Философия истории

В своих взглядах на историю, философы разделились на две группы:

1) те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики и направленности движения (как правило, это иррационалисты).

2) те, кто видит в истории закономерное направленное движение (к ним относится большинство философов).

Если рассматривать общество как закономерно- направленную развивающуюся систему, то необходимо установить критерии, по которым происходит развитие. В качестве критерия выступает либо духовная сфера (дух свободы, степень нравственности, возможность развития личности и т.д.), либо материальная сфера (производство, техника и т.д.), либо смешанное (духовная и материальная сфера).

В зависимости от общей схемы развития в социальной философии выделяется два подхода:

1) концепция локальных культур и цивилизаций

2) теория единства Всемирной истории

Согласно первой концепции общество рассматривается как отдельные культуры или цивилизации, каждая из которых проходит свое рождение, детство, возмужание, зрелость, старость и смерть. Так, Освальд Шпенглер (1880-1936) в своем знаменитом труде «Закат Европы» выделяет 8 таких культур. Это Индийская, Китайская, Вавилонская, Египетская, Античная, Арабская, Западноевропейская, Культура Майя и возможность появления 9 – ой Русско-сибирской культуры.

Если для Шпенглера цивилизация – это последний этап развития культуры, то для англ. историка Арнольда Тойнби (1889-1975) это устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. Мыслитель выделял основные и локальные культуры. К основным относятся те цивилизации, которые могут косвенно влиять (особенно религиозно) на другие цивилизации. Это шумерская, вавилонская минойская, эллинская (греческая), китайская, индусская, исламская, христианская. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках. Тойнби насчитывал 21 такую цивилизацию, потом сократил их до 13.

Идеи локальных культур, так же, рассматривались русскими мыслителями Н.Данилевским, П.Сорокиным, Н.Гумилевым.

Согласно второй теории, общество рассматривается как единая история. Так, Гегель усматривал смысл мировой истории в постепенном восхождении к свободе мирового духа. Философ выделяет 3 этапа: 1) восточную эру, где свободен только один человек – это правитель, 2) античная эра, в которой свободна часть людей – это правители, аристократия, 3) германская эра – эпоха, когда свободны все.

Маркс рассматривал общество с экономической позиции. Он выделяет 5 общественно-экономических формаций (ОЭФ) – ступень исторического развития общества.

1) первобытнообщинный строй

2) рабовладельческий

3) феодальный

4) капиталистический

5) коммунистический

Смена каждой ОЭФ происходит за счет конфликта между производительными силами (техника, люди) и производственными отношениями (способ функционирования элементов производства).

Основными элементами ОЭФ являются: 1) базис – это экономика общества, совокупность производственных отношений, соответствующих уровню развития производительных сил, 2) надстройка – это система идей государства (политика, право, нравственность, философия и т.д.)

В результате, изменение материального базиса влечет за собой изменение духовной надстройки: государственные учреждения, институты и т.д. Эти изменения, в свою очередь, оказывают обратное воздействие на экономический базис, на структуру и содержание производственных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: