Организация, методы и формы диагностики потенциала предприятия

Деятельность любого предприятия ориентирована на получение определенных результатов. Успех деятельности зависит от правильного выбора вида деятельности, наличия достаточных ресурсов, умением ориентироваться на рынке, а также методов управления в современных условиях. Одним из наиболее действенных методов управления и основным элементом обоснования руководящих решений является анализ и диагностика хозяйствующего субъекта. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия предполагает всестороннее изучение технического уровня производства, качества и конкурентоспособности продукции, обеспеченности производства ресурсами: трудовыми, финансовыми, материальными и эффективности их использования.

Потенциал предприятия – это совокупность его кадровых, материально-технических, финансовых и других возможностей, используемых для производства, продажи продукции и получения прибыли.

Сущность диагностики потенциала предприятия состоит в изучении и установлении факторов, влияющих на эффективность финансово-хозяйственной деятельности, и предотвращении нарушений режима его работы.

Диагностика потенциала предприятия включает комплексную оценку общих и основных показателей его деятельности и позволяет при выявлении каких-либо нарушений перейти к более глубокому анализу конкретного показателя. При выполнении комплексной диагностики одновременно исследуют все составляющие потенциала, анализируют общую способность предприятия обеспечить определенный уровень производства и эффективное использование ресурсов.

Комплексная оценка потенциала предприятия позволяет получить представления об общем состоянии его на данный момент, выявить преимущества и слабые стороны по сравнению с конкурентами. В дальнейшем более подробный анализ имеющихся ресурсов и мощностей может проводиться каждым звеном предприятия самостоятельно.

Организация диагностики потенциала предприятия должна осуществляться соответствующими звеньями его структуры управления. Общее руководство осуществляется генеральным директором, который координирует работу, как всего предприятия, так и аппарата управления.

Техническое руководство должно быть возложено на главного инженера – первого заместителя директора, в подчинении которого находятся подразделения и отделы, проводящие техническую подготовка производства продукции.

Технологическая подготовка производства осуществляется отделом главного технолога, который разрабатывает технологические процессы.

За состояние энергетического и механического оборудования предприятия, организацию и проведение капитального ремонта оборудования отвечают главный механик и главный энергетик.

Функции планирования и экономики возложены на планово-экономический и производственный отделы.

Планово-экономический отдел осуществляет технико-экономическое планирование, составляет производственную программу, разрабатывает бизнес-планы, координирует работу экономических служб.

Внешние хозяйственные связи предприятия находятся в ведении отдела снабжения, сбыта, финансового и транспортного отделов.

В состав финансового отдела входят бухгалтерия и экономический отдел.

Бухгалтерия осуществляет учет, контроль за материальными и денежными потоками, производит расчеты с рабочими служащими, составляет бухгалтерскую отчетность и баланс предприятия.

Экономический отдел необходим для оценки используемых в производственном процессе ресурсов и для оптимизации их использования с целью уменьшения производственных затрат и увеличения прибыли.

Маркетинговый отдел может как входить в отдел сбыта, так и быть самостоятельным подразделением. На него возложено изучение конъюнктуры рынка производимой продукции, состояния конкурентов, создание рекламных компаний для продвижения продукции.

Методы, посредством которых проводится диагностика потенциала предприятия, являются:

· экспертный метод применяется для оценки социального потенциала предприятия. Социальный потенциал – это стоимость обеспечения социальных потребностей, к которым относятся затраты на социальное обслуживание, культурные мероприятия, организацию отдыха, различные социальные блага (материальную помощь, пособия и т.д.);

· бальный метод используют при определении уровня кадрового и трудового потенциала;

· факторный метод целесообразен при измерении производственного потенциала. Его цель –определение основных факторов, оказывающих существенное влияние на результаты деятельности предприятия;

· экономико-математическое моделирование применяют для оценки научно-технического потенциала предприятия. Т.е определения возможностей для внедрения новых достижений, технологий;

· рейтинговый сравнительный метод. Рейтинг – это метод сравнительной оценки деятельности нескольких предприятий. В его основе лежит принцип группировки по определенному признаку, по степени его убывания (возрастания).

Диагностика потенциала предприятия может проводиться в форме комплексного исследования или поэтапно, поэлементно.

При использовании комплексной формы одновременно исследуются все составляющие экономической состоятельности предприятия, т.е. анализируется совокупная способность предприятия обеспечить определенный уровень производства продукции, товаров и услуг.

При выборе поэтапной или поэлементной формы основным является выбор критериев, которые обеспечат системный подход при исследовании предприятия.

Выбор формы диагностики потенциала зависит от ее целей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: