Событийная организация

Существует важная закономерность, знакомая всем спе­циалистам по воздействию: люди не только больше верят тому, что видят, чем тому, что слышат, но и больше верят событиям, чем словам. Причина этого одинакова в обоих случаях. Слово — это всегда описание ситуации, и при его оценке мы начинаем рассматривать его как правду или

* Center А.Н., Jackson P. Public Relations Practices. — Englewood Cliffs., 1990. - P. 5.

** Герцштейн Р.Э. Война, которую выиграл Гитлер. — Смоленск, 1996. — С. 257.

*** Костиков В. Роман с президентом. — М., 1987. — С. 162.

ложь. Событие — это всегда действительность, то есть всег­да правда. Поэтому оно убеждает больше. При этом люди как правило не думают о том, что событие тоже может быть организованным и отрепетированным. Кстати, американс­кий полевой устав по психологическим операциям, когда говорит об организации для каких-либо целей толпы, под­черкивает, что она должна выглядеть спонтанной, а не ор­ганизованной.

Событие должно запоминаться своей неординарностью. Например, при подготовке визита Б. Ельцина в Америку он назвал в качестве места посещения штат Монтана. "Для меня поехать в Монтану, — поясняет Ельцин, — это все равно как если бы президент Буш, оказавшись в России, поехал бы в Магадан. Это был бы шок для всех. В политике нужно уметь найти изюминку...”*

Другой пример, оставшийся в памяти канадцев — поез­дка Б. Ельцина в Ванкувер. С. Ястржембский вспоминает: "Борис Николаевич поразил всех, когда вышел из самолета под проливной дождь без зонта. Все выглядело удивительно. В аэропорту, как и полагается при официальном визите, вы­строили гвардию, почетный караул. И вдруг Ельцин под ливнем отказывается от зонтика.

Существует алфавит событий, позволяющий писать не­обходимые сценарии в достаточно технологической манере. Бурная встреча, затянувшееся ожидание, восторг — все это кубики, из которых умелые специалисты складывают необ­ходимый набор, позволяющий отразить задуманное. Собы­тие в политике никогда не будет носить случайный харак­тер. Выживает только системное, призванное отражать нуж­ные на данный момент характеристики.

Событие позволяет "перетянуть" на лидера присущие ему характеристики. Поэтому политики любят открывать все новое, перерезая ленточки, любят встречаться с извест­ными людьми, попадая под ореол их внимания. Ельцин при посещении войск в красном берете и военной форме отра­жал решимость власти бороться с оппозицией. Предвыбор­ный Ельцин в свитере на КВНе отображал открытость и простоту, что является характеристикой, "работающей" на

* Костиков В. Роман с президентом. — М., 1987. — С. 60.

** "Факты и комментарии", 1998, 4 сент.

выборы, поскольку население хочет избрать того, кто может услышать об их бедах. Событие "достраивает" образ полит­ика до идеального завершения. И это лучше воспринимает­ся населением, чем словесный рассказ об этом же политике.

Событие также может быть организовано на том или ином фоне, который в свою очередь будет влиять на интер­претацию события, на поведение его участников. В. Кости­ков вспоминает о встрече Б. Ельцина с главными редакто­рами газет. "Впоследствии такие встречи повторялись не раз, и по предложению президента их стали проводить не в торжественном Екатерининском зале, где сами стены с их царственной позолотой как бы приглушали остроту и от­кровенность дискуссии. А в одном из ближайших загород­ных особняков на улице Академика Варги, в так называе­мом особняке АБЦ. Встречи с журналистами здесь проходи­ли в достаточно непринужденной обстановке при минимуме протокольных условностей. После официальной части раз­говор переносился за стол и часто затягивался"*.

Встреча Н. Хрущева с творческой интеллигенцией стро­илась по аналогичной модели. Михаил Ромм вспоминал: "Встал Хрущев и сказал» что вот мы пригласили вас пого­ворить, мол-де, но так, чтобы разговор был позадушевнее, получше, пооткровеннее, мы будем откровенны с вами, ре­шили вот — сначала давайте закусим. Закусим, а потом по­говорим"**. Правда, вторая встреча проходила уже в зале.

Событие является таким же вариантом сообщения, как и вербальный текст. Любое событие строится в соответствии с необходимостью порождения информации, только иным спо­собом. Торжественное собрание отражало пиетет, поэтому оно предоставляло право голоса только избранным. Встреча М. Горбачева с народом на улице должна была символизиро­вать не только новое мышление, но и новый тип слушания, которого не было у предшествующих советских руководителей.

В заключение приведем пример пространных заключе­ний психологов по поводу президента Ельцина:

"Психологи говорили с помощниками, просматривали видеозаписи различных "явлений" Ельцина народу, писали

* Костиков В. Роман с президентом. — М., 1987. — С. 78.

** Ромм М. Устные рассказы. — М., 1989. — С. 126.

в общем-то разумные заключения. Говорили, Ельцину не следует так резко размахивать рукой, не следует сидеть перед телекамерой с каменным лицом, хорошо бы чаще улыбаться, хорошо бы больше пока­зывать его в кругу семьи, было бы лучше выступать не по телевидению, а по радио — и прочая, и прочая..."

В целом эти рекомендации не выходили за пределы нор­мального здравого смысла. Они годятся для любого политика, который хотел бы улучшить свой имидж. Ну, например:

"Речь и поведение должны отражать решительность в достижении успеха, уверенность в способности до­биться этого, спокойствие, отсутствие резкой реакции на злобные выпады и критику, доброжелательность ко всем, кто хоть как-то конструктивно поддерживает Конституцию, хладнокровие"*.

Отсюда следует, что заранее просчитанные характерис­тики лидера должны реализовываться в специально сконструированных под этот случай событиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: