Детская периодика 20-30-х гг

Процесс становления детской периодики очень интересный, яркий и противоречивый.

1919 г. — журнал «Северное сияние» (основал Горький): разнообразие произведений, направленных на воспитание в детях «духа активности, интереса и уважения к силе разума». Печатались В. Шишков, А. Чапырин, сам Горький. Была открыта рубрика «Клуб любознательных» — для научно-популярных произведений. Существовала также страница «В часы досуга» (головоломки, занимательные задачи-загадки). Таким образом, журнал удовлетворяя потребность детей в увлекательном, в игре и стимулировал развитие сообразительности, интеллекта.

Недостатки:

1. декларативность;

2. отсутствие системы в сборе материала.

Но надо отдать ему должное. Журнал заложил основы детской журналистики. Закрылся из-за нехватки бумаги.

1923 — новый альманах «Воробей» возник при студии детской литературы института дошкольного образования. Б. Житков, В. Бианки, Е. Шварц, С. Маршак, М. Ильин собрались здесь.

Роль Маршака очень высока в развитии детской литературы. Именно он организовал работу альманаха — преобразовал в журнал «Новый Робинзон». 1-ый большой успех принесла журналу «Лесная газета» Бианки, появлявшаяся на страницах журнала.

Авторами материалов, как правило, становились люди бывалые, которые досконально знали то, о чем писали и стремились передать свою увлеченность детям.

К. Федин, Б. Пастернак, Б. Лугенёв, В. Каверин, Н. Тихонов, Н. Осеев — также печатались в журнале.

С 1924 г. начал выходить журнал «Мурзилка». Мурзилка — маленький щенок. Журнал — для детей младшего возраста. Действовала рубрика «Мурзилкин клуб» (то познавательные, то юмористические материалы). Печатались маленькие стихи, рассказы, шутки, задачи, загадки, небольшие очерки на тему труда. Был раздел, учивший детей мастерить разные поделки. Сотрудничали: К. Чуковский, А. Барто, С. Маршак, С. Черный, Паустовский, Л. Кассиль, В. Каверин, Л. Пантелеев.

1924 — журнал «Пионер». Был задуман как общественно-политический журнал. Основное направление — публицистика. Но со временем все больше места стало отводиться литературно-художественным произведениям. Вокруг журнала объединились Чуковский, В. Каверин, Л. Пантелеев, Л. Кассиль, Паустовский. Тесно сотрудничал с журналом А. Гайдар («Голубая чашка», «Пусть светит», «Тимур и его команда», «Комендант снежной крепости»).

Газета «Пионерская правда» (1925) вначале представляла боевые листки только что родившейся в стране пионерской организации. Газета призывала бороться с беспризорностью, против старого быта. Печатались стать Крупской, Ульяновой, Горького. В этой газете возникло явление «движение детских корреспондентов».

В это же время начал выходить журнал «Беларускі піянер» (позже — «Искры Ильича», после ВОВ — «Бярозка»). Я. Колос, З. Бядуля, К. Черный принимали участие в создании журнала. Журнал знакомил читателей с произведениями М. Лынькова, А Якимовича, В. Вольского, С. Граховского, Ст. Шашкевича, Т. Хадкевича, У. Дубовки.

В 30-е гг. широкую популярность получили журналы «Чиж» и «Еж» (Ленинград). Во многом продолжали традиции «Нового Робинзона». «Чиж» — для младших детей, «Еж» — для старших. Сотрудниками были: Алейников, Шварц, Маршак, Житков, Чарушин, литераторы «Обэриута». Обэриуты стремились очистить слово от старого значения, «от литературной и обиходной неслухи», но в их творчестве было очень много выдумки, шутки, что очень подходило детям. Обэриуты: Д. Хармс, А, Веденский, Ю. Владимиров, А. Заболотский. Благодаря ним журнал был веселым, наполненным юмором, пародийностью, мягкой сатирой.

Но и к вопросам воспитания редакция относилась серьезно, стремясь формировать у читателей высокие морально-нравственные установки. В журналах появились статьи публицистического характера.

На страницах «Ежа» появились и произведения, которые можно отнести к жанру психологической детской проз (Заболотский, Каверин, Житков). Новые формы заставили редакцию искать и новые иллюстрационные решения (Чарушин, А. Порет, Н. Радлов, А. Пахомов, Лебедев). Художники обладали обширной эрудицией, и были не просто художники, а литераторы-журналисты.

Редакция стремилась к активному общении. с читателями. Была налажена обратная связь (письма, 1930 г. — анкета для родителей и воспитателей с вопросами, что нравится их детям в журнале).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: