Эмпиризм и рационализм о природе познания.
В классической гносеологии выделяются два противоборствующих направления – это эмпиризм (сенсуализм) и рационализм. Согласно эмпиризму главным источником знания является чувственный опыт. Основная позиция эмпириков: «Нет ничего в интеллекте (разуме), что вначале не было бы в чувстве» (Дж.Локк). Эмпиризм разделяется на идеалистическое (Юм, Беркли, Мах, Авенариус и др.) и материалистическое (Бэкон, Локк, Гоббс, Фейербах и др.) направление. Разновидность эмпиризма – сенсуализм, в котором главным источником знания являются ощущения (Гоббс, Локк и др.).
Аргументы сенсуалистов следующие:
- Без органов чувств человек вообще не способен ни к какому познанию;
- Мышление только лишь обрабатывает чувственный материал;
- Разум не связан непосредственно с внешним миром. Без органов чувств он глух и слеп.
Согласно рационализму главным источником знания является мышление, разум. К основной позиции эмпириков «Нет ничего в интеллекте, чего ранее не было бы в чувстве», рационалисты добавляют «кроме самого интеллекта» (Лейбниц). Представители рационализма Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.
|
|
Аргументы рационалистов:
- Только разум способен обобщать информацию, полученную от органов чувств;
- чувства, нередко, вводят в заблуждение, так, например, видно, что Солнце вращается вокруг Земли, хотя в действительности наоборот;
- Только разум обладает творческим потенциалом, способный конструировать и абстрактно мыслить;
- Разум является тем инструментом, который упорядочивает чувственные впечатления.
Первым кто попытался объединить эти два направления, был И.Кант, который выделил уровни познания: чувственный уровень, рассудок и разум. В дальнейшем марксисты диалектически объединили эти два направления, где чувственный уровень позволяет установить явления, а рациональный определяет сущность вещи.
Современная гносеология и наука, в основном, стоят на позициях материализма и признают познаваемость мира. Современные приборы выступают в роли усилителей органов ощущений, а разум лишь синтезирует полученные данные приборов (органов чувств) и обобщает картину мира. В связи с этим, выделяются два уровня познания: чувственное и рациональное.
Чувственное познание проявляется в 3-х формах: ощущение, восприятие, представление. Ощущение – это отражение отдельных, чувственно воспринимаемых свойств предметов (звук, запах, вкус и т.д.). Восприятие – это целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств. Так например, человек, воспринимая яблоко, может одновременно сочетать в себе элементы ощущения: цвет, форму, запах, вкус. Представление – это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета.
|
|
Рациональный уровень выступает в роли абстрактного мышления, где тоже выделяются три формы, это понятие, суждение и умозаключение. Понятие – это форма мысли, в которой выражаются общие, существенные и отличительные признаки предмета. Суждение – это форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается. Умозаключение – это форма мысли, в которой из одного или более суждений выводится новое суждение.