Художественное литье из бронзы

Относительно слабое развитие русской пластики (мраморная и бронзовая скульптура, живопись, графика) в ХVII и начале ХVIII в. было обусловлено отсутствием значительных традиций и школ, которые, например, были развиты в национальном зодчестве [8]. Одновременно сказывались запреты и ограничения православной христианской церкви на развитие древнерусской скульптуры, литье из художественной борнзы получило существенное развитие только при Петре I. Не дожидаясь, когда в России сформируются кадры своих русских мастеров, царь приказал покупать за границей античные статуи и другие произведения скульптуры. К таким удачным покупкам относится замечательная статуя Венеры Таврической (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Много статуй и скульптурных групп в его правление было установлено в парках Санкт-Петербурга. На службу в Россию приглашались выдающиеся иностранные мастера, например с 1716 г. по заказам императорского двора работал известный скульптор Карло Бартоломео Растрелли.

Основными изделиями из бронзы первоначально были пушки, колокола, решетки и церковная утварь. Стволы пушек и часть поверхности колоколов часто украшались орнаментом, насечкой, рисунками. Первая пушка в Москве была отлита мастером Яковым в 1471 г. [9]. В 1638 г. литьем и отделкой пушек занимались 36 мастеров: плавильщики, литейщики, кузнецы, паяльщики, замочники, резчики и др. Наиболее известные пушки имели собственные имена. Эта традиция пошла от Царь-пушки, которая была отлита в ХVI в. и имела массу 40 т. Торец этой пушки был украшен растительным орнаментом и фигуркамизверей. Изготовленная в 1685 г. бронзовая пушка «Новый перс» на казенной части имела украшение в форме полной фигуры воина в доспехах. Эта фигура была обрамлена венком из трав, а по торцу орудия имелась круговая надпись на славянском языке. К художественным изделиям, выполненным из бронзы в ХVII в., относятся различные церковные предметы и разнообразные решетки. Например, в Успенском соборе Кремля (г. Москва) сохранился прекрасный бронзовый шатер для хранения церковной утвари. Он был отлит мастером Д. Сверчковым в 1625 г. в манере сквозного готического орнамента очень сложной декоративной формы. Следует особо отметить очень высокое качество литой поверхности и тщательность проработки всех деталей. Сохранилась бронзовая решетка у гробницы царевича Дмитрия (сына Ивана Грозного). Решетка имеет сложный рисунок в форме «сочных» стеблей и бутонов, а также содержит в своей композиции овальные медальоны с мифическим существом «единорогом» (рис.2.38).

Первые литые статуи из бронзы были исполнены по заказу Петра I иностранными мастерами. Например, в 1715 -1716 гг. была отлита фигура Нептуна – бога морей в греческой мифологии. Эта статуя была установлена в Петербургском парке (Санкт-петербург). По стилю исполнения она близка к русской деревянной скульптуре ХVI - ХVII вв.

Переехавший на работу в Россию Б.Растрелли в период 1723-1741 гг. создал несколько замечательных произведений из бронзы: бюст Петра I (Эрмитаж, Санкт-Петербург); конный монумент Петра I (русский музей, Санкт-Петербург); статую империатрицы Анны Иоановны с арапчонком. Монумент Петру I в 1800 г. был установлен перед Михайловским замком в Санкт-петербурге. Общий стиль этих произведений – сдержанный, без особых украшений и весьма натуралистичен.

Рис. 2.38. Бронзовая решетка (Россия)

Менее известны и другие мастера по художественной бронзе в России. Например, скульптор Ф.И. Шуоин, наряду с мраморными бюстами, исполненными по заказу известных исторических личностей (голицын А.М., Панин М.Р., Чернышев З.Г., Безбородко А.А.), отлил статую Пандоры. Эта статуя была установлена в 1801 г. в ансамбле Большого каскада фонтанов в Петергофе.

В конце ХVIII в. для этого же ансамбля скульптором М.И. Козловским в бронзе была исполнена центральная композиция – фигура Самсона, раздирающего пасть льва. Первый вариант фигуры был отлит из свинца в первой половине ХVIII в. и был посвящен победам Петра I над шведскими войсками. Бронзовый Самсон скульптора М.И. Козловского – одно из известнейших произведений парковой монументально-декоративной скульптуры. Струя воды, бившая из пасти льва, поднималась на двадцатиметровую высоту, а после падения разбивалась на тысячи брызг о золоченую поверхность «Самсона».

В этот же период М.И. Козловский отливает из бронзы два конных монумента: Геркулес на коне (Русский исторический музей, Санкт-Петербург); памятник великому полководцу А.В. Суворову (рис. 2.39) [3].

Особенность указанных монументов – легкость и динамичность.

С бронзой работали еще два русских скульптора – Ф.Ф. Щедрин и И.П. Прокофьев. Однако наиболее известные работы Ф.Ф. щедрина относятся уже к началу ХIХ в., а в конце ХVIII в. он занимался мелкой пластикой на учебе в Париже. К ранним его работам относятся статуэтки «Марсий» (1776 г.) и «Спящий Эндимион» (1779 г.).

Рис. 2.39. Памятник Суворову А.В. Бронза. (Россия)

И.П. Прокофьев известен своей скульптурой «актеон», выполненной в бронзе в 1784 г. (русский музей, Санкт-Петербург). Эта композиция представляет фигуру стремительно бегущего юноши, преследуемого собаками. Фигуры очень динамичны, а сама композиция отличается необычайной легкостью пространственного решения.

Однако, наиболее известным скульптором второй половины ХVIII в. в России был Этьен Морис Фальконе, который работал в Петербурге с 1766 по 1778 гг. Результатом его труда стал один из наиболее прославленных бронзовых монументов в мировом искусстве. Это памятник Петру I, установленный в Санкт-Петербурге на берегу Невы. В отличие от композиционного решения аналогичного памятника Петру I, выполненного скульптором Растрелли в виде грозного и властного человека, Фальконе изобразил императора как великого преобразователя своего времени. Петр I представлен в момент стремительного взлета на скалу, где он останавливает своего коня и простирает вперед правую руку. Эта рука одновременно воплощает не только свойственную ему жесткую непреклонность, но и мудрое поведение и даже умиротворение достигнутым. Под ногами коня извивается попранная змея, олицетворяющая силы зла и коварства противников его реформ в России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: