Развитие литературы для детей в первой половине XIX века

Детская литература

В первой трети XIX века детская литература впервые разделилась на 2 самостоятельные ветви: художественную и познавательную.

Разнообразные азбуки становятся очень содержательными, их оригинально оформляют. Война 1812 года пробудила усиленное внимание к исторической тематике, к героическим личностям и привела к необходимости иметь национальную детскую литературу. Лучшие книги, посвященные войне 1812 года, воспитывали любовь к своей стране, ненависть к захватчикам. Лучшие из них — "Подарок русским детям в память о войне 1812 года" М.И. Требенева. в этой азбуке каждой букве соответствовала карточка с миниатюрной, выгравированной на меди карикатурой и рифмованной сатирической надписью на антинаполеоновскую тему. Это была первая в Росси детская книга с политическим и патриотическим содержанием.

Декабристы видели в книге эффективный инструмент воспитания детей и молодежи. Они пропагандировали научно-популярную историко-биографическую литературу. На русский язык переведена книга Плутарха "сравнительное жизнеописание великих греков и римлян". Имя этого писателя дало название целому типу изданий для детей историко-библиографического жанра. Все эти издания назывались плутархи. Они были написаны французскими авторами, но при переводе на русский язык они значительно перерабатывались и дополнялись. Например, "Плутарх для юношества" (1809) пополнился жизнеописанием знаменитых россиян, а в 3-е издание (1823) вошли новые главы,в том числе и о героях войны 1812 года. "Плутарх для молодых девиц" включал биографии знаменитых женщин, в том числе введенная переводчиком "Галерея российских женщин" из 29 биографий (переводил Федор Глинка)

Большим успехом пользовались книги Б. Полевой (?). Одна из них — "Русская история для первоначальных читателей". Ишимова "История России в рассказах для детей". Однако Белинский отмечал реакционный дух ее произведений и предсказывал их недолговечность.

Жанр прогулок — для детей младшего возраста. В книге Л. Ярцевой "Прогулка с детьми по Киеву" говорится о памятных местах древнего города, приводятся сведения из истории.

В первой половине XIX века появляется большое количество журналов для детей. Но не один из них не достиг идейно-художественного уровня "Детского чтения для сердца и разума". "Звездочка" и "лучи" Ишимовой были консервативны и реакционны. "Звездочка" — журнал для благородных воспитанниц инернатов ее императорского величества (для младшего возраста), "Лучи" — для девиц (для старшего возраста). Оба журнала пропагандировали монархические идеи. Резко критически отзывались о журналах Белинский и Добролюбов.

Из всех журналов для детей наиболее прогресивным был журнал "Новая библиотека для воспитателя", в котором помещались в основном научно-популярные произведения. Его издателем был профессор Московского, а затем СанктПетербуржского университета Редкин. В журнал помещались интересные научно-познавательные статьи. Здесь увидели свет первые переводы сказок Ганса Христиана Андерсона.

В художественной литературе для детей получил большое распространение жанр басни. Крылов написал около 200 басен. В его баснях ребенку открывается целый мир героев и образов. Житейские уроки преподносились наглядно, красочно, ярко, картинно.

Появились и талантливые, специально для детей написанные произведения: "Черная курица" Антония Погорельского, рассказы и сказки Одоевского, стихи и сказки Жуковского.

"Черная курица" А. Погорельского (Перовского) — первая фантастическая повесть для младшего возраста. Повествование в этой повести предельно доступно для детского восприятия. Впервые в детской литературе появляется не отвлеченный персонаж, а настоящий живой образ мальчика и с недостатками, и с положительными чертами характера. Вместе с 9-летним Алешей читател совершает увлекательное путешествие и задумывается над вопросом: "В чем настоящая красота и ценность человека?"

В.Ф.Одоевский интересовался детским воспитанием, глубоко задумывался над тем, как сделать процесс обучения ребенка естественым. а значит, наиболее эффективным. Взгляды Одоевского не сопвпадали с официальной педагогикой того времени. Он следовал принципам Белинского, считая, что в ребенке надо видеть прежде всего человека, воспитывать гуманизм. Детской литературе Одоевский придавал очень большое значение. Он стал издавать альманах "детские книжки для воскресных дней" и сотрудничать в журнале "Детская библиотека". Они писал под псевдонимом "Дедушка Иреней". В 40-е годы выходят "Детские сказки дедушки Иринея" и "Детские песни дедушки Иринея". Он создавал для детей произведения разных жанров.

Для произведений В.Ф.Одоевского характерна научность содержания и одновременно увлекательность и драматизм повествования.

Классическое произведение выдержавшее множество изданий, — "Городок в табакерке". В нем сложный научно-технический материал, по вырадению Белинского, "Ловко приноровлен к детской фантазии". "Городок в табакерке" — первая в детской литературе научно-познавательная сказка. Одоевский также написал сказки "Червячок", "Мороз Иванович", рассказы "Серебряный рубль " и другие. Сказка Одоевского четко ориентирована на детский возраст и лишена жесткого конца. Прием противопоставления хорошего плохому в сказке Одоевского больше не выглядит назойливым. Талант Одоевского принес ему большое признание детьми.

В. А. Жуковский (1783-1852) — поэт-романтик, обогативший русскую литературу тонкой передачей душевных переживаний. Многие его произведения воши в круг детского чтения. Его занимали вопросы воспитания детей, поблемы педагогики. Жуковский перевел несколько сказок братьев Гримм, сказку Ш. Перро "Кот в сапогах". Он создал книгу, включающую азбук и арифметику и детские произведения, ставшие классикой детской литературы. 1852 год — детские стихотворения Жуковского вышли отдельным изданием. особое место в детской библиотеке принадлежало сказкам Жуковского. Сюжет "Сказки о царе Берендее" подсказал ему Пушкин. Особо любма детьми сказка Жкуовского "Мальчик-с-пальчик". Поэт считал: сказка для детей должна быть чисто сказкой без всякой иной цели... Дети зачитывались и взрослыми произведениями Жуковскго.

А. С. Пушкин. хотя он специально для детей ничего не писал, многие его произведения входят в круг детского чтения ("Песнь о вещем Олеге", "Утопленник", "Жених", "Зимний вечер", отрывки из поэм "Руслан и Людмила", "Кавказский пленник", "Сказка о рыбаке и рыбке").

Он пристально следил за развитием детской литературы. Его возмущали бездарные авторы предназначавшихся детям произведений. В заметке "О прозе" он пишет... Пушкин создал несколько пародий на назидательную детску литературу. Печатались они под рубрикой "Детская книжка".

Таким образом, уже в середине XIX века были определены и обоснованы многие из тех качеств, которыми должна обладать литература для детей. Суммируя теоретические разработки революционно-демократических деятелей, — круг требований к детской литературе:

  1. воспитательный характер;
  2. познавательный (образовательный) характер;
  3. высокая нравственность;
  4. наличие положительного идеала;
  5. оптимизм;
  6. тематическая широта;
  7. близость к реальной жизни;
  8. учет психологических особенностей и познавательных возможностей детей, связанных с их возрастом;
  9. занимательность, динамизм;
  10. доступность изложения;
  11. художественное совершенство, высокие эстетические качества;
  12. правильность речи.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: