Принцип подбора и установления товарного ассортимента в РТП. Определение полноты и устойчивости ассортимента

Формирование ассортимента товаров в РТП производится с учётом общих и специфических факторов. К общим относятся факторы независящие от условий работы конкретного розничного торгового предприятия и включают покупательский спрос и производство товаров.

Специфически отражают конкретные условия работы предприятия и влияют на построение товарного ассортимента в каждом конкретном магазине: тип и торговая площадь магазина, техническая оснащенность, условия товароснабжения, численность и состав обслуживающего персонала, обслуживаемый контингент, подъездные пути и др. К специфическим факторам можно отнести праздники, традиции, национальные особенности, часы работы магазина, наличие выходных дней, размещение промышленных предприятий и предприятий социально-культурного быта, учебных заведений, сезонность и т.д.

При формировании ассортимента РТП учитывают характер спроса, который может быть устойчивый (твёрдосформулированный) – когда предъявленный спрос на товар не допускает замены товара другим даже однородным, альтернативный – формируется непосредственно в магазине при ознакомлении с товаром и его особенностями, он допускает взаимозаменяемость товара в пределах группы, подгрупп или разновидности, импульсный спрос – возникает под воздействием рекламы, непосредственно в магазине, чаще всего на малоизвестные или новые товары. Независимо от характера спроса при формировании ассортимента необходимо учитывать цену товара, особенно при формировании альтернативного спроса. Формирование ассортимента магазина связано так же с его зоной деятельности, по это признаку РТП делят на: РТП зоны жилой застройки, которые размещены в пределах пешеходной доступности (0,5 км.); РТП общегородского значения, размещение в пределах транспортной доступности и реализуют товары предварительного выбора.

Этапы формирования ассортимента в РТП: 1. Устанавливается групповой ассортимент товаров в соответствии с профилем и специализацией магазина (в зависимости от этого будут определены место и роль магазина в общественной системе торгового обслуживания населения). 2. Производится расчёт структуры группового ассортимента, т.е. определяется количественным соотношением отдельных групп товаров в ассортименте. Структура устанавливается с учетом торговой площади магазина и его размещения. 3. Определяется внутригрупповой ассортимент, т.е. производится подбор конкретных разновидностей товаров в пределах каждой группы. На этом этапе ведётся учёт ожидаемых изменений в спросе населения под влиянием внешних факторов. При построении ассортимента товаров в магазинах торгующих непродовольственными товарами исходят из деления всей номенклатуры товаров на комплексы, микрокомплексы и наименования, а в магазинах продовольственных товаров – на группы и наименования. При этом каждое наименование может быть представлено различным количеством разновидностей в зависимости от глубины ассортимента товаров. Инструментом регулирования ассортимента товаров в магазинах является ассортиментный перечень. Типовые ассортиментные перечни разрабатываются министерством торговли для конкретных типов магазинов с учётом их торговой площади и специализации. Наличие ассортиментных перечней позволяет рационально регулировать ассортимент товаров с учётом спроса и контролирует его полноту и стабильность. Полнота ассортимента – это соответствие фактического наличия товаров разработанному ассортиментному перечню. Коэффициент полноты рассчитывают как отношение фактического количества разновидностей товаров в магазине к общему количеству разновидностей предусмотренному ассортиментным перечнем. На полноту ассортимента влияют ритмичность и графики поставки, способы доставки и уровень товарных запасов в магазине, а так же ассортимент товаров, имеющихся в оптовой торговле. Устойчивость ассортимента (стабильность) – это бесперебойное наличие в продаже товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем. Но рассчитывается с учётом фактического количества разновидностей товара в момент отдельных проверок. Количество проверок и количество разновидностей товаров предусматривается ассортиментным перечнем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: