Тема 3. Формы проведения работ и использование их результатов
- Взаимодействие ген подрядчика и субподрядчиков.
В этой системе центральное место занимает генподрядчик, с которым заказчик заключает государственный контракт и который несет финансовую ответственность за создание продукции.
Генподрядчик самостоятельно решает, стоит ли привлекать субподрядчиков и какие работы им стоит отдать. По заключенным с субподрядчиками договорам он сам совершает финансовые расчеты, регулирует их деятельность и несет финансовую ответственность.
Возможен вариант, когда часть работы передается субподрядчикам 2-го уровня, на условиях, обговоренных в договоре.
Согласно требованиям ГК РФ, при выполнении НИР, субподрядчики могут привлекаться тока с разрешения заказчика. При выполнении ОКР и ТР, всё зависит от условий государственного контракта.
Субподрядчик и заказчик не могут предъявлять друг другу требования, связанные с нарушением ген подрядчиком договоров, которые он заключает с ними, если иное не оговорено в договорах.
|
|
Ответственность за надлежащее исполнение субподрядчиком перед государственным заказчиком несёт генподрядчик.
В некоторых министерствах существуют ограничения на величину работ, передаваемых субподрядчику.
- Подряд может выделяться одновременно 2-м и более исполнителям
В данном случае каждому дается свой участок работы. При этом получатели подряда могут передавать субподряды другим исполнителям.
Напрямую эта форма в России не м.б. использована, т.к. противоречит закону, по которому победителем конкурса или аукциона м.б. тока 1 организация. Возможен аналог. Суть: заказчик с согласия ген подрядчика вправе заключать договора на проведение отдельных работ с др организациями. В этом случае эти организации будут нести ответственность за качество и сроки выполненных работ непосредственно перед заказчиком.
Сравнение этих 2-х вариантов показывает, что с т.з. денежных затрат первый вариант экономнее, т.к. договор будет заключаться тока с одной фирмой. Второй способ связан с одновременным финансированием двух контрактов. На данном этапе это значительно дороже, но в результате м.б. получено более эффективное решение, которое принесет значительную экономию при его внедрении в масштабах всего народного хозяйства.
- Групповая форма выполнения заказа.
В рамках этой формы две или более фирмы образуют товарищество, которое потом будет действовать как единый подрядчик и новое юридическое лицо.
В США эта форма активноиспользуется и считается наиболее эффективной при выполнении сложных, масштабных научных исследований и разработок.
|
|
Вопрос 3.2(11). Использование результатов научно-технической деятельности
Постановление Правительства РФ от 2 сентября 1999г. №982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности» (в редакции от 17 ноября 2005г. №685 «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности»).
3 аспекта:
- Было признано, что права на результаты научно-технической деятельности, ранее полученные за счет средств бюджета РСФСР, государственного бюджета СССР, а также за счет средств бюджета РФ, подлежат закреплению за РФ в следующих случаях:
- Если права на такие результаты не включены в установленном порядке в состав приватизированного имущества.
- Если такие результаты не являются объектами исключительных прав физических или юридических лиц.
- Если на эти результаты не подана заявка на получение исключительных прав.
- Распоряжаться этими правами от имени РФ должны органы исполнительной федеральной власти, к сфере деятельности которых относятся эти результаты.
Эти органы должны обеспечивать:
- Проведение инвентаризации результатов научно-технической деятельности, полученных за счет бюджетных средств.
- В случае необходимости должны обеспечивать подачу заявок на выделение патентов и свидетельств и приобретения как в России, так и за рубежом исключительных прав на выявленные в результате инвентаризации изобретения, полезные модели, промышленные образцы.
- Введение в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, принадлежащих РФ, путем передачи третьим лицам прав на использование изобретений и прочей конфиденциальной информации.
Если речь идет об обеспечении федеральных государственных нужд, то использование в основном должно осуществляться на основе безвозмездной неисключительной лицензии, предоставленной государственным заказчиком.
Для целей, не связанных с обеспечением федеральных государственных нужд, права на объекты интеллектуальной собственности могут передаваться третьим лицам на конкурсной основе на возмездных условиях по лицензионным договорам с зачислением поступающих денег в федеральный бюджет.
Если на конкурсе будет участвовать исполнитель, который ранее и получил эти запатентованные государством результаты, то он имеет преимущество перед остальными участниками.
- Если патент на изобретение, созданное при выполнении государственного контракта для федеральных нужд, был получен самим исполнителем, а не РФ, то государственный заказчик может потребовать от патентообладателя предоставить указанному им лицу неисключительную безвозмездную лицензию на использование данных результатов для государственных нужд. Патентообладатель обязан её предоставить.
- По вновь проводящимся работам для государственных нужд, государственные заказчики в контрактах на выполнение НИОКР должны указать, кому будут принадлежать права на результаты научно-технической деятельности, полученные при выполнении работ. Возможны 3 результата:
- РФ
- исполнителю
- совместно РФ и исполнителю
Рассмотренный порядок не распространяется на результаты научно-технческой деятельности военного и специального назначения и относящиеся к объектам двойного назначения.
Вопрос 3.3(12). Инвентаризация прав на результаты научно-технической деятельности и их учет
Постановление Правительства РФ от 14 января 2002г. №7 «О порядке инвентаризации прав на результаты, полученные при выполнении НИОКР, финансируемых за счет бюджетных средств»
Цель инвентаризации: выявление прав на результаты научно-технической деятельности для их последующего учета и правомерного использования в гражданском учете.
Инвентаризация включает следующие мероприятия:
|
|
1. Осуществление научно-технического, правового и экономического анализа результатов НИОКР с целью выявления в них потенциально охраноспособных результатов
2. Идентификация субъектов прав на эти результаты
3. Разработка рекомендаций о получении правовой охраны на выявленные результаты и их использование в производстве
Инвентаризация м.б. двух видов: обязательная и инициативная.
Обязательная осуществляется в случае приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также реорганизации и ликвидации н. орг. Комиссия определяет правообладателя выявленного результат и рекомендует ему принять меры для получения патента или свидетельства, либо сохранить информацию об этом результате в режиме коммерческой тайны с целью его последствий использования в производстве.
Инициативная проводится по решению собственника имущества или лица имеющего это имущество в хозяйственном ведении. Результаты направляются государственному заказчику для этой организации для принятия решения о правовой охране и порядке использования этих объектов.
Учет результатов научно-технической деятельности.
4 мая 2005 принято Постановление Правительства РФ «О государственном учете результатов НИОКР гражданского назначения, выполненных за счет средств федерального бюджета»
Государственный учет результатов научно-технической деятельности осуществляется заказчиками путем внесения в специальные БД сведений о этих результатах, представленных исполнителями работ. В описании этих результатов должны включаться их индивидуальные особенности. Сведения в эти БД вноситься в месячный срок с датой подписания акта сдачи-приемки результатов работ. Ведение реестра осуществляется Федеральным Агентством РФ по науке и инновациям. В этом агентстве должна вестись регистрация государственных контрактов, заявку на которые должны подавать сами заказчики в месячный срок со дня подписания контракта.