Психодрама

Психодрама возникает в двадцатые годы в США. Сама психодрама разыгрывается в присутствии всех членов груп­пы. Смысл ее в следующем: "это форма психотерапии, в которой пациент или субъект разыгрывает свои конфликты, а не рассказывает о них"***. Например, у человека нелады с начальством. На сцене расставляются стулья, один из учас­тников становится начальником, который обрушивается с филиппиками на "героя". Иногда сюда добавляется прием с двойником, когда выделяется участник, выступающий в роли двойника, он выражает чувства, которые "герой" по разным причинам не может проявить. После проигрывания ситуация "герой" и начальник могут поменяться местами и сыграть сценку вновь. В результате такой психодрамы чело­век отрабатывает модели поведения, которые ему не свой­ственны. Получив их в свое распоряжение в игровой ситу­ации, он сможет применить их в реальной жизни. Известно, что даже лидеры очень плохо чувствуют себя в новых ситу­ациях, поэтому для них стараются нарабатывать заранее те или иные стереотипы ситуаций. После окончания психод­рамы участники обмениваются мнениями, что позволяет выявить слабые/сильные стороны поведения каждого. Идея психодрамы посетила Морено, когда одна актриса поведала ему о своих конфликтах с женихом. И с помощью уже имев­шийся труппы Морено поставил конфликт на сцене.

* Рудестам К. Групповая психотерапия. — М., 1993.

** Роджерс К. О групповой психотерапии. — М., 1993. — С. 9-10.

*** Блатнер ГА. Психодрама, ролевая игра, методы действия. — Часть 1. — Пермь, 1993. — С. 5.

В основе психодрамы лежат понятия ролевой игры и импровизации. Мы все играем какие-то роли, и чем богаче у нас репертуар этих ролей, тем уверенней мы чувствуем себя в жизни. Психодрама как бы направлена на расшире­ние этого репертуара. При этом она действует очень точно, занимаясь теми моделями поведения, которые "задавлены" в пациенте. Импровизационный характер психодрамы также весьма схож с жизнью, при импровизации возникает элемент творчества, который позволяет совершенно по-но­вому раскрываться членам группы. В ряде случаев незамет­ные серые мышки вдруг поднимаются в своих драматичес­ких возможностях, и внимание группы служит для них до­полнительным стимулом. Очень важным элементом психодрамы является разминка, это связано с изначальной консервативностью, заторможенностью многих из участни­ков, в большинстве своем людям достаточно тяжело дается самораскрытие. Кстати, моделирование такого самораскры­тия, искренности является важным элементом подготовки лидеров в рамках ПР. Роль двойника также существенным образом помогает обретение новых чувств, и что очень важно — учит различным вариантам их проявления. "Для того, чтобы стать хорошим двойником, — пишет Барбара Сибурн, — вам следует призвать на помощь всю вашу ин­туицию, опыт и чувства. Если вы дублируете пациента, на­ходящегося в депрессии, то вы должны сидеть, двигаться и выглядеть как человек, испытывающий состояние депрес­сии. Затем следует сказать о том, что вы чувствуете в состо­янии депрессии и о своих собственных чувствах. Лучшее дублирование достигается там, где вы полностью идентифи­цируете себя с пациентом"*. Подобные методы позволяют "наработать" новый репертуар поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: