Понятие ассортимента продукции и его формирование на предприятии

Товарный ассортимент - это совокупность товаров, объединённых по наиболее общим признакам, по назначению, по цене, по сорту и т.д. Товарный ассортимент бывает: производственный (промышленный) - ассортимент продукции, производимой одной отраслью, торговый ассортимент - ассортимент товаров, находящихся в оптовой и роз­ничной торговле. Товарный ассортимент характеризуется: Широта ассортимента - общее количество товаров производителя. Насыщенность - общее число товаров, составляющих ассортимент конкретного товара. Глубина - варианты предложений каждого товара в рамках отдельной группы. Гармоничность - соответствие товаров различных ассортиментных групп тре­бованиям производства, каналов распределения и потребителей относительно конечного использования. Относительно ассортимента продукции предприятие может принять следующие решения: расширение ассортимента засчёт включения в номенклатуру производства но­вых видов и ассортиментных групп товара. увеличение насыщенности имеющихся ассортиментных групп засчёт включе­ния в ассортимент конкретных товаров новых видов, разновидностей, углубление ассортимента путём увеличения количества модификаций каждого производимого товара, повышение или снижение степени гармоничности засчёт определения основ­ных параметров продукции относительно требований. Основными составляющими системы формирования ассортимента является: определение текущих, перспективных и скрытых потребностей покупателей, анализ способов использования товаров, оценка существующих товаров-анало­гов, выпускаемых конкурентами, критическая оценка продукции, производи­мой предприятием, с точки зрения покупателя, принятие решений о расширении или сужении выпускаемого ассортимента, разработка концепции создания новых товаров, проведение рыночного тестирования товара, разработка рекомендаций для каждого производимого товара.

Производственный и торговый ассортимент, их характеристика и различия.

Ассортимент товаров это совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединённых или сочетающихся по определённому признаку.

Товарный ассортимент - это совокупность товаров, объединённых по наиболее общим признакам, по назначению, по цене, по сорту и т.д. Товарный ассортимент бывает: производственный (промышленный) - ассортимент продукции, производимой одной отраслью. торговый ассортимент - ассортимент товаров, находящихся в оптовой и роз­ничной торговле.

Товарный ассортимент характеризуется: Широта ассортимента - общее количество товаров производителя. Насыщенность - общее число товаров, составляющих ассортимент конкретного товара. Глубина - варианты предложений каждого товара в рамках отдельной группы. Гармоничность - соответствие товаров различных ассортиментных групп тре­бованиям производства, каналов распределения и потребителей относительно конечного использования. Производственный ассортимент включает в себя: основное оборудование, вспомогательное оборудование, узлы и агрегаты, основные материалы, вспомогательные материалы, сырьё.

Формирование ассортимента продукции и производственной программы предприятия.

Формирование ассортимента это подбор групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью более полного его удовлетворения. Оно осуществляется во всех звеньях товародвижения от производства до потребления. В каждом из них ассортимент товаров различен. В качестве цели формирования ассортимента во всех звеньях товародвижения выступает торговый ассортимент РТП. Необходимым условием бесперебойного снабжения РТП необходимыми товарами является создание оптимального ассортимента на оптовых предприятиях. Документом, служащим для целей формирования ассортимента товаров является ассортиментный перечень, который включает весь возможный ассортимент продукции отраслей, с которыми заключён договор на поставку. Выделяют так же ассортиментный минимум, который представляет собой минимальное количество товарных групп, подгрупп, видов, которые должны постоянно быть в наличии без указания разновидностей. Разработка ассортиментных перечней осуществляется в два этапа: на первом этапе устанавливается групповой ассортимент товаров, основой для которого являются маркетинговые исследования в области целевого рынка, представленного оптовыми покупателями и т.д. *На втором этапе рассчитывается число разновидностей каждого вида товара ассортиментного перечня, которые должны быть обязательно в наличии в ассортименте.

При формировании ассортимента продовольственных товаров учитываются особенности спроса не продукты питания (он более устойчив и может быть более консервативным) при этом учитывается фактор взаимозаменяемости, а так же комплексность покупок. Типовые ассортиментные перечни разрабатываются министерством торговли для конкретных типов магазинов с учётом их торговой площади и специализации. Наличие ассортиментных перечней позволяет рационально регулировать ассортимент товаров с учётом спроса и контролирует его полноту и стабильность.

Полнота ассортимента – это соответствие фактического наличия товаров разработанному ассортиментному перечню. Коэффициент полноты рассчитывают как отношение фактического количества разновидностей товаров в магазине к общему количеству разновидностей предусмотренному ассортиментным перечнем. На полноту ассортимента влияют ритмичность и графики поставки, способы доставки и уровень товарных запасов в магазине, а так же ассортимент товаров, имеющихся в оптовой торговле. Устойчивость ассортимента (стабильность) – это бесперебойное наличие в продаже товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем. Но рассчитывается с учётом фактического количества разновидностей товара в момент отдельных проверок.

Оптимальный ассортимент продукции предприятия по этапам ЖЦТ.

                   
 
         
 


Б

Д

А

В

Г

Г) Развивающаяся товарная групп.

В) Стратегическая товарная группа, призванная обеспечить предприятию бушующую прибыль.

А) Группа товаров, приносящих основную прибыль.

Б) Поддерживающая товарная группа, стабилизирующая объём выручки от реализации и прибыль.

Д) Товарная групп снимаемая с ранка.

Признаки и уровни новизны продукта.

Товар, имеющий новинку примерно 70 и более процентов является новым. 20-70% - товар нового вида. При меньше 20% - это товар незначительной новизны. К основным критериям, характеризующим товар, как новый относятся: *временный критерий (время его освоения, производства, появления на рынке), * отличие нового товара от товаров аналогов (используется принцип удовлетворения продуктом новой потребности), * критерий степени отличия данного товара от других товаров (базируется на том, что нужно исходить из совокупности критериев, характеризующих новизну товара с различных точек зрения). Уровни новизны товара: изменение только внешнего вида, * частичное изменение потребительских свойств без принципиального изм. технологии производства, * принципиальное изменение потребительских свойств существенно отлич. способом удовлетворения потребности,* появление товара, который не имеет аналога.

Концепция создания и внедрения нового товара на рынок, рыночный тест товара.

Концепция нового товара – это научно-обоснованное представление о товаре, его потребительских характеристиках, ЖЦ и рыночном потенциале, обеспечивающим товару реальную долю на рынке и прибыль предприятию. Концепция нового товара предполагает, что он должен появиться на рынке к моменту, когда, новая потребность уже будет осознана и сформулирована. Важное место в концепции отводится позиционированию товара.

Цель: определение ответной реакции рынка на представленный товар, его рыночного потенциала. Тип рыночного теста: стандартный. Основные мероприятия: производится в сравнении с известным товаром, наход. на рынке, выбираются конкплектные населённые пункты, где есть продукты конкуренты. Длительность до 3-х лет. Затраты велики. Контролируемый: с целью определения объёма продаж, для получения информации по прогнозированию рынка. Такую же информацию может получить конкурент. Стимулирующий: в местах продаж, раскладывается товар без продавца, проводиться рекламирование, оценивается объём продаж. Проводится в течение 8-12 месяцев. Требует средних затрат. Поставка товара на пробу: производительность имеет свою на рынке. Покупателю вручается сумма денег и предлагается приобрести товар, затем производится опрос. Метод точен и скрыт от конкурентов. Передача товара в бесплатное пользование: производитель предст. по выбранным адресам свой товар на пробу. Через некоторое время свой и конкурируемый товар, затем выясняются причины выбора. Точность такого метода невысока.

Стратегические подходы к созданию нового продукта на предприятии.

ПОДХОДЫ: модификационный занимает около 60% включает изменение качественных характеристик или сервиса в соответствии с выявленной позицией товара на рынке. Снижает риск неудач при выходе на рынок, и считается наиболее эффективным направлением в развитии и разработке товара. Пионерный занимает около 20% и включает создание в научных лабораториях, на базе фундаментальных исследований принципиально новые товары, обеспеч. предприятию на определённое время лидерство в отрасли. При выходе на рынок имеет наиболее высокую степень риска. Имитационный занимает около 15%. Осущ. через покупку лицензий или создание совм. предприятий. Случайный 5%. В рамках стратегических подходов создания товаров, возможно: а) вариация товара, которая связана с модификацией. И является наиболее часто употребляемой формой активизации ТП. Вариация связана с использованием стратегии «повышения концентрации полезности» и потребительского эффекта от использования товара конкретного назначения. Предметом вариации могут быть физические и функциональные свойства, эстетические свойства, рыночная атрибутика (ТМ, ТЗ), услуги, сопр. товар. б) элиминация товара – которая заключается в выделении таких товаров, которые выглядят сомнительно с точки зрения дальнейшей привлекательности на рынке и подлежат переаттестации или снятию с производства. В рамках этой стратегии: * выявление стареющих товаров, * изьятие из ном-ры товаров, не обеспечивающих покрытие затрат и прод. работы с оставш. ассортиментм * разработка мероприятийи стратегий для функционирования предприятия в условиях спада производства. * снятие товара.

Стадии развития нового товара и принципы разработки нового имени.

 
 


(Соединить схему линиями). Стадии разработки нового товара: 1 Разваротка товара 2 Формирование рыночных параметров. 3 Дизайн товара. 4 Имя и марка товара. 5. Упаковка товара. 6. Формирование технических параметров. 7 Параметры функционального назначения. Устанавливая возможность воплощения идеи товара в изделие, - рентабельное с технической точки зрения, разработки должны внедрять в него и рыночные характеристики буд. товара. Формирование рыночных товаров, осущ. как за счёт жестких, так и за счёт мягких характеристик (цвет, форма, упаковка). При разработке нового товара сложной проблемой является разработка нового имени, которое должно характеризовать: тип товара, вызывать положительные ассоциации у покупателя, обладать рекламным воздействием и быть неизменчивым. При этом руководствуются следующими принципами: использовать творческие методы поиска, осуществлять трансформацию какого-либо имени (известного) до тех пор, пака по отношению к новому имени не будет правовых возражений, в основе нового имени можно форм. Противоположность конкурируемого товара, использовать какое-либо известное имя для присоединения его к новому. Необходимо знать: что имя будет значить, какие имена вообще можно подвергнуть отбору, какое из них лучшее, какое имя несёт конкурируемый товар, будет ли имя использоваться для одного товара или закреплено за всем ассортиментом.

Ассортимент торгового предприятия и его классификация по назначению, сезону и потребительскому комплексу.

Ассортимент товаров это совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединённых или сочетающихся по определённому признаку.

Различают производственный и торговый ассортимент. Торговый ассортимент это номенклатура товаров, реализуемых в розничной торговой сети (РТС). Он включает ассортимент товаров выпускаемых многими отраслями и делится на 2 товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары. Каждая из отраслей делится на товарные группы, в состав которых входят товары, объединяемые по наиболее общим признакам (однородности сырья, потребительского назначения, сложности ассортимента). В зависимости от однородности сырья и материалов, из которых изготавливаются товары, их подразделяют на изделия из стекла, пластмассы, кожи и т.д. По потребительскому назначению товары подразделяют на хозяйственные, музыкальные, строительные и т.д. С учётом физических свойств товаров и требований соблюдения условий и режима хранения товары подразделяются на скоропортящиеся и не портящиеся. С учётом сложности ассортимента товары делят на: товары простого ассортимента, которые состоят из небольшого количества видов или сортов; сложного ассортимента, имеющие в пределах одного вида внутреннюю классификацию по различным признакам (фасоны, модели, артикулы, размеры, роста). К ним относятся: одежда, обувь, бакалейные товары и т.д. Товарные группы делятся на товарные подгруппы, в состав которых входит однородные по признакам единства происхождения товары: -товарная группа: обувь; - подгруппа: кожаная, резиновая, валяная;

Каждая подгруппа складывается из товаров различных видов, Под видом товара понимают одинаковые товары разнообразного назначения (сапоги мужские, женские, детские). Внутри каждой группы могут быть так же артикулы, сорта и т.д. Например, сапоги женские по цвету, размеру и т.д. С учётом деления товаров на группы, подгруппы и виды принято выделять групповой и внутригрупповой ассортимент. Групповой ассортимент – это детализация группового ассортимента по конкретным видам и разновидностям. При этом выделяют широту ассортимента, которая определяется количеством товарных групп и наименований, глубина – количество разновидностей товаров. Товары классифицируют по таким признакам как: частота спроса, стабильность спроса и характер спроса.

По частоте спроса товары делят на три группы: товары повседневного спроса; периодического спроса (приобретаемые через определённый промежуток времени); редкого спроса (товары длительного пользования).

По стабильности: устойчивый спрос; подверженный колебаниям. По характеру спроса: твердо сформулированный; альтернативный; импульсный.

Для формирования рационального ассортимента в торговле целесообразно группировать ассортимент по комплексности спроса с целью его максимального удовлетворения. В основу разработки комплекса может быть положен признак половозрастной, особенности образа жизни и проведения досуга (турист, охотник, автомобилист).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: