Развитие детской литературы после 1917 г

1963 г. — «Большая книга для маленьких» А. Барто — книга для взрослых: исследование детской литературы в советский период.

Сравнивая процессы развития детской литературы в предшествующий период и в советский, Барто делает вывод, что раньше крупные писатели к произведениям для детей обращались редко (кроме Л. Толстого, Ушинского, но их произведения были написаны для взрослых и просто в них героями были дети). В советское время создание книг для детей стало делом государственной важности — главная особенность развития детской литературы в советский период, которая сказалась и на содержании детских книг, и на идеологической направленности.

Уже 14 ноября 1917 г. было опубликовано обращение Наркома просвещения Луначарского. Заинтересованно включиться в работу, чтобы в кратчайший срок добиться грамотности населения путем:

- открытия сети школ;

- введения всеобщего и бесплатного обучения.

Следовательно, и забота о книгах для детей, организация их издания, распространения также вошли в государственную программу всеобщего образования. Последовал ряд декретов:

1. «О введении новой упрощенной орфографии»;

2. «О бесплатном питании школьников»;

3. «О единой трудовой школе».

В каждом из них подчеркивалась особая роль чтения в развитии детей. В последнем особенно выделялись ценность эстетического воспитания, первостепенность искусства, художественно-эстетической деятельности детей.

Было объявлено о необходимости издания массовыми текстами произведений отечественной и мировой классики.

Характерна популяризация писателями своих произведений.

М. Горький обращался с докладной запиской в Наркомат просвещения, где пишет о пользе централизации всего книгоиздательского дела.

Издательство «Парус», открытое еще до 1917 г. было спрофилировано на издание книг для детей, подростков и юношества не только с учетом школьной программы, но и с ориентацией на новую систему — внеклассного свободного чтения книг.

1919 — издательство «Всемирная литература» — многотиражные дешевые издания классиков.

Детская литература 20-30-х гг. ХХ в.

Этот период ознаменован поиском новых путей. В этот период существовала «идея прекрасного».

В 20-е гг. утопический авангардизм был присущ значительной части литераторов, архитекторов, педагогов. Но в 30-е гг. начались гонения на слишком рьяных приверженцев авангардизма; на смену пришел единый социалистический реализм, тяготеющий к эпическому показу эпохи и человека. История и человек — основная тема.

Движение в детской литературе в основном повторяло линию взрослой. Родоначальники — М. Горький, К. Чуковский, С. Маршак.

В детские журналы и газеты пришло много талантливых людей.

Своими истоками новая детская литература уходила в русскую и зарубежную классику, в устное народное творчество. Поэзия для детей развивалась в русле новых течений, в том числе авангардных. При этом наметились 2 направления (ответвления):

1. воспитательно-игровое: К. Чуковский и писатели-обэриуты — члены объединения «Обэриу» (объединение реального искусства);

2. нравственно-дидактическое, близкое к сатире и публицистике: Маяковский, Барто, Михалков.

В творчества Маршака — оба ответвления.

Проза в основном развивалась в реалистическом русле. Для ряда писателей было характерно обращение к эпическим обобщениям, советской символике: Олеша, Гайдар, Паустовский, Пришвин, Житков. Другие стремились обобщать конкретные факты и приобщать детей к науке: Бианки, некоторые произведения Житкова.

Художественно-познавательная литература развивалась особенно эффективно. Немалая в этом заслуга Горького. Он основал ряд научно-познавательных серий («ЖЗЛ» — самая известная).

Несмотря на послереволюционные гонения на сказку в 20-30-е гг., этот жанр все равно развивается (но волшебство заменяли на мечту о прекрасном будущем).

Новый подъем переживает жанр автобиографической повести о детстве: А. Толстой, Гайдар, Пантелеев.

Оживляется детская драматургия, чему способствовало появление детских театров, развитие кинематографа.

Актуальные темы детской литературы:

— революция и Красная армия;

— борьба с врагами советской власти;

— интернациональное единство.

Вместе с тем активно развивалась веселая детская книга. Существовало и такое явление, как массовая детская книга, но талантливые произведения не затерялись в этом потоке.

Появилось множество хороших переводов зарубежной детской литературы. Очень активно в этой области работал Маршак.

Становление детской литературы происходило под партийным контролем. В конце 20-х гг. несколько постановлений, в которых книга для детства и юношества была названа острейшим орудием на идеологическом фронте. В партийных документах было определено и значение детской литературы: в ярких и образных формах показать социалистическую переделку людей и воспитание детей в духе пролетарского интернационализма. Особое внимание рекомендуется уделять освещению естественных и технических наук. Неоднократно выдвигались предложения качественно улучшить книги, бороться с сухостью, скукой.

Очень высокие требования — к оформлению детских книг. Новая детская литература, таким образом, получила в полной мере поддержку со стороны государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: