double arrow

Искания «серебряного века» в области детской литературы


«Серебряный век» русской культуры — 1892 - 1917. Самые различные течения представили российскую литературу:

- реализм;

- символизм;

- акмеизм;

- футуризм;

- дадаизм;

- имажинизм и др.

ХХ в. воспринимается как начало новой эры, как детство нового человека. И детство стало одной из ведущих тем литературы.

Символисты видели в ребенке существо-загадку, поскольку будущее скрывалось в глубоком тумане.

Реалисты (М. Горький и Андреев) обнаружили предпосылки формирования картины будущего в существующей реальности.

Темам народного страдания и на его фоне нравственного самоопределения ребенка посвящали свои произведения Станюкович, Гарин-Михайловский, Короленко, Серафимович, Куприн, Свирский.

Футуристы (В. Маяковский) саму революцию называли детской, а страну — подростком.

Детская литература переживала не лучшие времена. Количество детских книг и детских периодических изданий возросло, но это была, так называемая массовая литература.

Заслуживают внимание произведения писателей-символистов: Блок, Бальмонт, Сологуб. Центр модерн. Литературы для детей — журнал «Тропинка».

В 10-е гг. возродилась мода на старинное искусство. Писатели, художники, музыканты воспринимали историю России через призму мифов и сказок. Это мода дала жизнь целой области литературы, стилизованной под фольклор, использующей фантастические мотивы сказок, поверий. Это в частности короткие сказки Ефима Чеснякова «Иванушко», «Сергеюшко», «Лесное яблоко». Эти сказки по ясности языка и чувственного смысла сравнимы с фольклорными детскими сказками.

Увлечение стариной сопровождалось вниманием к миру раннего детства. Образ няни был вновь, так же, как и во времена Пушкина, поставлен на небывалую высоту.

К теме детства не раз обращался писатель-реалист И. Бунин. Он подготовил для детей несколько публикаций своих произведений. В 1898 г. Вышел его сборник для детей «Под открытым небом», в 1900 г — 2 сборника «Стихи» и «Рассказы», 1901 г. — сборник «Полевые цветы». Это произведения в основном для юношества.

В стихах Бунина картины совершенно реальные. Они необыкновенно чувственны, наполнены звуками, цветами, запахами. Детские впечатления передают стихотворения «Детство», «Помню долгий зимний вечер…» — своего рода колыбельная. Поэт как бы приглашает читателя-ребенка всматриваться, вслушиваться в родную природу, осязать ее. Среди стихов о детстве выделяются жанровая сценка в стихотворении «Христя». Темы материнства и христианства в стихах «Мать», «Матери», «На пути из лазарета».




К. Д. Бальмонт — один из самых почитаемых поэтов «серебряного века, символист. Написал более 70 стихотворений для детей, которые вошли в сборник «Фейные сказки». Эти стихотворения представляют собой изящные стилизации под скандинавов и южный русский фольклор. В сказочном мире царит та же идиллия, что и в раннем детстве. Поэзию Бальмонта отличает виртуозная музыкальность. Современники называли его «Паганини русского стиха».

«Золотая рыбка» — детское стихотворение, хотя и не написано специально для детей.

А. Блок — поэт младшего поколения символистов. Его лирика притягательна тончайшими душевными переживаниями. Она полна переживаниями полутонов, символов. Главная тема его поэзии — Родина. Будущий лик Родины скрыт за темной вуалью. Поэт вслушивался в музыку революции, пытался предугадать ход истории.

Детям, считал Блок, нужно учиться технике, поскольку будущий век он называл «железным». Обратиться к вопросам воспитания вынудила поэта дискуссия о жестокости в детской сказке. Он выступал в защиту подлинной народности. Нужно открывать детям глаза не реальную действительность, готовить их к жизни вместе с народом.



Специально для детей он не писал, но в 1905 г. Отобрал произведения для детей для «Синодального букваря» и журнала «Тропинка». В 1913 г. — сборник «Круглый год» и «Сказка», куда вошли не только его произведения. Все стихи отличаются спокойствием чувств. Реалистически конкретные образы и детали складываются в живые узнаваемые образы, пейзажи, сценки и передают нюансы произведений.

Большую популярность имели стихотворения «Зайчик», «Вербочки». Поэт стремился побудить в детях эмоциональное восприятие природы («На лугу»). В «Колыбельной песне» с ее олицетворением Луны и Солнца, как сестры и брата, ощутимы народные традиции.

В своих стихах Блок дал очень тонкие и выразительные картинки крестьянского быта («Снег да снег», «Ветхая избушка»).

C. Есенин — из плеяды крестьянских поэтов. В 20-е гг. входил в группу имажинистов, которые декларировали не связанное с реальностью слово-образ как первооснову искусства. Есенин утверждал необходимые связи поэзии с естественной образностью русского языка и со стихией народного творчества.

В КДЧ вошли преимущественно ранние стихи поэта. Впервые он напечатался в детском журнале «Мирок» (1914 г. — стихотворение «Береза»). С тех пор обращение поэта к детям было постоянным. Он печатал свои стихи в различных детских журналах. Составил сборник «Зарянка» — целиком посвященный детям, но этот сборник не увидел свет.

Природа и человек в его стихах постоянно находятся в состоянии покоя и согласия. Лирический герой видел картину мира не внешним, а внутренним зрением, пропускал все видимое через свое сердце.

Источником есенинской поэзии была народная речь — напевная, поэтичная в своей основе. Картины природы органично вплетаются в картинки повседневного крестьянского быта. Поэт рассказывает о горестных думах старой крестьянки, отправившей своего сына на войну.

В более поздние года стихотворения Есенина также появлялись в детских журналах А в 1924 г. он пишет стихотворение «Русь бесприютная» о сиротах беспризорниках, в котором признается «Я только им и пою».

Гарин-Михайловский — писатель-реалист. Одна из главных тем — семья, воспитание детей. В этой теме едва ли не самой болевой точкой его мироощущения были телесные наказания детей, унижение человеческой личности в ребенке.

Повесть «Детство Темы» написана очень увлекательно. Автор умело ввел в повествование элемент познания юным читателем самого себя. Воспитательный потенциал этого произведения очень велик.

А. И. Куприн — писатель-реалист. На протяжении всего своего творческого пути обращается к естественным человеческим чувствам, не искаженным современными условиями жизни. Он приобщал детей к миру, в котором естественные чувства проявляются наиболее открыто и полно, — к миру животных («Ю-ю», про лошадей, про семейную жизнь гусей). Этими историями писатель стремился убедить юного читателя в некоторых вещах: гуси не глупые; кошка привязывается к человеку, а не к жилью. Наблюдения над животными окрашивает тонкий лиризм, благодарность за ту теплоту, которую они вносят в жизнь человека. Образы животных в рассказах максимально приближены к людям («Сапсан»).

Писатель убежден: душевная близость между животными и людьми очень важна для нравственного воспитания ребенка.

В рассказе «Белый пудель» мальчик совершает подвиг ради своего друга — пуделя Арто. Рассказ внушает детям благородные мысли о дружбе, о самопожертвовании. Рассказ построен на остром, полном драматизма конфликте: между дедушкой, мальчиком — с одной стороны, и барыней-миллионершей и ее … сыном — с другой.

В основном герои рассказов Куприна — дети из низов. И в этом рассказе — контраст между Сережей и Трилли (во внешности, в речи в отношении к природе). Рассказ написан мастерски, напряженно, динамично, со счастливым концом.

Другой мотив творчества Куприна для детей — протест против общества, обрекающего детей на тяжелую работу, нищету и вымирание.

К концу XIX в. тема тяжелого детства становится одной из основных в русской реалистической прозе.

А. П. Чехов раскрыл эту тему по-особому. Писатель вошел в русскую литературу как мастер психологического анализа. Он умел выявить тончайшие нюансы человеческой личности, скрытые мотивы его поступков и мыслей. Он считал, что лучше не писать специально для детей, а выбирать из того, что написано для взрослых.

Два рассказа написаны специально для детей: «Каштанка» и «Белолобый». «Каштанка» воплощает мысль автора о гуманном отношении к животным. Чехов считал: само присутствие животных благотворно влияет на ребенка.

В 1889 г. — сборник рассказов Чехова, предназначенный для детей. В основе этих рассказов — глубокая любовь к детям. В его рассказах о детях изображена подлинная жизнь того времени с его фальшью, раболепием, с ее равнодушием к чужому горю. В них показана разобщенность даже близких людей, неумение понять другого человека. Писатель сумел увидеть за внешним благополучием невидимую миру душевную драму. Он показал, как взрослые вымещают на детях свою досаду, обиду, неудачи (рассказы «Не в духе», «Лишние люди», «Событие», «Отец семейства»). В некоторых рассказах Чехова трагическая нота звучит столь сильно, что призывает людей всегда помнить о том, что страдает ребенок («Ванька», «Спать хочется»).

Д. С. Мамин-Сибиряк описывает нелегкую жизнь и раннюю смерть 12-летнего кормильца семьи Прошки («Кормилец»). Основную задачу своего творчества видел в том, чтобы подготовить сознание молодого поколения к борьбе с общественным злом. Мамин-Сибиряк считал, что книги для детей формируют разум и воспитывают чувства ребенка. В художественных образах он раскрывал правду жизни.

Друзьями людей в рассказах Мамина-Сибиряка обычно бывают собаки (Лыско в «Емеля-охотник» и Музарко в «Зимовье на Студеной»).

В произведениях Мамина-Сибиряка для детей, как правило, невелик круг действующих лиц, сюжет развивается плавно. Это позволило писателю не только достичь идейной остроты, но и воспитать в детях любовь к Родине, к народу-труженику.

«Аленушкины сказки» — очень гуманистическая книга, в которой при помощи аллегории нравственные категории и социальные явления перенесены в мир рыб, птиц, животных. Сказки Мамина-Сибиряка по-настоящему детские. Аллегория и антропоморфизм в этих сказках сродни народным сказкам. Животные разговаривают и действуют подобно людям. Язык свеж, колоритен, полон пословиц и поговорок.

Л. Андреев — «Петька на даче» — писатель показывает процесс омертвления детской души.

Совсем иное наставление в рассказах Серафимовича «Мишка-упырь», «В лесу»; Дмитриева — «Ванька-Баклай». Нередко чистота и сила нравственного чувства ребенка являются для писателя единственным противопоставлением злу жизни.

С подлинным гуманизмом в произведениях писателей-демократов раскрывается идея правды (Шмелев «Солдат Кузьма», «На морском берегу»).

Новой в детской литературе явилась тема участия детей в революционных событиях. Эту новизну стремились показать писатели самых разных идейно-эстетических позиций. В полную силу об этом заговорил Горький.

А. М. Ремизов оказал большое влияние на развитие сказочного жанра. Его жанры необычны: апокрифы, …, … такие, которые бытовали в средневековой словесности. Непривычна речь, которую впитали в нем рассказы, сказки.

1907 г. — первая книга автора — «Пóсолонь» — построена как путешествие по временам года. Основу сюжетов и образов составляют детские образы, песенки и сны, поверья, приметы, загадки, пословицы и поговорки (!Красочки», «Кошки-мышки», «Гуси-лебеди»).

Были сборники рассказов о детях.

Другой его сборник — «Докуко и балагорье» — вошли сказки-переложения. Позже писатель стал осваивать фольклор народов Сибири, Кавказа, Тибета.

Рукописная книга «Павлиньим пером» — сказки и назидательные истории Востока. Они были переговорены русскими ладами. Вошли в эту книгу и русские апокрифы, пришедшие из Азии.

Творчество Ремизова ввело в литературу для детей новые формы и жанры, способствовало приобщению маленького читателя к русскому исконному слову.

А. Н. Толстой — вошел впервые в литературу сказками. Сотрудничал в детских журналах «Тропинка» и «Галчонок».

1909 г. — сборник «Сорочьи рассказы» — собрание коротеньких «пустяков». Эти сказки не имели какой-то четкой внутренней идеи. Язык откровенно стилизован. В них повествуется в основном о птичьем и зверином царстве, о грибах и домашней утвари. Все сказки непритязательны, интонация их легкая, немного насмешливая. Они не назидательны, а только развлекательны. В то же время они полезны для детей. Автор предложил читателям норму здоровых переживаний.

В 1911 г. А. Толстой написал сказку «Жар-птица», которая была напечатан в одноименном сборнике.

Детская периодика в «серебряном веке»

Важной чертой литературной жизни этого времени стала демократизация детских журналов, их обращение к читателям из рабочих семей. В них публикуются произведения, острые по социальному направлению и сильные по эмоциональному воздействию.

Спектр детских журналов по социальной направленности был достаточно широк. Вплоть до 1917 г. — журнал «Задушевное слово». Демократическая критика относилась к нему скептически.

«Игрушечка» — журнал для маленьких. В каждом номере помещались сказки, занимательные рассказы, стихи, биографии знаменитых людей. Раздел «Игры», «Ручной труд у рабочего стола».

«Светлячок» — для детей младшего школьного возраста. Большая часть материалов носила развлекательный характер. Было много приложений (игры, забавные игрушки, поделки).

«Тропинка» — для детей среднего школьного возраста. Великолепные иллюстрации. В его оформлении принимали участие знаменитые художники (Нестеров, Соловьева).

Для детей среднего и старшего возраста издается журнал «Маяк». В нем был специальный раздел для маленьких. Редактор журнала — И. И. Горбунов-Пасадов. Он редактировал педагогический журнал «Свободное воспитание». Сам Л. Толстой часто поставлял свои произведения для публикации в журнале «Маяк». Журнал был демократической направленности.

В числе самых передовых детских журналов — «Юный читатель».

Однако в детском книгоиздании того времени были отрицательные явления, как бурный рост массовой детской литературы. Причины:

1. усилился коммерческий интерес к прибыльному книгоиздательскому делу;

2. усилилось гонение на детскую литературу демократического направления (были запрещены книги «Детский мир» Ушинского, «Русские народные сказки» в обработке Афанасьева и др.);

3. сказалось возросшее влияние казенной педагогики на детскую литературу; всякая осведомленность подавлялась и преследовалась церковной и политической цензурой.

В это время вышел указ о раздельном обучении детей разных социальных слоев. Это повлекло за собой издание разной литературы для детей. Ревнители воспитания в духе «чистой детской» охраняли детей от негатива, боялись излишнего реализма. Мерилом литературы для детей стали вкус и мораль обывателей. Эта массовая литература начала ХХ в. породила произведения Лидии Чарской. Под этим псевдонимом печатала свои произведения Лидия Чурилова. Дети с удовольствием читали ее произведения. Она попыталась привить детям какие-то добрые начала. Но приемы, которые она использовала, не соответствовали художественному вкусу. Сентиментальность и слащавость были своего рода социальной установкой, которая должна обезличить чувства ребенка.

Широким потоком в то время шла Россию массовая литература из-за рубежа. Она наносила духовный вред для воспитания детей.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: