Коммуникативное пространство и его организация

Предисловие

В данной книге мы рассмотрим большинство технологий XX века. Эти коммуникативные технологии обладают боль­шим объемом общих характеристик, что и позволяет объ­единять их под единой обложкой книги. Характерной их чертой является попытка влияния на массовое сознание, что отличает их от других вариантов межличностного воз­действия.

Если теория коммуникации является базовой исследова­тельской дисциплиной для данной профессиональной об­ласти, то такой же базовой прикладной наукой являются паблик рилейшнз. Это отражается в постоянном перетекании специалистов из одной сферы в другую. Так, в США ряд специалистов попадает в сферу паблик рилейшнз после работы в так называемом комитете Криля, который зани­мался пропагандой в первую очередь внутри собственной страны, В Великобритании произошел аналогичный пере­ход после Второй мировой войны, поскольку этих специа­листов в области "интенсивной коммуникации" не могла принять сфера рекламы из-за своего недостаточного разви­тия в условиях дефицита продуктов.

ПР, как и другие коммуникативные технологии, являясь в основном изобретением века двадцатого, перейдут вместе с нами в век двадцать первый, где и получат свое полное развитие. Профессии будущего следует готовить сегодня.

Все эти профессии не являются чем-то новым для нас, под другими названиями, в работе с другой интенсивностью они существовали и в советский период. Если, например, спичрайтер именовался референтом, то это не изменяло ха­рактера его работы. Или такой пример, как работа отдела внешнеполитической информации ЦК КПСС. Его первый заведующий Л.Замятин вспоминает: "Новый отдел ЦК до­лжен был, опираясь на обширную информацию, поступав­шую в ЦК по каналам МИД, КГБ, ГРУ и из других источ­ников, готовить обстоятельные аналитические обзоры с вы­водами и рекомендациями, которые и ложились на стол генсеку, и, одновременно, — докладывались членам Полит­бюро. Эти обзоры содержали, как правило, конкретные предложения о том, как реагировать на те или иные важные события, происходящие в мире, через нашу прессу, специ­альные службы информации и дезинформации КГБ"*. Как видим, тут присутствует и работа спиндоктора, и работа специалиста по психологическим операциям. Кстати, Ф. Тэйлор** также подчеркивает, что советские специалис­ты в области пропаганды в своих инициативах чаще выиг­рывали, поскольку пропаганда была взаимосвязана с поли­тикой. Не менее значимо и его замечание о том, что Совет­ский Союз не столько проиграл "холодную войну", сколько объявил "дефолт" (после событий 17 августа это слово уже стало вполне русским).

В сумме все эти новые профессии мы можем объединить словом "коммуникатор". Это слово уже появилось в языке элиты. Зам. главы администрации президента РФ Олег Сысуев говорит: "Ситуация в регионах во многом отличается от того, что происходит в Москве в партийных штабах. Там люди смотрят на вещи гораздо реалистичнее, там другой язык отношений. И именно там мы собираемся выступать в роли коммуникаторов"***.

Коммуникатор — это профессия будущего, статус кото­рой будет постоянно возрастать при продвижении к инфор­мационной цивилизации.

* Замятин Л.М. Горби и Мэгги. — М., 1995. — С. 13.

** Taylor P.M. Munitions of the Mind. A History of Propaganda from the Ancient World to the Present Day. — Manchester etc., 1995. — P. 268

*** "Общая газета", 1999, № 4.

Глава первая


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: