.
Особое направление — работа с рукописями, поступающими самотеком. Тут внимание ред-ра д. б. сосредоточено на том, чтобы выявить пр-я, тематика кот. представляет интерес д\чит-лей и кот. учит-т особенности восприятия этих чит-лей. Оч. важно — не отказаться ни от одной ценной работы, отвечающей задачам изображения такой лит-ры.
В изд-во поступ-т разн. рук-си. Среди них встреч-ся неумелые, сырые, но в них есть живой мат-л. Бывают рук-си, по форме сделанные вполне профессионально, но написанные равнодушной рукой, без знания дет. психологии. Изучив и те, и др., ред-р д. д\себя ответить на???:
— какой вид изд-я по замыслу и по заложенным в пр-и осн. особ-м предст. собой рук-сь? Является ли она худ. пр-м?
— значительна ли, интересна ли ее тематика?
— несет ли она нравств., воспит. заряд?
— соотв-т ли она возрасту чит-ля?
— есть ли надежда ее «дотянуть» и нужно ли это делать?
Ред. анализ содержания и формы пр-я.