double arrow

Детское движение; современные детско-юношеские организации



Общественный контакт вызыва­ет своеобразное возбуждение жиз­ненной энергии людей, результат которого определяется не сложе­нием, а умножением их усилий. К. Маркс

СООБЩЕСТВО СВЕРСТНИКОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ

Существенным фактором развития де­тей и особенно подростков и юноше­ства, является общество сверстников. Ребенок по натуре своей существо социальное в высоком смысле этого слова: в общении со сверстниками он получает дополни­тельные знания (научные и житейско-обыденные), обо­гащает свой жизненный опыт, усваивает социальные нор­мы и ценностные ориентации, вырабатывает критерии оценки, приобретает опыт взаимоотношений со сверст­никами, испытывает чувства дружбы и товарищества, на­ходит возможности самореализации и самоутверждения, ощущает эмоционально-положительное состояние едине­ния со сверстниками... Спросите подростков, сбивающих­ся в стайки у школы 1 сентября, зачем они пришли в школу. Ответ однозначен: «Увидеться с друзьями...» Класс, как правило, разбит на группки. Вечерами они гуляют компаниями... В интернате после распада пионерской организации подростки организовали тайное общество «Звезда», в котором они занималось тем, что втайне де­лали хорошие дела и гордились, когда воспитатели и дети с удивлением восторгались «добрыми волшебниками». Но... потом общество пошло дальше: стали чинить само­суд над неугодными, мстить им, вредить... Потребовалось вмешательство взрослых.




У старшеклассников потребность в общении со свер­стниками еще более значительна. Алла П. (15 лет): «Оди­ночество для меня невыносимо; не общаясь, я не могу пробыть и дня... Я всегда сама принимаю решения, но


'лава 111. Воспитывающая среда и ее развитие

пока я не скажу о своем решении своим близким, а глав­ное -т- друзьям, я не спокойна».

Мы спросили у десятиклассников, к кому они обра­щаются в первую очередь, если им встречаются жизнен­ные трудности? Ответы распределились так: сначала — к друзьям, потом -- «решаю сам(а)», потом -- к родите­лям и в последнюю очередь — к учителям.

ДЕТСКОЕ ДВИЖЕ­НИЕ И ДЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

В теории и методике воспитания из­давна существовала и существует идея о том, что детское движение, объединяющее детей (по Конвенции о правах ребенка ООН это возраст от 7 до 18 лет) -важный фактор развития личности, ее социализации, ибо оно, будучи реальной разновидностью движений со­временности, является во всем мире начальной ступе­нью демократии, истоком гражданственности, развития творческого потенциала в обществе. Однако в нашей стране после распада пионерской и комсомольской орга­низаций некоторое время детское движение было в упад­ническом состоянии. Неприкаянность детей и подрост­ков привела, как известно, к негативным явлениям в детской среде, к спаду в системе воспитательной рабо­ты школы.



Но в настоящее время положение меняется. Во многих регионах страны детское движение набирает силу, при­обретая формы различных по содержанию и методике де­ятельности детско-юношеских организаций. Эти организа­ции становятся хорошим подспорьем в воспитании. При­няты законы и постановления о детских и молодежных организациях (их перечень в списке литературы к пара­графу).

Детские объединения* в современных условиях имеют принципиальное отличие: они носят общественный харак­тер. Государство обеспечивает правовую защищенность, материальную, финансовую поддержку, .но не является учредителем и не регламентирует их деятельность. Они


3.4. Детское движение; детско-юношеские организации________ 2Ц

приобретают самостоятельный социальный статус. Госу­дарство не поддерживает коммерческие, религиозные объединения, оставляет за собой право отказать в регис­трации, запретить объединения, деятельность которых противоречит Конституции РФ, Закону об общественных

объединениях.

:Объединяясь в различные группы, компании, коман­ды и т.д., чаще с участием взрослых, дети сосредоточи-вют свои силы для достижения конкретных целей в раз­нообразных видах деятельности.^ Проведенный социологи­ческий опрос* показал, что возможность своего участия в общественной жизни дети видят:

О в своей заботе о природе (43,5%), о старых и больных (38,8%), о детях-инвалидах (35,8%), о младших (24,4%), о родном селе, поселке, городе (20,6%); О в помощи семье (30,1%);

О в работе в фирмах, частных хозяйствах (27,8%); О в дружбе с ребятами разных стран (28,5%); О в борьбе за мир (20,4%), с недостатками в окружаю­щей жизни (20,6%);

О в участии в научных открытиях, изобретениях (19,4%); О в обсуждении различных вопросов вместе со взрослы­ми (12,4%); О в воспитании в себе качеств настоящего гражданина

(21,6%).

ФУНКЦИИ ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Детским объединениям присущи три основные функции:развивающая (обес­печивает гражданское, нравственное становление личности, развитие его социального творчества, умения взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать общественно- и лично­стью значимые цели), ориеитациопная (обеспечение ус­ловий для ориентации детей в системе нравственных, социальных, политических, культурных ценностей), компенсаторная (создание условий для реализации по­требностей, интересов, возможностей ребенка, не во­стребованных в других общностях, для устранения де­фицита общения и соучастия).



* Настоящий раздел параграфа написан по материалам Хорьксшской КЗ, опубликованным и книге: Сшсфановская Т.А. Педагогика: наука и ис-кусспю. М.. 1998. С. 213-222.


* Воспитание школьников. 1996. № 1.


212 Глава Ш. Воспитывающая среда и ее развитие

Современное детское движение началосьв середине 1980-х годов: параллельно с пионерской организацией ста­ли появляться многочисленные детские объединения,-как формальные, так и неформальные. Они представляют со­бой довольно пеструю картину.

ВАРИАТИВНОСТЬ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Отличительной особенностью детского движения является его вариативность: О организационно-правовых форм:объ­единения, организации, движения, союзы, ассоциации, лиги, содружества, центры, клу­бы и другие. Например, объединение «Искра» (г. Вол­гоград), Новосибирский союз подростков, Ассоциация юных любителей искусства (г. Челябинск), туристичес­кий клуб «Товарищ» (г. Обнинск) и др.; О масштабов и уровней:международные (например, Союз пионерских организаций); республиканские (движение «Невада», г. Семипалатинск), межрегиональные (ассо­циация клубов начинающих журналистов «Сибирское рождество»), региональные, районные, городские, на уровне микрорайона (отряд «Дорого» микрорайона «Со­кол» г. Москвы);

О целей и направленности содержания деятельности:пат­риотические, экономические, экологические, пионер­ские, скаутские, политические, пацифистские, рели­гиозные и др.;

О программ деятельности:«Содружество», «Детский ор­ден милосердия», «Школа демократической культуры», «Я сам», «Хочу делать свое дело» (для юных бизнесме­нов), «Игра — дело серьезное», «Мир красотой спа­сется», «Лидер», «Пионерское содружество», «Малень­кий принц Земли» (для юных экологов), «Возрожде­ние», «Школа выживания» (у скаутов) и др. О организационных структур, их внешнего оформления:звено, патруль, бригада, команда, отряд, дружина, клуб и т.д.; они имеют свои уставы, законы, ритуалы, символы, атрибуты;

О периодической печати:газеты, журналы, альманахи, ве­стники, информационно-методические бюллетени (на­пример, газета союза пионерских организаций «Эй, кто с нами?»);


3.4. Детское движение; детско-юношеские организации 213

О баз формированиядетских объединений: общеобразо­вательные учреждения, учреждения дополнительного _образования, клубы, учреждения культуры, детские дома, интернаты, по месту жительства и др.;

О названия организатораобъединения: руководитель, ли­дер, вожатый, инструктор, скаут-мастер, социальный педагог и др. Кстати, должность старшего вожатого со­хранена в школах и может использоваться в работе с детскими организациями. Изменилась и функция класс­ного руководителя: он не обязан работать с детскими организациями, но может принимать участие на доб­ровольных началах.

О системы подготовки педагогических кадров:в вузах, педучилищах, клубах, возрождающихся педагогичес­ких отрядах и т.д. — в разных формах (курсы, сборы, лагеря, семинары и др.);



Сейчас читают про: