Модель Фрейда

Основным постулатом Фрейда может стать следующее: наше поведение не всегда опирается на то, что выдает нам сознание в качестве мотивов наших поступков, которые в действительности могут быть совершенно иными. Нацелен­ность на поиск сексуальных мотивов в модели Фрейда сле­дует признать несколько утрированным. Суть же психоана­лиза состоит в поиске этих скрытых мотивов, переведение их из области бессознательного в сознание, что имеет в ряде случаев терапевтический эффект. К этому пониманию своей модели Фрейд пришел с лечения истерии. И сущест­вует путь входа в это бессознательное. Как пишет В.Воло-шинов (М. Бахтин): "Бессознательному, как мы уже знаем, закрыт прямой доступ в сознание и в подсознательное, у порога которого работает цензура. Но все вытесненные вле­чения не лишаются, как мы тоже уже знаем, своей энергии и потому постоянно стремятся пробиться в сознание. Они могут сделать это только частично путем компромисса и ис­кажения, с помощью которого они обманывают бдитель­ность цензуры"**. Отсюда возникает интерес Фрейда к об­молвкам, ошибкам, юмору, поскольку только так, как он считает, удается обманывать свою внутреннюю цензуру. От-

* Там же. - С. 128.

** Волошинов В.Н. Фрейдизм. — М., 1993. — С. 47.

сюда же интерес к сновидениям, поскольку они тоже реа­лизуются вне того мощного контроля сознания, которое мы имеем в нашей дневной жизни. В. Волошинов (М.Бахтин) считал, что психоаналитический сеанс реально отражает "борьбу" врача и пациента, в которой один хочет скрыть некоторые аспекты ситуации, навязать другому свою интер­претацию ситуации, а другой — врач — старается заставить больного принять более верную точку зрения на болезнь и ее причины. И тут В. Волошинов (М. Бахтин) выходит на очень важный и для теории коммуникации, и для ПР пос­тулат: "Слово — как бы "сценарий" того ближайшего обще­ния, в процессе которого оно родилось, а это общение, в свою очередь, является моментом более широкого общения той социальной группы, к которой говорящий принадле­жит. Чтобы понять этот сценарий, необходимо восстановить все те сложные социальные взаимоотношения, идеологи­ческим преломлением которых является данное вы­сказывание"*. Сложность психоаналитического общения подчеркивают не только его критики, но и практики: "ле­чебный альянс может рассматриваться как основывающий­ся на сознательном стремлении пациента к сотрудничеству с психотерапевтом в преодолении переживаемых пациентом сложностей. Это вовсе не совпадает с простым посещением сеансов ради получения удовольствия или чего-то в этом роде. Лечебный альянс предполагает осознание необходи­мости преодолеть свои внутренние проблемы и заниматься психоанализом, несмотря на внутреннее или внешнее со­противление..."**.

Фрейд также представил интересное исследование мас­совой психологии***, которое важно для ПР-специалистов как работающих с аудиторией. Он анализирует две искус­ственные массы — церковь и армию. И в том, и в другом случае необходимо определенное внешнее принуждение, предотвращающее эти образования от распада. Еще одной общей характеристикой является следующее: "В церкви (мы с успехом можем взять для примера католическую

* Там же. - С.78-79.

** Сандлер Дж. и др. Пациент и психоаналитик. Основы психоаналитичес­кого процесса. — Воронеж, 1993. — С. 28-29.

*** "Массовая психология и анализ человеческого "я"// Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. — М., 1992.

церковь), как и в войске — как бы различны они ни были в остальном, — культивируется одно и то же обманное пред­ставление (иллюзия), а именно что имеется верховный влас­титель (в католической церкви — Христос, в войске — полко­водец), каждого отдельного члена массы любящий равно лю­бовью"*. Фрейд приводит примеры развивающихся в армии неврозов, связанных с грубым обращением с отдельными со­лдатами. В другом месте он вообще подчеркивает преоблада­ние чувства стадности, определенной первобытности, харак­терное для массы. "Мы должны сделать вывод, что психоло­гия массы является древнейшей психологией человечества; все, что мы, пренебрегая всеми остатками массы, изолировали как психологию индивидуальности выделилось лишь позднее, постепенно и, так сказать, все еще только частично из древней массовой психологии"**. И отсюда мы логично переходим к модели Юнга как связанной с подобными архетипами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: