Дискуссия о детской литературе

В 20-30-е гг. детских книг выходило очень много. Их выпускали и частные, и государственные издательства (крупнейшие — «Госиздат»). Нужно было оценить и классифицировать детскую литературу.

1921 — научное учреждение Институт детского чтения. В нем рассматривались важнейшие вопросы, определявшие развитие детской литературы:

1. традиции и новаторство;

2. роль сказки;

3. критерии оценки детской книги, ее язык, содержание, герои.

В дискуссии участвовали писатели ученые, педагоги, критики, издательские работники. Пристальное внимание уделяли и государственные деятели (Луначарский, Крупская).

1. Остро стоял вопрос отношения к классическому литературному наследию. Спорили о том, достаточно ли советская литература опирается на классику. Решали вопрос как определить в классических традициях то, что пойдет на пользу, от того что будет мешать в поиске новых форм и содержания. Одни стояли за современную детскую книгу, другие утверждали, что нельзя пренебрегать вечными нравственными принципами классической литературы.

Горький выступал в защиту классики. В статье «О новом и старом» он заметил «О прошлом, которое теперь уходит, чтобы не возвратиться, книжки расскажут лучше и умнее, чем отцы и матери». Писатель резко выступал против теории социологов-вульгаризаторов, по чьей вине из библиотек изымались произведения классической литературы.

2. 2-ая тема дискуссий — отношение к сказке. Возражения против нее сводились к следующему: сказка отвлекает от реальной жизни, отражает идеологию буржуазного мира, заключает в себе мистицизм и религиозность вступает в противоречие с реальным опытом ребенка и тормозит его развитие. Все это мешает установлению устойчивых связей с внешней средой. Против была Крупская. У нее резкое неприятие вызывали чудесная форма и содержание сказок, чуждых коммунистическому мировоззрению. Она предлагала создавать современные сказки, направленные на воспитание «горячих борцов». Не отвергала напрочь народную сказку, но пользу видела лишь в сказках, повествующих о понятных ребенку вещах, а не мистические. По ее мнению, дети должны развиваться под влиянием литературы «реалистичной до крайности».

Луначарский не разделял таких взглядов. Он считал, что препятствовать тяготению ребенка к волшебству — значить калечить его, мешать нормальному развитию личности.

Горький считал, что сказка благотворительно воздействует на душевное и умственное состояние детей.

На стороне сказки был и Маршак. В своих выступлениях он возмущался крайней позицией, по мнению которой, вообще нельзя печатать для детей народные сказки.

Маршак, Чуковский использовали в своем творчестве фольклорные традиции.

3. Острая дискуссия — в отношении критериев, по которым должна оцениваться детская литература. Напр., Крупская высказала мысль, что «книга должна расширять представление ребенка о социальных отношениях. В ней должны ярко отражаться характеры людей и события, в которых они участвуют».

Другие видели достоинства детской книги в оригинальности сюжета, безупречной форме, совершенстве языка. Педагоги предлагали в основу закладывать образовательно-воспитательное значение детского произведения. Высказывались мнения, что при оценке детской книги нужно в первую очередь обращать внимание, отвечает ли книга интересам детей.

Затрагивались и другие проблемы:

— выдвигалась задача создать детский приключенческий роман;

— высказывались упреки писателям в том, что детские художественные произведения малопознавательны;

— активно обсуждались вопросы художественного мастерства детских писателей;

— 1937 г. — дискуссия о юморе в детской литературе.

Поэзия. Совершенно разные по творческой манере писатели видели общую цель — найти творческую формулу искусства ХХ в.

Б. Пастернак утверждал, что младенчество — колыбель поэзии, что ребенок наделен музыкально-поэтическим даром. Детям можно и нужно предлагать широкий спектр стихотворений, учитывая равенство детской и взрослой гениальности.

Сильное влияние оказали футуристы (Маяковский, Хлебников) и поэты- заумники (Н. Заболоцкий). Заумники призывали воздействовать не смыслом слов, а их значением. Эти идеи оказались близким традициям народной поэзии.

В речевых импровизациях Хлебникова дети от 2 до 5 могли услышать больше, чем взрослые. «Птичка в клетке», «Там, где жили свиристели», «Мудрость в силке», «Кузнечик», «Заклятие смехом» — его стихи для детей.

Для детей издавались книги О. Мандельштама, Б. Пастернака, Н. Осеева, С. Кирсанова.

Специально для детей писали К. Чуковский, Маяковский, Маршак, Барто, Черный, обэриуты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: