Развитие детской литературы во 2-й половине xix века

Эпоха потребовала от литературы для детей актуального содержания и современной художественной формы. Противоречия порожденные реформой, могли быт разрешены только будущими поколениями. Поэтому маленьким читателям стали предлагать книги современного, актуального звучания. Утверждалось отношение к детству как к чувственному миру с собственными духовными и этическими началами, со своим бытовым укладом. Здоровая духовная пища для правильного развития личности ставилась во главу угла.

На этот период приходится расцвет реалистического искусства и творческая деятельность Гончарова, Тургенева, Некрасова, Достоевского, А. Толстого.

Некрасовский «Современник» — печатались статьи Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Салтыкова-Щедрина. Они рассматривали детскую литературу как участок жизни, требовали от авторов четкой позиции, художественности, которая должна выражаться в предельной емкости и краткости изложения.

Он ратовали за расширение круга детского чтения, пропагандировали произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева. Выступали за развитие научно-популярно литературы, особенно за те книги, в которых содержались точные научные сведения, богатый материал.

«Современник» рассматривал творчество Некрасова как образец детской литературы, печатал повести из народной жизни украинской писательницы марко Вовчок, стихи Никитина, а. Фета, Н. Огарева. Впервые в этом журнале появилась повесть Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома». Печатались переводы романов Диккенса. 1852 — «Д. О. Ю.» Л. Толстого.

18.. — дискуссия на страницах журнала, нужны ли детям повести Тургенева, толстого, т. к. они писал грустные произведения.

Чернышевский выступал против подкрашивания образов народа в литературе и критиковал за это Тургенева. Чернышевский выдвигал правдивость безо всяких скидок на возраст.

Добролюбов также призывал не уводить детей в мир ложных представлений и чувств. Он выдвинул принцип реального направления и с горечью отмечал, что таких книг нет в европейской литературе. Но этот принцип налагал на детскую литературу ограничения, т. к. он был несовместим с фантастикой и сказками. Добролюбов считал, что следует отдавать предпочтение просто рассказанному приключению и реальной жизни.

Сторонники «эстетического» направления видели роль детской литературы только в развитии эстетического вкуса, нравственности, ума. Эту позицию занимал журнал «Семейные вечера» и разделял Достоевский. На первый план в детском чтении он ставил книги идеологического содержания, романтической устремленности и считал, что в детстве следует повременить с литературой критического характера.

В дискуссии принял участие _________________ в книге «Наша детская литература. Опыт библиографии современной отечественной детской литературы преимущественно в воспитательном отношении» Во главу угла ставил требование _______________________________________________________________________. По его мнению, содержание детских книг должно быть нравственным, а также важны познавательность и занимательность. Противник сказок, т. к. в них фантастическая часть отделена от познавательной и нравственной. Толь ценил художественную литературу за ее содействие эстетическому воспитанию.

В этот период формируются основные жанры познавательной литературы:

— рассказ;

— очерк;

— научно-художественная статья;

— описание.

Писатель А. Пчельников в книге «Беседы с детьми», использую традиционную форму беседы с матери с дочерью, вводит читателя в широкий круг домашних знаний.

Издаются адаптированные переводы книг Дарвина, Фарадея, Брема. Напр., научно-популярные книги — «История свечи» Фарадея; «История кусочка хлеба» Моссе.

Издавались книги:

1. А. Остроборского «Среди природы», «На досуге. Этюды естествознания»;

2. С. Аксакова «Записки оружей. охотника Оренбургской губернии»;

3. Максимова «Дремучие леса», «Русские горы и кавказские»;

4. А. Разина «Путешествия по разным странам мира»;

5. по истории — С. Соловьева «Русская летопись для первоначального чтения», статьи историка Костомарова «Вечевое устройство» и «Появление русской истории».

В сокращенном виде публиковались очерки И. Гончарова «Фрегат Паллада» и Григоровича «Корабль Ретвизан».

Для младшего школьного возраста выходят книги в серии «Робинзонада:

— «Настоящий Робинзон» А. Разина;

— «1-ая сказка о моем внуке» (автор неизвестен).

В это время в литературу пришла тема детства. Было опубликовано 1-ое крупное произведение Л. Толстого «Детство». Оно, а также повесть Аксакова «Детские годы Багрова внука» ввели в литературу нового герояребенка. Через 40 лет эту традицию продолжит Г. Михайловский.

У Достоевского эта тема приобретает особое, щемящее звучание. Появляется эта тема в произведениях Григоровича, Левинского, Куприна.

Во 2-й половине ХХ века возрос интерес к быту, обычаям народа, и сказки вновь занимают активную позицию. Вышедшая в 1844 г. книга А. С. Черепьевой (книга сказок), до конца века переиздается 8 раз.

1870 г. — Афанасьев отбирает лучшие сказки и выпускает книгу «Русские народные сказки для детей».

Своеобразны по языку и стилю сказки А. Даля. Они насыщены пословицами, поговорками. Вышли в 2-х книгах:

1. «1-ая первинка полуграмотной внуке. Сказки. Песенки. Игры»;

2. «Первинка другая. Внуке грамотейке с неграмотною братию. Сказки. Песенки. Игры».

В последней четверти ХIX в. жанр сказки видоизменяется. Литературная сказка утрачивает прямую связь с фольклорной основой и обращается к аллегорию Таковы сказки Гаршина «То, чего не было», «Сказка о жабе и розе», Гарина-Михайловского «Книжка-счастье».

Сказка Гаршина «Лягушка-путешественница» полна добра и торжества жизни. Излюбленный жанр Н. П. Вагнера — философская сказка, в которой он обращается к вопросам добра, милосердия (сборник «Сказки кота Мурлыкина»).

В пореформенное время была создана начальная народная школа. В городах открывались воскресные школы для детей и взрослых. Дети обучались не механическому, а осознанному чтению. Появление читателей из крестьянской среды поставило вопрос о новой литературе — литературе для народа. Одним из первых об этом заговорил Л. Н. Толстой (1828 —1910). В 21 год он стал заниматься с крестьянскими детьми в своем имении «Ясная поляна». В его школе обучение строилось в форме беседы, в которой давались новые знания.

Некрасов, Ушинский, Л. Толстой.

Объединение педагогической и литературной деятельности позволило Ушинскому и Л. Толстому создать блестящие произведения для детей.

Д. О. Ушинский (1824 — 1870) — педагог, основоположник русской дошкольной педагогики, детский писатель. В основе педагогической деятельности — идея народности воспитания: дети должны усваивать элементы народной культуры, овладевать языком, знакомиться с фольклором. Он рекомендовал приучать детей к чтению с самого раннего возраста. Начинать обучение, как он считал, следует с рассказов о природе, о человеке, о растениях, животных, воде, минералах и т. д. Принципом приучения детей к основам наук он провозгласил связь науки с жизнью.

1861 — «Детская мировая хрестоматия», разделы:

— из природы;

— из географии;

— из истории;

— 1-е уроки логики.

1864 — «Родное слово» для детей младшего возраста, 3 части в соответствии со ступенями взросления читателей.

Ушинский впервые познакомил детей с творчеством Тютчева, Фета, Майкова и др. Ушинский и сам сочинял сказка, оригинальные рассказы. Они просты по форме. Повествование строится так, чтобы пробудить в ребенке любопытство и удовлетворить его. Часто в них представлены хлопоты деревенской жизни («Курица и цыплята», «Чужое яичко», рассказы «История одной яблоньки», Как рубашка в поле выросла»). Рассказы «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» дают представление о сменах пор года.

Природа в рассказах Ушинского предстает как цельный и прекрасный мир. К ним близки рассказы нравственно-моральные — в них дети разговаривают с птицами, насекомыми, зверями. Ушинский старался излагать простым языком, не употреблять непонятных для детей слов и не поддельных под детский способ выражения мыслей.

Широкий охват вопросов и последовательность изложения в учебных книгах Ушинского придают им энциклопедический характер. Они признаны классическим образцом детской литературы.

В произведениях Л. Толстого для детей отразился его педагогический опыт и изучение фольклора. Он считал, что у крестьянских детей очень высокие способности.

1872 — «Азбука» Толстого в 4-х книгах. Отличалась от других книг манерой изложения, поэтому вызывала споры. Судьбу книги решило постановление министерства образования о непригодности книги для преподавания в школе. Писатель дообработал книгу, сюжетно обработав пословицы, придав им формы рассказы-миниатюры, добавил сказки, выделил «Русские книги (?) для чтения».

1875 — «Новая азбука».

Критика отмечала язык Толстого, который так сжат, прост и изящен, как будто бы для автора не существовало никаких стеснений. Многие из произведений, вошедших в азбуку, издаются в хрестоматиях, сборниках для детей. Создавая для учебных книг новые произведения и перерабатывая прежние, толстой стремился к тому, чтобы сюжет был занимателен и прост. В его рассказах для детей не было ничего лишнего, он обдумывал и взвешивал буквально каждое слово. Иногда его рассказы состояли из 2-3 предложений.

Композиционная структура «азбуки» — в соответствии с возрастными особенностями детей: сначала для самых маленьких, предложения простые, без усложняющих внимание обособленных и водных предложений, без придаточных предложений. В произведениях для ребят постарше смысл углубляется, расширяется содержание, которое захватывает новые стороны жизни. Меняется лексика и стиль. Сохраняя прежнюю простоту, они побуждают детей к более сложной психической работе и отвечают эстетическим задачам. В последующих частях попеременно даются то научно-познавательный рассказ, то басня, то быль.

Значительная часть материалов для чтения составляют произведения народнопоэтического творчества: пословицы, поговорки, сказки.

Басни, созданные на основе эзоповских, максимально приближены к детскому восприятию, содержат цепь художественных динамических картин, изложенных динамично и просто. Их мораль доступна детям. Басни воспитывали трудолюбие, честность, смелость, доброту («Два товарища»), высмеивались легкомыслие и глупость («Лгун»), учат жить в согласии («Отец и сыновья»); воспитывали гуманные чувства, создавая живые характеры, показывая сложную и противоречивую жизнь деревни.

Сказки в этих учебных книгах — русские и зарубежные, народные и литературные. Повествование в сказке «3 медведя» максимально приближено к реальной жизни. Зарубежные сказки максимально приближены к русской действительности, к русским сказкам. Такова сказка Ш. Пьеро «Мальчик с пальчик» — язык приближен к народно-поэтическому.

Стремясь дать детям доступные сведения о законах природы, Толстой давал практические советы о применении этих законов. Познавательные рассказы Толстой дает с целью научить ребенка обобщать, рассуждать и делать выводы.

Толстой — основоположник зообеллетристического рассказа в русской детской литературе. В них он знакомил читателя с повадками, поведением птиц и животных. Он много уделял внимание образам крестьянских детей. Они показаны в родной им среде, на фоне крестьянского быта.

Рассказы Толстого, посвященные детям метко обличают дурное и показывают доброе детской души. Он считал, что вывод в рассказе не должен быть высказан, представлен в явном виде. В большинстве рассказов о детях отсутствуют описания. Толстой стремился к краткости и стремительности действия, простоте стиля.

В 4-ю книгу для чтения Толстой поместил повесть «Кавказский пленник» — это реалистическое произведение, в котором ярко описан быт горцев, природа Кавказа. Повествование ведется от лица рассказчика. Сюжет развивается динамично, поступки героя представлены как серия красочных картин. Основной прием повести — противопоставление (противопоставляется образ главного героя Жилина и его товарища Костылина, контрастно показан быт горцев).

В 60-е гг. XIX в. в русской педагогике утвердился принцип наглядного воспитания и обучения ребенка. Предусматривались приобретение людьми реальных знаний в соединении с усвоением лучших образцов поэтического искусства. Сочетание реального и поэтического признавалось целесообразным и для детского дошкольного чтения. КДЧ значительно обогатился лирическими произведениями (Ф. Тютчев, А. Толстой, Майков, Фет, Никитин, Плещеев, Н. Некрасов).

Характерная примета лирики Тютчева — описание природы. Это яркие выразительные пейзажи, привлекательные картина изменчивого состояния природы («Люблю грозу в начале мая», «Зима не даром злится»).

А. Толстому присуще необычайно тонкое восприятие природы («Колокольчики мои, цветики степные»).

Многие стихи А. Фета также представляют собой непревзойденные по красоте картины природы. В стихах присутствуют и сами дети.

Майков — его стихи проникнуты жизнеутверждающим настроением. В детском чтении ……….

Несколько сборников для детей составил известный поэт и прозаик А. Плещеев. Его стихи полны любви к детям, и дети же стали их героями («Нищая», «Ожидание»). Главные персонажи окружены, как правило, близкими людьми. Очень популярны стали стихотворения «Бабушка и внучок», «Старик». Большинство этих стихов сюжетны.

Плещееву в высшей степени присуще умение отразить в своих стихах психологию детей, глазами детей видит он природу. Детской лирике Плещеева присущи также и социальные мотивы («Скучная история», «Нищая»).

Под влиянием Плещеева пришел к детской лирике и поэт Суриков — выходец из крестьянской семьи, талантливый поэт-самоучка. Впечатления деревенского детства, светлые воспоминания о родительском доме, о счастливых днях, проведенных в поле, на речке, стали темой его лирики. Эти стихи очень чисты и бесхитростны, а потому легко запоминаются детьми. Самое известное стихотворение — «Детство».

Поэтическое творчество Некрасова, предназначенное детям, ознаменовало собой новый этап в детской литературе. В его поэзию пришли крестьянские дети. Образы ребят воссозданы в большинстве поэтических произведений Некрасова, предназначенных детям. Он придавал большое значение воспитанию детей в духе коммунистических идеалов и служения народу. Мир детства в произведениях Некрасова — это идеальный мир, светлая атмосфер которого противопоставляется жизни балованных деток.

Поэма «Крестьянские дети» — воспоминания автора о своем детстве. Она представляет собой цепь сменяющихся картин, эпизодов деревенской детской жизни, которые соединены размышлениями автора. В повествование органично вписываются картины природы. Образы детей нарисованы с нежностью и восхищением. Однако, размышляя о судьбе детей из народа, поэт не скрывает горечи и тревоги.

В более раннем стихотворении «Школьник» Некрасов рассказывает о встретившемся в пути мальчике.»Стихотворения, посвященные русским детям» — 2 цикла — выходили в разные года. Эти 2 цикла были объединены в сборник, который вышел после его смерти.

«Железная дорога» — посвящается детям.

«Дед Мазай и зайцы» — одно из самых любимых детворой произведение Некрасова. Дед Мазай не только охотится в лесу, он еще, как настоящий поэт, любуется природой. Это произведение не могло не вызвать сочувствия у детей. Мысль об ответственности человека перед природой звучит и в стихотворении «пчелы».

Произведения Некрасова для детей дидактичны, наставительные, и это осознанный художественный прием, берущий начало в народной педагогике.

В КДЧ перешли созданные Некрасовым образы, олицетворяющие русскую природу (зеленый шум, Мороз — Красный нос).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: